Приведу для примера несколько комбинаций
Рис. 1 |
Комбинация 1 - для снайперов (рис. 1). Мыш-кин двигается вдоль лицевой линии и поочередно получает заслоны от Ткаченко Лопатова, Валтерса. Иовайша, смещаясь с ведением вправо, передает Мышкину мяч для атаки или проходит к щиту. Ткаченко предлагает себя в трехсекунд-ной зоне и участвует в подборе мяча вместе с Лопатовым.
Рис. 2 |
Комбинация 2 - через центра (рис. 2). Ткаченко выходит на пересечение линии штрафного броска и получает мяч от Валтерса. Мышкин и Валтерс скрестно пробегают мимо Ткаченко, ставя заслоны друг другу. Хомичус и Лопатов взаимодействуют между собой, отвлекая защитников, ждут передачи от Ткаченко, страхуя тыл.
Рис. 3 |
Творчество в занятиях
24-10-2005 19:21
автор:
источник:
Для того чтобы выигрывать в соревнованиях, надо подготовить команду, создать на тренировках такие условия, которые бы способствовали будущим победам.
Основная часть творческого процесса управления командой приходится на тренировки. Улучшение игры команды, стабилизация мастерства баскетболистов - все это достигается упорной каждодневной тренировочной, будничной работой.
Баскетболист обязательно должен получать на тренировке что-то новое, интересное. Он должен чувствовать, что прогрессирует и в развитии личного мастерства, и в плане улучшения командных действий, и в тактике игры. Поэтому тренеру нужно тщательно готовиться к тренировкам, находить такие пути и формы, такие упражнения, элементы и взаимодействия, которые были бы интересны для игроков. В каждый урок, каждую тренировку необходимо вводить определенную долю новизны.
Правда, есть в тренировках такие элементы, как, скажем, штрафные броски. Казалось бы, ну что тут можно изобрести нового? Всегда одно и то же: игрок встал у линии штрафного, прицелился и бросил. Стандартное положение! Однако даже совершенствование штрафных бросков можно строить по-разному. Скажем, бросать сериями до промаха, или по два броска, или после определенной физической нагрузки, или в соревнованиях перед каким-то упражнением, или при эмоциональном возбуждении игроков.
В последнее время мы тренируем штрафные не только в состоянии высокого эмоционального напряжения, утомления, в соревновании пар, пятерок, групп, но и с наказанием за промах. Не попал в кольцо - будь добр выполни "круг почета", или 30 прыжков, или 20 отжиманий. Конечно, такое наказание индивидуально - в зависимости от того, кому что необходимо.
Все элементы, даже самые простые, типа штрафных орос ков и передач мяча, нужно повторять от тренировки к тренировке так, чтобы они не надоедали игрокам. Если, к примеру, вы передаете мяч двумя руками от груди, то должны находить пути для различных перемещений, перестроений игроков, для выполнения упражнений в прыжке, сидя или лежа. Каждый раз находите какие-либо новые аспекты даже в этих простейших передачах, как, например, это делалось на тренировках рижского СКА и сборной СССР, когда В. Муйжниекс и А. Гулбис передавали друг другу на бегу сразу два мяча.
Для правильного управления тренировочным процессом прежде всего необходима очень высокая требовательность тренера к себе. На каждое занятие тренеру нужно приходить подготовленным. Заранее продумать порядок и содержание упражнений. Плановость подготовки к каждому уроку должна стать системой. Нельзя приходить на занятие, не зная заранее, что предлагать баскетболистам, надеясь только на свой опыт и импровизацию. Хотя, должен заметить, нередко во время тренировочных занятий тренеру полезно и пофантазировать.
В процессе тренировки возникают различные ситуации. Они как бы сами подсказывают тот или иной вариант упраж-. нения. Рождаются новые ходы, элементы, построения. Однако даже таким тренерам, которые способны изобретать новое во время тренировки, это не дает права приходить на занятие неподготовленным.
Мало того, что имеется конспект занятия. Нужно еще на протяжении всего дня думать о предстоящем занятии. А составлять конспект лучше всего заранее. В конспекте нужно не только перечислить упражнения, но и указать продолжительность их выполнения.
Составляя конспект занятия, я, например, всегда стараюсь, чтобы оно соответствовало общему плану подготовки команды. Каждое тренировочное занятие обязательно преследует какую-то главную цель, чаще всего связанную с тактикой игры. Скажем, сегодня отрабатываем прессинг. И вот эта главная тактическая цель занятия предопределяет его подготовительную часть. Упражнения составляю таким образом, чтобы они постепенно подвели игроков к главной части занятия, подготовили их физически и тактически к исполнению прессинга.
Тайм-аут на тренировке |
Одновременно с этим подготовительные упражнения должны способствовать обучению элементам прессинга. Можно использовать, например, ведение один против одного в разминочной части занятия, скоростньв упражнения - ведение один против двух или трех, три на три, два на два по всей площадке, с преимуществом защитников над нападающими и т. д Даже в простейшем упражнении - ведении один против одного - можно обучать баскетболиста новым интересным приемам. Скажем, когда на тренировке сборной СССР А. Астахов обводил А. Травина, то последний старался сзади выбить мяч у ведущего. Этот прием борьбы против дриблинга оказался довольно эффективным и ныне многими принят на вооружение.
