Методика обучения тактике нападения в баскетболе
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖНЕВАРТОВСИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА «СПОРТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН»
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКЕ НАПАДЕНИЯ В БАСКЕТБОЛЕ
Послевоенный этап развития баскетбола
УЧЕБНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БАСКЕТБОЛ»
СДАЛ:
Студент 3 курса ОЗО
Ярошенко И.Н
НИЖНЕВАРТОВСК 2014
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКЕ НАПАДЕНИЯ В БАСКЕТБОЛЕ
Нападение — основная функция команды в процессе игры. От планирования, организации и реализации атакующих действий зависит результативность и в решающей степени конечный результат спортивного поединка.
Тактика нападения многообразна. Чем шире арсенал тактических знаний, умений и навыков отдельных игроков и команды в целом, тем больше возможностей выбрать и рационально построить тактику игры против конкретного соперника, добиться желаемой победы над ним.
Обучение основам тактики нападения предполагает освоение занимающимися базовых индивидуальных, групповых и командных действий в необходимом объеме.
Каждый игрок на площадке должен уметь ориентироваться в изменяющейся игровой обстановке и рационально действовать в рамках избранной его командой тактики ведения игры. Для этого необходимы умения постоянно контролировать складывающуюся на площадке ситуацию, быстро анализировать ее, мгновенно принимать оптимальные решения и незамедлительно действовать.
Уровень индивидуального тактического мастерства игроков определяет результат коллективных действий.
В соответствии с принятой классификацией тактики баскетбола среди индивидуальных действий нападения выделяют действия игрока без мяча и с мячом.
Действия игрока без мяча Теоретические предпосылки.
Действия игрока без мяча могут быть направлены на освобождение от опеки защитника и выход на удобную позицию для получения мяча либо для овладения отскоком мяча при неудачном броске партнера.
С их помощью можно также совершить отвлекающий маневр — выход для отвлечения внимания обороняющихся от мяча. Тем самым можно освободить для партнера участок площадки и со - сдать ему выгодную ситуацию для обыгрыша соперника «один в один». Прежде чем изучать схемы игровых ситуаций и упражнений для обучения, рассмотрите условные обозначения.
Выход для получения мяча производится по ходу развития атаки. Он осуществляется перед соперником или за его спиной.
Учитывая характер изменения направления передвижений на площадке, выделяют несколько вариантов выхода на свободное место. Это — V-образный выход , S-образный выход , пет - педагог;
О — нападающий без мяча; ■ нападающий с мячом; — защитник;
» — перемещение игрока;
— перемещение мяча;
— двухшажный ритм разбега;
— ведение мяча;
— заслон.
Условные обозначения
леобразный выход и круговой выход.
Выход производится с места и в движении с помощью приемов перемещений и финтов.
Для осуществления выхода с места нападающий предварительно выбирает такую исходную позицию, которая обеспечивает хороший зрительный контроль над игровой ситуацией и одновременно затрудняет его защитнику. Далее за счет вышагивания в сторону, противоположную планируемому выходу, игрок сближается с соперником и, резко изменив направление своего движения с помощью скрестного шага, освобождается от его опеки. Возможно выполнение и других финтов с использованием поворота или повторного вышагивания. Эффективность данного технико-тактического действия зависит от правдоподобности избран-
S-образный выход для получения мяча
Петлеобразный выход, Круговой выход для
для получения мяча получении мяча
ного обманного движения, неожиданности начала ухода, быстроты и своевременности самого выхода.
Выход в движении производят благодаря изменению темпа бега или направления передвижений. Здесь используется так называемый «рваный бег» либо сочетание повторных финтов в одном или в разных направлениях.
Выход для овладения отскоком мяча осуществляется в завершающей фазе атаки при борьбе на щите противника после неудачного броска партнера. Успешность этого технико-тактического действия без мяча определяется как описанными выше способами обыгрыша защитника, так и прогностическими способностями нападающего, его умением быстро и точно определить вероятное направление и дальность отскока.
Согласно статистическим данным, определены зоны возможного отскока мяча при неточных бросках в зависимости от месторасположения атакующего игрока и направления совершаемого им броска относительно корзины
Так, при бросках из зон 1 и 5 мяч при отскоке окажется в этих же зонах с очень большой степенью вероятности (до 95 %). Причем в более половины случаев мяч перелетит на дальнюю сторону площадки (т. е. при броске из зоны 1 отскочит в зону 5 и наоборот).
При бросках из зон 2 и 4 выявлена та же тенденция: 70 % отскочивших мячей возвращаются в эти же зоны приблизительно с той же вероятностью попадания на дальнюю сторону площадки. И наконец, броски из зоны 3 дают около 50 % отскоков в эту же зону, а вероятность рассеивания мячей в зоны 2, 3 и 4 составляет более 90 %.
