Спасательная операция в дебрях дремучего леса

На столе в ряд раскладываются картинки: кенгуру, монстр, рысь, крот, ворона, вор. Под одну из них логопед прячет тигра.

Сверху каждая картинка накрывается карточкой с изображением какого-либо сказочного дерева. Дети произносят считалку:

Раз, два, три, четыре, пять.

Разучился Тигр рычать.

Нужно Тигра выручать

И рычанью обучать!

Тот игрок, на котором закончилась считалка, назначается начальником экспедиции и начинает игру. «Спасатели» поочередно заглядывают то за одно, то за другое дерево, разыскивая тигра. Но «в целях безопасности» - вдруг из-за дерева кто-нибудь выскочит! – только логопед имеет право приподнимать карточки с изображением волшебных деревьев. Для того чтобы логопед понял, куда нужно заглянуть, каждый «спасатель» описывает выбранное им дерево. Желательно, чтобы дети не просто описывали внешний вид деревьев, но и раскрывали предполагаемые причины их волшебных превращений. При встрече с каждым из обитателей сказочного леса детьми выполняется определенное логопедическое упражнение.

Примечание

Количество и последовательность коррекционно-развивающих упражнений, входящих в состав данной игры, определяет сам логопед. Если необходимо завершить игру, он подсказывает детям, из-за какого дерева слышится тихий плач и, поднимая карточку с изображением этого дерева, осторожно прихватывает картинку, лежащую на тигре.

Монстр

Монстр страшилки сочиняет!

Хитрость монстра не нова:

Просто он переставляет

В предложениях слова.

Логопед предлагает игроку, встретившему Монстра, исправить предложения:

Сыр режет Юру.

Ромашка срывает Веру.

Карандаш рисует Верой.

Рубашка стирает Артёма.

Шар надувает Рому.

Дрова рубят дровосека.

Рысь.

Рысь с утра на всех ворчит

И презрительно рычит.

Рысь везде звук Р вставляет

И значенье слов меняет.

Логопед предлагает ребенку, открывшему картинку, исполнить роль рыси и вставить звук Р в слова после первого согласного звука.

Сок - … (срок)

Дама - … (драма)

Повод - … (провод)

Поза - … (проза)

Кот - … (крот)

Кошка - … (крошка)

Каска - … (краска)

Пачка - … (прачка)

Гаммы - … (прачка)

Тон - … (трон)

Мак - … (мрак)

Бак - … (брак)

Ворона.

Несмышленая Ворона

Проворчала возмущенно:

«Говорю я лучше всех,

но в ответ звучит лишь смех!»

Логопед произносит предложения, а ребенок изображает Ворону: повторяет их, предварительно каркая.

Манная каша остыла.

КАРманная каша остыла.

Тиной покрыто дно озера.

КАРтиной покрыто дно озера.

Тон разговора повышен.

КАРтон разговора повышен.

Зина собирает грибы.

КОРзина собирает грибы.

Мушки летят на свет.

КОРмушки летят на свет.

Тошка лает на Железного Дровосека.

КАРтошка лает на Железного Дровосека.

Аул – это южное селение.

КАРаул – это южное селение.

Точку ставят в конце предложения.

КАРточку ставят в конце предложения.

Крот.

Крот совсем слепой, и все же

Он читать на ощупь может.

Трудно это или нет?

Мы сейчас найдем ответ!

Логопед произносит слова, слегка сжимая своими большим и указательным пальцами подушечки пальчиков ребенка, и одновременно произносит слова. Достаточно задействовать в игре только три пальчика ребенка: большой, указательный и мизинец. Ребенок запоминает, к какому пальчику «прикреплено» какое слово. Затем логопед вразброс пожимает то один, то другой пальчик, а ребенок с закрытыми глазами называет соответствующие слова, ориентируясь только на свои тактильные ощущения. Можно предложить ребенку не закрывать глаза, а убрать руки за спину.

Варианты слов

Воробей – кормушка – зерно

Краски – картина – рама

Ручей – рыбак – карась

Огород – ведро – картошка

Урок – тетрадь – пятерка

Топор – дрова – костер

Забор - рубашка – дыра

Старик – старуха – курочка Ряба

Кенгуру.

Если кенгуренок заплачет,

Мать его в карманчик свой спрячет.

И слова порой, как ни странно,

Тоже что-то прячут в карманы.

Логопед предлагает «спасателю», встретившему Кенгуру, назвать короткие слова, спрятанные внутри длинных слов: смоРОДИНА, кРОЛИКИ, патРУЛЬ, кРАНЫ, проГРАММЫ, баРАНЫ, паРОЛЬ, расКРАСКИ, оГРОМный, коРОЛЬ, преКРАСНЫЙ, КОРАблик, телеГРАММЫ, пяТЁРКА.

Браконьер(картинка с изображением вора)

Крадет злой браконьер

Детенышей пантер.

По лесу пробирается –

Все время спотыкается.

Логопед, несколько раз изменяя ритмический рисунок; проговаривает: «Топ, топ-топ» или «Топ – топ, топ-топ – топ» и т.д., а дети поочередно повторяют.

Одиннадцать шагов

Крадется зверолов,

Все медленней и тише,

Чтобы никто не слышал.

Логопед вместе с детьми считает до одиннадцати, сначала громко и быстро, но постепенно понижая голос и замедляя темп.

Коварный браконьер

Готов схватить пантер…

Зверят скорей спасайте –

Бежать им помогайте!

Дети быстро-быстро наперегонки говорят: «Топ-топ-топ-топ…»

Не сумел поймать пантер

И заплакал браконьер.

Дети протяжно произносят звук Ы-Ы-Ы-Ы, варьируя высоту голоса.

Стал, дразня его, Медведь

Низким голосом реветь.

Дети повторяют последнюю строчку низким голосом.

А вам жалко зверолова?

Тигр.Спасатель, нашедший Тигра, объясняет и показывает ему, как нужно правильно произносить звук Р.

Наши рекомендации