Конечно, главная цель отражает содержание всего занятия. И вместе с тем в каждое занятие обязательно включается элементы, которые необходимы для общей подготовки команды. Тут имеются в виду и взаимодействия игроков отдельных звеньев, и тактическая подготовка всей команды, и репетиция игровых моментов, и тренировка бросков, передач мяча, дриблинга Все это вводится в каждую тренировку, но, повторяю, эти обязательные упражнения нужнодавать таким образом, чтобы они способствовали решению главной задачи занятия.
Однако мало того, что тренер знает и хорошо подбирает упражнения, добросовестно готовится к проведению занятий. Это обязанность каждого тренера, который любит свое дело и стремится к тому, чтобы его команда выступала успешно. Большое значение имеет еще и умение управлять тренировочным процессом, руководить занятиями игроков.
Тренировочный процесс в баскетболе постоянно совершенствуется, усложняется. Тренеры сборной команды в настоящее время используют в тренировочной работе:
· метод сопряженного воздействия, когда одновременно решаются вопросы технической, физической, тактической и психологической подготовки игроков;
· круговой метод (5-6 станций, где выполняются упражнения на снарядах и технические приемы с мячом после отхода от снаряда);
· метод тренировки в состоянии психологического возбуждения или переутомления;
· соревновательный метод;
· метод моделирования.
Все это интересные и весьма полезные методы тренировки. Однако, чтобы не отстать от наших главных соперников, а их становится вое больше и больше, надо искать новые пути совершенствования баскетболистов.
Осуществляя тренировочный процесс, следует постоянно находить время и место для индивидуальной работы. Причем каждое упражнение (как технического, так и атлетического характера) должно помогать совершенствовать индивидуальное мастерство. Возьмем, к примеру, кросс в течение 25-30 минут. Раньше все игроки команды бежали в одном темпе, вырабатывая выносливость, повышая функциональное состояние. Сейчас же защитники большую часть времени бегут кросс спиной вперед, приставными шагами с поворотами, с активным движением рук, в баскетбольной стойке. Словом, так, как им чаще всего приходится действовать в игре. А вот высокие крайние и центральные нападающие плохо двигаются с поднятыми вверх руками, плохо "финтят", у них слабые кисти рук. Поэтому во время кросса в руках у них либо теннисные мячи для сжатия, либо эспандеры. Нападающие выполняют на бегу обманные движения, остановки, повороты.
Раньше, отрабатывая рывки с мячом или без мяча на стадионе с высокого или низкого старта, все игроки обычно преодолевали одно расстояние, с одной позиции. Теперь же защитники или края делают рывки спиной, боком, с поворотом к мячу, с движением рук.
Дистанция защитников тоже больше. Ведь в игре им также предстоит больший объем работы. Если говорить о прыжках, то центры и крайние нападающие выполняют их с поднятыми вверх руками, при этом один или два защитника пытаются выбить у них мяч из рук.
При выполнении передач мяча также даются персональные задания. Центровые и крайние нападающие подбирают мяч преимущественно после ловли от щита с сопротивлением 2x2, 3x3, 4x4 или выполняя либо длинный пас в прорыв через все поле либо короткую быструю передачу защитнику в прыжке. Защитники и крайние нападающие передают мяч либо на скорости в контратаке с сопротивлением 3x2, 4x3, 5x4, либо в позиционной игре в центр, тоже с активным сопротивлением.
Или возьмем такой эффектный прием, как крюк. Раньше все старались освоить один и тот же крюк. Сейчас же центры и вторые центры тренируют крюк с освобождением от соперника с помощью финтов, поворотов. Стоя спиной к щиту, вторые центры и края отрабатывают полукрюк боком или лицом к щиту. Словом, тренировка нацелена на то, что приходится делать в игре. И так по каждому техническому приему, по физической и тактической подготовке.
При отработке бросков, проходов, передач мы используем чучела соответствующего размера для центров и защитников. Это повышает эффективность пассивного сопротивления. При активном сопротивлении против одного нападающего действуют один или два защитника.
Если тренер не верит в свои силы, или сомневается в предложенном игрокам материале, или недостаточно авторитетен для подопечных, то, бывает, баскетболисты на занятиях трудятся с прохладцей. Поэтому на каждом занятии игроки должны видеть и чувствовать собранность, энтузиазм, высокую ответственность наставника команды.
Тренер на занятиях затрачивает немало нервной энергии. Он не имеет права проводить занятия бесстрастно, небрежно, вполсилы. Нельзя жалеть свои нервные клетки ни на играх, ни на тренировках. Если игроки заметят, что тренер равнодушен, пассивен, то и они ответят ему тем же.