Помимо направления отскока мяча может изменяться и его дальность. В зависимости от удаленности броска от корзины, некоторых биомеханических характеристик совершаемого броскового движения, траектории полета мяча отскок может быть ближним, средним и дальним. Следовательно, результативность выхода для овладения отскоком обусловлена, прежде всего, быстротой оценки условий и стилем исполнения броска. Первостепенное значение имеют также напо-ристость и агрессивность действий нападающего при борьбе за выгодную позицию под щитом соперников. Способы же освобождения от опеки защитника остаются идентичными действиям при выходе для получения мяча от партнера: V-образный выход, S-образный выход, петлеобразный выход и круговой выход. Значительно уменьшается лишь амплитуда маневрирования. А сигналом для начала обыгрыша защитника служит момент подготовки броска партнером (1) или непосредственно выпуск мяча (2). В случае (1) нападающий стремится сблизиться с опекуном и благодаря финту с последующим уходом первым устремится в точку предполагаемого отскока, оставив его за спиной. В случае (2) нападающий, избегая блокирующих действий защитника, чаще всего отступает от него на полшага (разрывает дистанцию), чтобы тут . же совершить стремительное зашагивание или забегание к щиту и занять выигрышную позицию. При этом он должен прийти в устойчивое положение и быть готовым к физическому давлению в спину со стороны соперника. Поэтому располагаться нужно на расставленных, оптимально согнутых ногах, заряженных на мощное выталкивание, с поднятыми на высоту плеч руками и выставленными в сторону локтями с целью овладеть отскочившим мячом в высшей точке его полета. Эффективное выполнение данного технико-тактического действия сопровождается подбором и добиванием мяча в корзину либо его откидкой партнеру для продолжения атаки.
Выигрыш «чужого щита» во многом определяет конечный результат игрового соперничества. Этому компоненту спортивного мастерства уделяют значительное внимание при подготовке ква-лифицированных баскетболистов.
Передвижения баскетболиста в нападении должны носить осмысленный характер. Бесцельная, хаотичная смена позиций не принесет стабильного успеха. Своевременность и рациональность — основные слагаемые результативной «игры без мяча». Искусству передвижений и освобождения от опеки соперников необходимо обучать с первых же занятий баскетболом. Обучение выходу для получения мяча.
1. Объяснение и показ разновидностей технико-тактического действия в конкретной игровой ситуации.
2. Рывки по звуковым и зрительным сигналам из различных и.п.: стоя лицом, спиной или боком к направлению движения; сидя на полу (ноги вместе, ноги врозь, согнув ноги); лежа на спине или на груди; стоя на коленях и т.п.
3. То же, но в ситуации выбора: при меняющихся подаваемых сигналах занимающиеся стартуют только по одному из них (например, педагог дает длинный или короткий свисток — стартовать можно только по короткому, или стартовым сигналом является только поднятая вверх правая рука преподавателя и т.п.).
4. Освобождение от опеки пассивного защитника с места после финта вышагиванием, скрестным шагом или поворотом.
5. То же, но с получением мяча от партнера после освобождения от защитника.
6. То же, что в упр. 4 и 5, но при активном противодействии защитника.
7. Выполнение выхода на свободное место с получением мяча от партнера в сочетании с другими игровыми приемами: выход— остановка с ловлей мяча—бросок с места или в прыжке; выход — бросок в движении; выход—проход-бросок; выход—проход — остановка после ведения — бросок с места или в прыжке; выход-проход—передача-«откидка» партнеру и т.п.
8. Освобождение от пассивной опеки защитника в движении: соперник передвигается бегом спиной вперед или отступает приставными шагами в стойке с выставленной вперед ногой, нападающий осуществляет выход за счет смены темпа движения или за счет сочетания финтов;
9. То же, но с получением мяча от партнера после успешного выхода.
10. То же, но в сочетании с другими игровыми действиями после получения мяча от партнера: передачей, ведением или броском.
11. То же, что в упр. 8—10, но при активном противодействии соперника на указанных участках площадки.
12. Выполнение изучаемого действия игрока без мяча в подвижных и подготовительных к баскетболу играх: «Борьба за мяч», «10 передач», «Мяч ловцу» и др.
13. Выполнение разновидностей выхода в упражнениях игрового противоборства и в учебных двусторонних играх без ограничений в действиях нападающих и защитников.
Обучение выходу для овладения отскоком мяча.
1. Объяснение и показ разновидностей изучаемого технико-тактического действия без мяча.
2. Повторное выполнение выхода для овладения отскоком мяча с заданной позиции при серийных бросках с различных точек по отношению к корзине.
3. То же, но после обыгрыша финтом условного защитника.
4. То же, но преодолевая пассивное сопротивление защитника.
5. То же, что в упр. 2 —4, но чередуя и. п. нападающего относительно щита соперника.
6. То же, но при ограниченной активности защитника.
