Жевые собаки. Стремясь отвести взрывы от паровозов и вагонов, немцы пус-
Кали впереди эшелонов пустые платформы. На особо опасных участках пути
Замедлялось движение транспорта, а на некоторых оно разрешалось только
Днем и только после тщательного осмотра соответствующего участка дороги
В целях поиска мин.
Серьезнейшей опасностью для диверсантов являлись вражеские засады,
Поджидавшие их на подступах к магистралям и на путях отхода. Их можно
Было ожидать и на любом участке маршрута. А ведь подрывникам-разведчикам
Каждый раз приходилось проделывать огромный путь от базового лагеря до
Места диверсии. Преодолевая чащобы и буреломы, болота и открытые прост-
Ранства по 30-40 км, а в отдельных случаях и до 100 км, (когда ставилась
Целевая задача на проведение диверсии в особо отдаленном участке магист-
Рали), несмотря ни на какие преграды диверсанты все же выполняли свои
Задачи.
Тактика действий диверсантов на железной дороге обычно была следую-
Щей. Группа подрывников почти всегда действовала под прикрытием подгруп-
Пы охраны. Подойдя к дороге, группа, залегала в пределах видимости же-
Лезнодорожного полотна, изучала обстановку, вела наблюдение, выбирала
Место подхода к полотну. Иногда это длилось несколько суток. Установка
Каждой мины требовала подлинного мастерства, предельного напряжения и
Внимания. Особую опасность представляла установка неизвлекаемых мин,
Способных сработать от любого колебания почвы. Большого умения требовала
И маскировка мин. На месте их установки не должно было оставаться ника-
Ких следов. Нельзя было перемешивать сухие верхние слои с сырыми нижними
- это сразу бы вызвало подозрение охраны. Лишнюю землю уносили с собой
На плащ-палатке. Установив мину, сверху укладывали поселенные камешки -
Так, как они лежали вдоль полотна до минирования. Отходя убирали свои
Следы. А ведь все это делалось ночью, в абсолютной темноте, с соблюдени-
ем тишины: при малейшем звуке в небо взмывали ракеты и мгновенно откры-
Вался огонь...
Теоретически, для того, чтобы перебить железнодорожный рельс требует-
Ся 200 грамм тротила или 400 грамм аммонита или аммонала, но на самом
Деле взрыв должен быть настолько сильным, чтобы выхватить в настиле по-
Лотна воронку, через которую не перескочить колесным парам паровоза и
Вагона. А для этого надо не менее 3-4-х килограммов тротила. Под большой
Эшелон ставили 3-4 заряда в разных местах полотна. Удобно было взрывать
Полотно на повороте, там заряд ставился в стык рельса тогда эффект был
Больше.
Разведчиками-диверсантами для диверсий на автомобильных дорогах была
разработана оригинальная тактика под названием "поле смерти". Сущность
Этого способа сводится к тому, что на дороге устанавливаются две-три ми-
Ны нажимного действия, причем задние срабатывают от взрыва передней мины
По ходу движения. Таким образом, если взрывается передняя машина, она
Взрывает еще 1-2 машины, следующие за ней. Одновременно с этим вдоль
Движения колонны, по кюветам, устанавливали мины.
Эта противопехотная мина подпрыгивает при взрыве
Вверх. При взрыве машин уцелевшие кидались в кювет и попадали там
На прыгающие мины.
Как уже отмечалось, разведгруппы в тылу часто сами попадали в засады
Врага, уходили от преследования. Уходя от преследования, разведчики
Обычно минировали противопехотными минами свой след. Отрывались от прес-
ледователей также с помощью гранат. "Лимонку" закрепляли в развилке
Куста, рядом с тропой. Чеку гранаты почти вытаскивали, оставляя самый
Кончик, сдерживающий боек. Бечевку от чеки протягивали через тропу, за-
Маскировав ее.
Затем через каждые 100 м оставляли протянутые веревки, но без гранат.
Расчет был такой. Подорвавшись, преследователи станут более внимательны,
Бечевка их будет останавливать, когда же их бдительность притупится,