Не думаю, что правы те, кто считает ежедневный тренерский труд занятием скучным и вредным для здоровья, ведущим чуть ли не к нервному истощению. Нет, тренер испытывает немало положительных эмоций, что, безусловно, полезно. Так же как игроки ощущают пользу тренировки для роста своего мастерства, так тренер растет на занятиях, анализируя тренировки. Вот почему очень важно, чтобы он оставался доволен проделанной работой. Если же у тренера нет такого удовлетворения, то, видимо, занятия были проведены не на высоком уровне.
Чтобы подготовиться к тренировкам, нужно не только посидеть с карандашом в руках, но и постоянно следить за появляющейся литературой по баскетболу, знать все новости о своем виде спорта, ходить на тренировки к другим тренерам. В частности, мне много раз довелось наблюдать тренировки, проводимые А. В. Тарасовым. И всегда поражала меня тарасовская преданность делу. В его команде даже при выполнении самых сложных, подчас изнуряющих упражнений не пропадали веселый настрой, эмоциональность. Конечно, это было всегда связано с личной заряженностью Тарасова на большую работу и к тому же с его неиссякаемым юмором.
Тренировка Тарасова - это увлекательный спектакль, где было достаточно места и постановщику - тренеру и актерам - игрокам. Мне нравятся и тренировки В. В. Тихонова. Сохраняя тарасовский настрой в своей работе, Тихонов умело, ненавязчиво использует и данные современной спортивной науки.
А можно ли умолчать о тренере сборной страны по волейболу Вячеславе Платонове! Его преданность волейболу известна. К этому нельзя не добавить редкое сочетание тренерского единоначалия с умением раскрыть возможности каждого игрока, позволить каждому проявить свое мастерство и характер.
Думаю, что при проведении тренировки творческое использование опыта других тренеров может сослужить хорошую службу.
Тренерский авторитет
24-10-2005 19:23
автор:
источник:
Тренеру нужно заботиться о поддержании своего авторитета. Умение заставить игроков подчиняться - очень важная черта характера тренера. Бывает, что в отдельных эпизодах учебной игры или судейства или в какие-то другие моменты тренировочного процесса мы допускаем ошибки. Но думается, что даже при этом нужно поддерживать принцип единоначалия в команде и не позволять игрокам обсуждать тренерские решения, особенно при выполнении упражнений или при судействе игровых эпизодов.
"Я подолгу тренировал Я. Круминьша, без него. посылая ему мячи ударом ноги" |
Должен ли тренер прислушиваться к мнению игроков? Да, конечно. Но для этого надо выбрать подходящее место и время. Тренер может обсуждать с игроками, в первую очередь с ведущими, те или иные упражнения, тактические новинки, комбинации. Обсуждать это надо, однако, так, чтобы инициатива исходила от тренера. Новое упражнение можно самому показать игрокам непосредственно на площадке. От этого тренерский авторитет только поднимется. Я, например, подолгу тренировал Я. Круминьша, посылая ему мячи ударом ноги. И центровой сборной СССР научился-таки ловить быстро летящий мяч.
Тренировке центровых игроков я всегда уделял особое внимание. Ведь "центр" - стержень команды и в оборонительной, и в наступательной игре. Часами обучал, например, Я. Круминьша и В. Окипняка играть в трех секундной зоне, принимать высокую передачу или противодействовать сопернику.
Упражнения для центровых в сборной СССР, как я уже говорил, тоже индивидуализированы и направлены на совершенствование технических и тактических особенностей игры, отработку коронных приемов.
До сих пор не вышли из практики, к примеру, такие упражнения, как ловля мяча центровым с последующим броском либо крюком, либо с поворотом, либо сверху. В арсенале центровых сборной команды немало различных упражнений. Вот лишь некоторые из них:
1. Бросок сверху из-под кольца двумя руками.
2. Бросок слева с финтом сверху и крюком левой рукой.
3. Бросок справа с финтом сверху и крюком правой рукой.
4. Бросок в прыжке с разных точек с финтом на передачу.
5. Освобождение от защитника с поворотом.
6. Проход лицом, с финтом, с сопротивлением и без него.
7. Финт на бросок и проход, с сопротивлением
8. Сильные передачи в щит сверху от плеча.
9. Передачи крюком.
10.Передачи в прыжке, после ловли от щита, не опускаясь, с сопротивлением и без него, короткие, быстрые и длинные (через все поле).
11.Передачи у стены или щита в 3-4 мяча, руки подняты вверх.
12.Вырывание мяча, опущенного вниз, или на вытянутых руках в парах.
13.Выбивание мяча ударом руки внизу, на вытянутых руках.
14.Добивание мяча на закрытом специальной крышкой кольце.
15.Постановка заслона и уход к щиту после заслона с мячом и без мяча - 2x2, 3x3.
16.Переключение при заслонах для снайперов - 2x2, 3x3.
17.Накрывание броска левой и правой рукой сначала с одним нападающим, затем в поточных упражнениях с левой и правой стороны.
18.Отблокирование соперников при борьбе у щита - 1x1, 2x2, 3x3 и т. д.
19.Выполнение штрафных бросков в различных вариантах.
20.Ведение одним, двумя и тремя мячами.