7. Выполнение разновидностей выхода для овладения отскоком в условиях игрового противоборства «нападающий —защитник» без каких-либо ограничений в их действиях (броски выполняет третий игрок).
8. То же, но в соревновании на результативность действий по овладению мячом при борьбе за отскок.
9. То же, что в упр. 2 — 8, но в сочетании с другими игровыми действиями после овладения отскоком: добивание мяча в корзину, откидка мяча партнеру на бросок, выведение мяча на «периметр» атаки.
10. Ситуативное выполнение разновидностей изучаемого тех нико-тактического действия в вариативных условиях игрового про тивоборства: 2x1, 2x2, 3x2, 3x3 и т.д.
Организационно-методические указания.
1. При освоении выхода использовать короткие рывки (2 —5 м); выполнять их на ограниченных участках площадки.
2. Для обозначения позиций пассивного защитника на начальной стадии обучения задействовать переносные тренировочные стойки или их аналоги; варьировать исходные позиции нападающих и защитников.
3. Активность вводимого в упражнения защитника увеличивать постепенно: вначале разрешать активно противодействовать только одному из маневров нападающего (например, выходу атакующего игрока за спину нападающего для получения мяча от партнера и не реагировать на его выход перед собой и т.д.); затем снимать все ограничения, предоставляя возможность для осуществления единоборства в условиях, приближенных к игровым.
4. Упражнения целесообразно выполнять фронтально в парах о сменой ролей после каждого выхода или после серийного по-торения задания.
5. При выполнении разновидностей выхода:
- финт вышагиванием (скрестным шагом или поворотом) вы-олнять естественно: ложный показ осуществлять головой и туло-ищем с переносом веса тела на впередистоящую ногу так, чтобы
защитник поверил и начал движение в сторону, противоположную задуманному выходу;
- выход осуществлять решительным рывком на свободное место;
- обыгрывать защитника за счет смены ритма движений: финт — медленно, чтобы соперник успел среагировать на него, выход — максимально быстро, не давая ему шанса на своевременный ответный ход;
- идти к мячу решительно и агрессивно, не боясь возможного контакта с соперником;
- своей активностью, постоянной угрозой обыгрыша защитника без мяча держать соперника в состоянии психологического напряжения.
6. При выполнении выхода для получения мяча:
- в и. п. не находиться на пути возможной передачи мяча другому партнеру;
- освобождение от защитника начинать со сближения с ним;
- для получения мяча как ориентир использовать дальнюю от защитника руку;
- открываться своевременно, т. е. в момент, когда партнер готов к передаче; избегать необоснованного скопления нападающих вблизи от мяча.
7. При выполнении выхода для овладения отскоком:
- начало действия осуществлять в момент подготовки броска партнером или непосредственно в момент выпуска им мяча;
- для нейтрализации блокирующих действий защитника использовать обманные движения или быстрое отшагивание назад с последующим рывком на место предполагаемого отскока мяча;
- для определения возможного направления и дальности отскока руководствоваться установленными статистическими закономерностями и собственной интуицией;
- оказывать физическое и психологическое давление на защитника с целью занять наиболее выгодную позицию для борьбы за отскок;
- выход для овладения отскоком мяча совершать с поднятыми вверх руками: локти держать на уровне плеч.
8. При овладении мячом после освобождения от опеки защитника и выхода на свободную позицию быстро принимать адекват ное игровой ситуации решение и без промедления начинать по следующее игровое действие: проход, бросок, добивание мяча в корзину, откидку мяча партнеру и т. п.
Основные ошибки при выполнении индивидуальных тактических действий игрока без мяча.
1. Невыгодная исходная позиция: затруднен обзор, нападающий располагается на пути проходящего с мячом игрока, или на линии возможной передачи другому партнеру, или за пределами досягаемости отскока мяча.
2. Несвоевременность действий: преждевременный или запоздалый выход на свободное место — партнер еще или уже не готов к передаче мяча освобождающемуся игроку или броску по корзине, либо защитник надежно заблокировал нападающего и занял наиболее выгодную для подбора мяча позицию.
3. Неверный выбор направления перемещения: освобождающийся нападающий выходит в место скопления игроков рядом с мячом либо находит позицию, неудобную для получения мяча или овладения отскоком.
4. Неэффективное освобождение от опеки защитника: отсутствие кратковременного сближения или разрыва дистанции с соперником либо финта перед выходом на свободное место; вялое, недостаточно быстрое перемещение на новую позицию.
5. Нерациональное для овладения мячом расположение звеньев тела игрока: он не предлагает в качестве ориентира для передачи дальнюю от защитника руку или идет на подбор мяча с опущенными вниз руками; находится на прямых или чрезмерно согнутых ногах.
6. Отсутствие инициативности, уверенности и агрессивности в действиях, недостаточное давление на защитника: ощущается робость, нерешительность и боязнь столкновения с соперником.