Жевые собаки. Стремясь отвести взрывы от паровозов и вагонов, немцы пус-

Кали впереди эшелонов пустые платформы. На особо опасных участках пути

Замедлялось движение транспорта, а на некоторых оно разрешалось только

Днем и только после тщательного осмотра соответствующего участка дороги

В целях поиска мин.

Серьезнейшей опасностью для диверсантов являлись вражеские засады,

Поджидавшие их на подступах к магистралям и на путях отхода. Их можно

Было ожидать и на любом участке маршрута. А ведь подрывникам-разведчикам

Каждый раз приходилось проделывать огромный путь от базового лагеря до

Места диверсии. Преодолевая чащобы и буреломы, болота и открытые прост-

Ранства по 30-40 км, а в отдельных случаях и до 100 км, (когда ставилась

Целевая задача на проведение диверсии в особо отдаленном участке магист-

Рали), несмотря ни на какие преграды диверсанты все же выполняли свои

Задачи.

Тактика действий диверсантов на железной дороге обычно была следую-

Щей. Группа подрывников почти всегда действовала под прикрытием подгруп-

Пы охраны. Подойдя к дороге, группа, залегала в пределах видимости же-

Лезнодорожного полотна, изучала обстановку, вела наблюдение, выбирала

Место подхода к полотну. Иногда это длилось несколько суток. Установка

Каждой мины требовала подлинного мастерства, предельного напряжения и

Внимания. Особую опасность представляла установка неизвлекаемых мин,

Способных сработать от любого колебания почвы. Большого умения требовала

И маскировка мин. На месте их установки не должно было оставаться ника-

Ких следов. Нельзя было перемешивать сухие верхние слои с сырыми нижними

- это сразу бы вызвало подозрение охраны. Лишнюю землю уносили с собой

На плащ-палатке. Установив мину, сверху укладывали поселенные камешки -

Так, как они лежали вдоль полотна до минирования. Отходя убирали свои

Следы. А ведь все это делалось ночью, в абсолютной темноте, с соблюдени-

ем тишины: при малейшем звуке в небо взмывали ракеты и мгновенно откры-

Вался огонь...

Теоретически, для того, чтобы перебить железнодорожный рельс требует-

Ся 200 грамм тротила или 400 грамм аммонита или аммонала, но на самом

Деле взрыв должен быть настолько сильным, чтобы выхватить в настиле по-

Лотна воронку, через которую не перескочить колесным парам паровоза и

Вагона. А для этого надо не менее 3-4-х килограммов тротила. Под большой

Эшелон ставили 3-4 заряда в разных местах полотна. Удобно было взрывать

Полотно на повороте, там заряд ставился в стык рельса тогда эффект был

Больше.

Разведчиками-диверсантами для диверсий на автомобильных дорогах была

разработана оригинальная тактика под названием "поле смерти". Сущность

Этого способа сводится к тому, что на дороге устанавливаются две-три ми-

Ны нажимного действия, причем задние срабатывают от взрыва передней мины

По ходу движения. Таким образом, если взрывается передняя машина, она

Взрывает еще 1-2 машины, следующие за ней. Одновременно с этим вдоль

Движения колонны, по кюветам, устанавливали мины.

Эта противопехотная мина подпрыгивает при взрыве

Вверх. При взрыве машин уцелевшие кидались в кювет и попадали там

На прыгающие мины.

Как уже отмечалось, разведгруппы в тылу часто сами попадали в засады

Врага, уходили от преследования. Уходя от преследования, разведчики

Обычно минировали противопехотными минами свой след. Отрывались от прес-

ледователей также с помощью гранат. "Лимонку" закрепляли в развилке

Куста, рядом с тропой. Чеку гранаты почти вытаскивали, оставляя самый

Кончик, сдерживающий боек. Бечевку от чеки протягивали через тропу, за-

Маскировав ее.

Затем через каждые 100 м оставляли протянутые веревки, но без гранат.

Расчет был такой. Подорвавшись, преследователи станут более внимательны,

Бечевка их будет останавливать, когда же их бдительность притупится,

Наши рекомендации