Разучивая тактическое упражнение, предлагая какую-тоновинку в позиционной игре, тренер дает возможность игрокам поразмыслить. Спрашивает, что они могут предложить нового в развитии этого эпизода, какие пути. Нередко получается так, что баскетболисты по-разному трактуют отдельные фазы комбинации, предлагают каждый свою концовку. Выслушав всех, может быть даже прорепетировав отдельные эпизоды с учетом предложений игроков, тренер подводит итог. Не исключено, что в своем окончательном решении он учтет какие-то элементы, подсказанные игроками. И комбинация от этого обогатится новыми вариантами. Поэтому инициатива игроков, их советы, их восприятие того или иного элемента учитываются в тренировочном процессе. Но делать это надо, разумеется, так, чтобы не пострадал ни авторитет тренера, ни порядок на тренировке. Обсуждение целесообразно проводить недолго - максимум минут пятнадцать, а баскетболистов надо просить высказываться по одному, а не всем сразу.
Можно поставить вопрос и так: на каком этапе разучивания комбинации целесообразно обсуждать ее с игроками? Тренеру, конечно, известна общепринятая методическая последовательность при освоении тактических комбинаций. Вначале игроки должны уяснить комбинацию теоретически. Тренер рассказывает об этой комбинации и показывает ее на макете. Затем игроки разучивают на поле свои действия при пассивном сопротивлении партнеров. И наконец комбинация шлифуется при более активном сопротивлении защищающихся. Во время тренировочной игры с пассивным сопротивлением партнеров баскетболисты могут высказать замечания и предложения по выполнению комбинации.
Крайне важно сознательное отношение игроков к общекомандным действиям. Игроки - непосредственные исполнители комбинации, им воплощать на поле тренерский замысел. Поэтому учитывать предложения игроков, привлекать их творчество для создания комбинации необходимо. К такой комбинации баскетболисты станут относиться как к своему собственному детищу, у них не возникнет и тени недоверия к новому взаимодействию. Они поверят в надежность своего комбинационного оружия, и это, несомненно, положительно скажется в будущих матчах.
Помню, перед чемпионатом СССР 1973 года наша команда стала разучивать предложенную мною комбинацию с использованием сразу двух заслонов и затем третьего заслона для игроков, которые выходили по лицевой линии. Евгений Коваленко и Сергей Белов, два наших снайпера, для которых создавалась комбинация, приняли ее и разучили. Остальным игрокам она тоже понравилась. Кстати говоря, эта комбинация принесла нам немало очков во время матчей чемпионата.
Так вот, во время разучивания взаимодействий Иван Едешко предложил включить эту же комбинацию и в арсенал защитника Несомненно, он и сам хотел использовать заслоны для броска и считал, что это же взаимодействие может вывести на удобную позицию для обстрела цели и других наших защитников, в частности Сергея Ястребова. Такое обоснованное предложение пришлось всем по душе. И комбинация обогатилась новым вариантом, при котором от варианта для нападающего мы легко могли перейти ко второму варианту - для защитника.
Одна из основных предпосылок успеха команды - высокая дисциплина игроков на тренировке. Игра в баскетбол очень эмоциональна. Она связана с частыми столкновениями, особенно в борьбе за мяч под щитами. Да и в поле игроки нередко "соприкасаются" довольно грубо. Иногда в связи с этим возникают конфликты между ними. Случаются они также и из-за того, что игроки конкурируют в борьбе за место в основном составе команды. Поэтому тренер, управляя тренировс Л1ым процессом, должен все время чувствовать пульс игры, настроение баскетболистов и регулировать взаимоотношения между ними.
Сильнейшие баскетболисты обычно особенно болезненно относятся к тому, когда их грубо опекают. Однако если допускать на тренировке их жалобы на грубою игру, то это снижает эффективность занятия, подрывает престиж тренера и в конечном счете наносит ущерб общим интересам коллектива. Нередко при проведении игр чемпионата страны судьи весьма своеобразно, я бы сказал - излишне осторожно трактуют правила игры, фиксируя почти каждое касание, каждое малейшее нарушение. Связано это, видимо, с боязнью потерять сильнейших игроков страны, которых и без того преследуют серьезны; травмы. Перенесли, в частности, такие травмы А. Лопатов, С. Еремин, В. Ткаченко и другие игроки сборной команды.
Да, безусловно, надо бережно относиться к каждому игроку. Но излишняя опека их, как и всякая крайность, вредна. Она приводит к тому, что наши ребята, особенно высокорослые, отвыкают от контактной, жесткой опеки и, встречаясь с командами США, Италии, Испании, допускают большое количество ошибок, необоснованных, непредвиденных потерь мяча.
Так было и на международном турнире в Мадриде в декабре 1983 года, который мы выиграли с большим трудом. А. Сабонис, А. Лопатов, А. Белостенный сыграли ниже своих возможностей именно из-за неумения действовать при жесткой контактной обороне и более смелой трактовке правил, которая позволяет выбивать мяч, ударяя по рукам, если руки опущены вниз.
Даже ведущих баскетболистов надо заставить играть так, как играют все. И на тренировке и в игре надо уметь терпеть. Другое дело, что тренер сам может предупреждать грубую игру и тем самым оберегать игроков от различных травм. Но нельзя допускать, чтобы лидеры управляли тренировочным процессом в силу их высокого авторитета
Какие средства использовать для регулирования поведения игроков во время занятий? Первое, что тренер может сделать, - замечание подопечному. Подозвать его к себе и спокойно сказать: "Ты ведешь себя недостойно. Обрати на это внимание".
Повторяю: первое замечание желательно сделать в спокойной форме. Обычно это действует лучше, чем грубый окрик. Если такое замечание игрок не воспринял, то можно с него потребовать более жестко и сделать ему замечание при всей команде. Остановить занятия и сказать, что вот, мол, вы допускаете такие-то ошибки, срываете тренировочный процесс, мешаете работать.
Бывает, что баскетболисты не согласны с каким-то тренерским решением и начинают сразу его оспаривать. Здесь можно поступить по-разному. Одному игроку, в зависимости от его характера, спокойно сказать, чтобы не спорил, от другого потребовать этого жестко.
К методам управления тренировочным процессом я отношу и такой момент, когда приходится освобождать игрока от занятия и, может быть, даже не допускать его к следующей тренировке, в зависимости от тяжести проступка. Такие удаления не должны оставаться без внимания остальных баскетболистов. На собрании команды следует обсудить проступок, за который был наказан игрок Признаться, были у меня здесь определенные просчеты. О них стоит рассказать, ибо, наверное, подобныг ошибки могут быть и у других тренеров.
Вспоминаю острую ситуацию, которая возникла у двух наших игроков - И. Едешко и В. Милосердова. Эти баскетболисты держали один другого, играя в разных тренировочных составах команды. Они действовали друг против друга довольно решительно, жестко, и я старался судить их в какой-то степени построже, чтобы дело не дошло до более острого конфликта.
Милосердов и его молодой партнер Ястребов всячески хотели составить конкуренцию другой паре защитников - опытным Белову и Едешко. Ребята стремились доказать, что они не хуже именитых, а я поддерживал такую конкуренцию. Я считаю, что в хороших командах тренировочный процесс должен проходить на высоком эмоциональном накале. Если такой эмоциональный накал соединить с тем большим мастерством игроков, которым отличается команда ЦСКА, то можно добиться больших успехов. При ровном, сильном составе игроков эмоционально насыщенные тренировки зачастую бывают напряженнее и полезнее официальных соревнований, ибо они дают возможность и анализировать и играть очень остро, не ограничиваясь рамками игрового времени.
Итак, у нас возникла острая конкуренция между двумя игроками, даже, скорее, между двумя парами защитников. Искусственно поддерживая ее для повышения эффективности тренировочного процесса, я, видимо, не заметил, когда игроки перешли грани дозволенного. Физически крепкие Ястребов и Милосердов стали допускать откровенно грубую игру - расталкивать локтями своих оппонентов, жестко выбивать мяч, ударяя по рукам, толкать соперников даже в тех ситуациях, когда в этом не было необходимости. А я ограничивался лишь замечаниями. Все кончилось тем, что Едешко серьезно повздорил с Милосердовым. В то же время в повседневной жизни они всегда сохраняли хорошие отношения.
Теперь я уверен, что в моих силах было предупредить конфликт. Для этого нужно было на тренировках, когда разгоралась излишне резкая борьба, унимать страсти игроков и чаще фиксировать нарушения правил Видимо, одних замечаний тренера при грубой игре баскетболистов, создавших конфликтную ситуацию, недостаточно.
Повторяю, все это было вызвано тем, что я всегда старался на тренировках создать атмосферу настоящей борьбы, атмосферу большого эмоционального накала, которая бы приближалась к обстановке официального матча, а то и превосходила его по своей напряженности. Ведь в такой обстановке легче воспитывать волю игроков!
Мне думается, что воля игрока, его психологическая устойчивость выковывается главным образом в тренировочных матчах. И если есть конкуренция, бескомпромиссная борьба, то баскетболист в любой игровой момент должен стремиться удержать своего соперника, не дать ему получить мяч. Поддержание на тренировке вот такой страстности воспитывает волю, мужество, умение преодолевать трудности, побороть самого себя Подобная обстановка, несомненно, порождает временами и жесткую борьбу. Но такая борьба на площадке в общем-то целенаправленна и, я уверен, поддается контролю со стороны тренера. Она является хорошим способом управления волевыми качествами игроков, воспитания у них устойчивой психики.
Активное содействие тренеру в управлении тренировочным процессом всегда оказывает комсомольская организация команды. И в сборной страны, и в клубной команде ЦСКА почти все игроки комсомольцы. Влияние комсомольской организации на всю жизнь команды, влияние коллектива на отдельных игроков недооценивать нельзя. Я думаю, что если бы на собрании команды ребята всегда серьезно разбирали неправильное поведение того или иного игрока, то это оказывало бы большее воздействие, чем мои обычные замечания.
Комсомольское собрание иногда проводится без тренера. ва. Белов выразил свое мнение коротко: "Когда Андреев играет так, как сейчас, с ним играть просто противно". Потом дали слово Андрееву. Чувствовалось, что он обижен, удручен. Вот, дескать, как только стал играть хуже, так меня сразу вызывают, начинают обвинять и даже применять какие-то серьезные меры.
Как бы то ни было, а решительные меры подействовали отлично, и заключительную часть чемпионата страны, т.е. все решающие матчи, Андреев играл весьма старательно. Конечно, не исключено, что перед этим он экономил силы и, может быть, и так сыграл бы последние матчи хорошо. Но тренер, почувствовав сомнения, должен использовать все рычаги управления, для того чтобы подготовить баскетболиста к решающим матчам.
Звезды рождаются в труде
24-10-2005 19:24
автор:
источник:
Иногда возникает вопрос: что в баскетболе лучше - все делать на "четверку" или, оставляя в стороне качество выполнения большинства приемов, некоторые из них демонстрировать безукоризненно, виртуозно? Каждый мастер должен уметь все делать хорошо. Но, выполняя все приемы на "четверку", он вместе с тем должен довести выполнение главных, коронных для себя технических приемов до виртуозности. С помощью своих козырей такой мастер должен стать великим игроком.
Взять, скажем, звезд нашего современного баскетбола, таких, как Сергей Белов, Модестас Паулаускас или Геннадий Вольнов. Очень долго Белов отрабатывал свой бросок в прыжке, кропотливо шлифовал исполнительское мастерство этого броска, оттачивал каждое движение и в конце концов добился своего. Он стал не только метко попадать в корзину, но и выполнять бросок неожиданно для защитника - так, что соперник не успевал помешать. Бросок Белова стал уникальным и вывел его в число лучших баскетболистов мира. Не случайно Белов получил приз лучшего игрока на Люблян-ском чемпионате мира 1970 года и на Мюнхенской олимпиаде.
Модестас Паулаускас овладел уникальным умением пройти под щит и отпасовать мяч партнеру-центровому в самых сложных ситуациях. Во время проходов под щит он успешно сражался, несмотря на свой "невысокий" (196 см) рост, с гигантами-соперниками. Искусные проходы под щит и меткие броски сделали Паулаускаса выдающимся мастером, которого на площадке почти невозможно удержать.
Геннадий Вольнов прославился метким броском в прыж- ке. До него у нас не было баскетболистов, которые при высоком росте (202 см) поражали бы кольцо со средней дистанции. Баскетболист двухметрового роста, как правило, действовал вблизи щита и выполнял роль ударного центрового игрока. Вольнов первым из наших гигантов как бы отодвинулся в игре от щита. Он кропотливо работал над совершенствованием своего броска со средней дистанции, отшлифовал его до тончайших деталей и тоже благодаря этому стал выдающимся игроком.
Путь становления большого мастера - это длительный путь, связанный с колоссальным тренировочным трудом, с огромными физическими и нервными нагрузками. И бывает грустно, когда этот долгий путь в большие мастера вдруг прерывается. Когда, достигнув вершин в спорте, игрок очень быстро перестает играть и уходит из большого спорта.
Такие выдающиеся баскетболисты, как С. Белов, Г. Вольнов, М. Паулаускас, 3. Саканделидзе, не только приносили победы. Они оказывали баскетболу и иную пользу: их примеру подражали тысячи юных баскетболистов. Игроки могли брать у них уроки: как выполнять тот или иной прием, как тренироваться. Те, кто играет рядом с великими мастерами, значительно быстрее растут сами.
Вот почему тренер, управляя тренировочным процессом, должен стремиться сохранить нервную энергию лучших игроков и как можно дольше держать их в строю. Оценивать их не по возрасту, а по мастерству. Это очень важно для повышения класса всего советского баскетбола, для завоевания новых побед на международной арене. Однако не следует впадать и в другую крайность. Нельзя передерживать ветерана, когда он становится тормозом в прогрессе команды. Должен признаться, что не безгрешен в этом плане. Но, наверное, не только мне свойственны эти просчеты. У тренера, вырастившего большого мастера, вложившего в него свои знания, волю, нервный заряд, конечно, появляется любовь к своему питомцу. Тренер помнит, сколько раз его самый способный ученик выручал команду, забывая при этом о промахах, неудачах. Он верит в своего игрока Его почитают и болельщики, он популярен в прессе, у руководителей. Разумеется, все это вместе взятое оказывает давление и на тренера. А игрок, к сожалению, уже не тот. Кроме амбиции, у него мало чего осталось. И физические силы не те, и нервы тоже не безупречны.
Думаю, что такую ошибку я допустил с С. Беловым на Олимпиаде в Москве. Введи я в команду вместо С. Белова и В. Милосердова В. Валтерса и В. Хомичуса, видимо, мыбы не проиграли югославам. Вспомним, что в решающей стадии игры (мы вышли вперед на 6 очков, а ведь в первом тайме проигрывали 9 очков) С. Белов по привычке взял игру на себя и из 11 дальних бросков реализовал только два. Это был мой тренерский просчет - слишком понадеялся на ветерана.
Чутье, интуиция и трезвый расчет должны быть обязательными компонентами тактики и стратегии тренера
Воспитание воли
24-10-2005 19:27
автор:
источник:
Безвольный человек не может быть смелым, решительным, самоотверженным, патриотичным, дисциплинированным. Только волевым игрокам под силу большие свершения, а именно такими являются победы в чемпионатах СССР, Европы, мира, на олимпийских играх. Только таким игрокам, сознательно преодолевающим трудности, можно доверить защищать спортивную честь страны.
Однако волевыми, смелыми люди не рождаются, так же как и нет трусов с пеленок.
Как же воспитывается эта самая воля? Наш, тренерский, метод состоит в следующем. На каждой тренировке, в каждом упражнении мы стараемся найти возможность для воспитания у игроков воли, смелости, умения преодолевать трудности тренировочного процесса.
Команда - это прежде всего коллектив, состоящий из игроков, разных по характеру, культуре, образованию, и у каждого по-разному развита воля. Есть более решительные, смелые ребята, есть менее решительные. Но когда говорят "волевая команда", то имеют в виду каждого игрока. И это правильно.
Вот несколько примеров, как команда влияет на воспитание воли каждого отдельного игрока.
В один из сезонов в план подготовки сборной команды страны были включены занятия водными лыжами. Ясно, что если человек никогда не стоял на них, то он не сразу отважится на этот шаг. А если учесть рост наших ребят, то станет ясно, что им было совсем не просто координировать свои движения на воде. В. Андреев, например, в течение 17 дней упорно пытался устоять на водных лыжах и все же постоянно падал то вперед, то назад. Но какова была радость, когда на 18-й день он все-таки проехал первый круг за катером! Это была победа команды над Андреевым и Андреева над самим собой.
Или возьмем такую новую форму работы в команде, как прыжки на батуте для развития координации движений, прыгучести, ловкости, преодоления боязни высоты. Здесь было не менее трудно, чем на водных лыжах. Совсем не легко было нашим великанам заставить себя упасть на спину, на грудь, развернуться в высоком прыжке на 360°. Однако все игроки команды прыгали, хотя вначале у многих в глазах был откровенный страх.
Ещг пример. Поход в горы с элементами риска, когда приходится преодолевать то горные реки, прыгая с камня на камень, то крутые подъемы и спуски, то ледники. От одного неосторожного шага можно "съехать" вниз и подняться нескоро. Но команда идет вперед, и каждый сознательно преодолевает свои сомнения и опасения, зная, что это нужно для пользы дела. Никто не отстает, не ноет.
В чем же состоит, так сказать, внутренняя сторона этого воспитания? У каждого человека, безусловно, есть самолюбие, а у большого мастера вместе с ростом мастерства, авторитета его становится еще больше. Это совсем неплохо, если не мешает общему делу.
И вот первое, с чего начинается формирование волевых качеств игроков в коллективе, - это желаниг каждого не прослыть слабым, нерешительным в глазах товарищей. Игрок прячет свои страхи, борется с собой, сознательно приступает к выполнению упражнений, связанных с риском. Вначале робеет, а затем привыкает подавлять свой страх. Вместе с этим начинает появляться уверенность в своих силах, возможностях. Эта уверенность крепнет, игрок становится более решительным.
Успешное выполнение упражнений рождает чувство удовлетворенности, появляется желание выполнить задание, соревнуясь с другими игроками команды, четко и красиво. Так команда оказывает решающее влияние на. воспитание важнейших психических качеств игроков.
Кроме развития воли и мужества игроков в тренерской работе значительное место отводится воспитанию и таких качеств, как трудолюбие, тактичность, взаимоуважение, вне всякой зависимости от спортивных регалий, звания и мастерства. Важно, чтобы каждый игрок понимал, что, выступая, например, в команде ЦСКА, он выполняет свой гражданский и воинский долг, связанный не столько с почетом, сколько с моральной ответственностью. Весь коллектив ведет непримиримую борьбу с зазнайством, с нарушениями режима, со звездной болезнью.
При выполнении чисто баскетбольных упражнений мы также постоянно решаем вопросы волевой подготовки. Наша методика, которая заключается в превышении тренировочных нагрузок над соревновательными, в повышении интенсивности без снижения объема работы, уже сама по себе воспитывает у игроков умение преодолевать трудности.
Методический прием создания на тренировках неожиданных трудностей способствует выявлению у игроков дополнительных волевых ресурсов. Например, игрокам дается задание пробежать 1500 м по гаревой дорожке стадиона, передавая мяч в парах. Заканчивая дистанцию, игроки настраиваются на обычный интервал - отдых, но в это время новая команда тренера - еще один круг. Или, скажем, в спортивном зале, выполняя упражнения высокой интенсивности - быстрый прорыв или прессинг в течение 5-6 минут, - игроки ожидают обычного после этого отдыха. Но вместо этого им дается новое задание: проходы с мячом под щит с сопротивлением условного соперника.
Ясно, что такие упражнения должны органически, разумно увязываться со спортивной формой игроков и их возможностями, иначе дополнительные неожиданные трудности кроме вреда ничего не принесут.
Расскажу еще об одном приеме, который связан с проходом под щит и броском по корзине и предназначен для воспитания смелости. Три пары игроков становятся лицом друг к другу на расстоянии метра. В образовавшийся коридор устремляется нападающий с мячом. Ведя мяч, он должен преодолеть сопротивление защитников и забросить мяч в корзину. Стоящие в защите стараются выбить мяч. Разрешается ударять по рукам, туловищу (но не кулаком). Игрокам, избегающим жесткой борьбы, это упражнение явно не по вкусу. Но оно обязательно для всех.
Великолепно выполнял бросок крюком Яак Липсо |
А вот пример сугубо индивидуального подхода к воспитанию волевых качеств. Я. Липсо - исключительно техничный игрок, виртуозно выполняющий даже такой сложный прием, как бросок крюком. Но, к сожалению, в матчах он делал ставку только на свою техничность. И на тренировках репетировал свой крюк без сопротивления. Я заметил, что Липсо стал избегать жесткой силовой борьбы у щитов, хотя ему, как второму центровому, это делать необходимо. Малейшее соприкосновение с соперником, толчок вызывали гнев. Он нервничал, ошибался, проигрывал в хороших для атаки ситуациях. На тренировках мы умышленно стали поручать опеку Липсо наиболее жестким защитникам, которые просто так, без борьбы, не дадут забить мяч: П. Томсону, А. Поливоде, М. Коркия. Хотя Липсо изрядно доставалось, мы, тренеры, не спешили со свистком. В конце концов Липсо привык к такой защите, перестал замечать мелкие уколы, стал бороться под щитом активно.
Или пример с В. Андреевым. Он не любил в нападении бороться за место у щита, уступал выгодную позицию при небольшом давлении соперника. А с таким давлением ему приходилось встречаться постоянно: какой же соперник согласится пустить Андреева с его ростом 217 см под корзину! У щита силовая борьба всегда особенно бескомпромиссна. Все это породило у Андреева боязнь нападать, страх потерять мяч. Вот тогда и было решено в отдельные моменты соревнований нападать только через Андреева. Волей-неволей такая тактика заставила В. Андреева нападать: ведь команда нападает только через него! И он стал привыкать к решительным действиям в атаке, у него появился вкус к игре в нападении, появилась смелость.
Кстати, о смелости при выполнении броска. Бывают соревнования, когда в последние секунды бросок издали решает исход поединка, турнира, чемпионата. По-разному ведут себя игроки в эти решающие секунды. Некоторые из них не рискуют бросать по корзине даже из выгодных ситуаций, боясь ответственности за проигрыш, и стараются передать вместе с мячом эту ответственность товарищу по команде. А происходит это оттого, что иногда при поражениях вину хотят свалить на исполнителя этого последнего броска. Игрок должен быть уверен, что если он атаковал с тактически выгодной позиции, то даже в случае промаха никто не станет кивать в его сторону. Иначе в следующий раз он будет искать, кому передать мяч, вместо того чтобы смело атаковать. Бывают, правда, и такие игроки, которые, заботясь о своей славе, наоборот, не задумываясь атакуют из невыгодных позиций. Нужно соответственно воспитывать и нерешительных и неоправданно смелых баскетболистов, а на тренировках специально обращать внимание на последний бросок по корзине.
Укреплять волю можно на любых тренировках по тактике. Например, спарринг-партнер, оказывающий упорное сопротивление, или игры с определенным гандикапом всегда вызывают дополнительные трудности, и для победы игрокам приходится приложить немало усилий, и физических, и, конечно, волевых.
Соревновательный метод тренировки сейчас прочно вошел в практику подготовки команд. Он приучает игроков к борьбе в любом упражнении, в игре, при занятиях другими видами спорта. Соревнования фиксируются тренером, и игроки знают, что только успех в тренировках и соревнованиях позволит им занять место в команде. В свою очередь, это создает здоровую спортивную конкуренцию, закаляет волю баскетболистов.
Личный пример
24-10-2005 19:27
автор:
источник:
Тренера всегда заботит внутренняя, духовная жизнь его команды. Ведь не секрет, что дружному, сплоченному коллективу легче добиться успеха и на тренировках и в соревнованиях.
Какие же методы используются для управления командой в психологическом плане? Как укреплять в команде дух дружбы и взаимопомощи игроков, взаимное доверие между баскетболистами и между ними и тренером?
У тренера имеется много способов оказывать влияние на внутреннюю жизнь коллектива. И, пожалуй, здесь самое главное - его беззаветная преданность своему клубу, своей команде. Когда игроки видят, что тренер не жалеет ни времени, ни сил для команды, то невольно проникаются к нему уважением. Верят каждому его слову. Знают, что любое его указание или требование служит интересам коллектива. Пусть даже это указание или требование вначале покажется игроку излишне строгим.
Завоевав у игроков авторитет и поддерживая его справедливыми, разумными и принципиальными решениями, тренер намного облегчает себе управление командой в психологическом аспекте.
В ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований тренер постоянно поддерживает контакт с каждым игроком. Подчеркиваю: именно с каждым баскетболистом в отдельности, а не только с командой в целом.