Примерная модель построения тренировочного процесса на этапе формирования специфических спортивных навыков
Процесс развития быстроты реакции и скорости движений проходит интенсивнее в период полового созревания, и поэтому у большинства детей в это время гораздо активнее совершенствуются скоростные способности. Прогресс такого рода свойственен как мальчикам, так и девочкам. Он может быть связан с быстрым ростом тела и активным наращиванием мышечной массы в пубертатный период.
Развитие силы мышц позитивно влияет на совершенствование скоростных способностей юных атлетов. Во время полового созревания в организме мальчиков значительно повышается уровень содержания гормона тестостерона, стимулирующего рост и увеличение силы мышц. Непосредственным результатом развития силы является увеличение быстроты двигательных реакций и скорости движений.
Интересно, что в конце пубертатного периода мальчики явно доминируют над девочками в совершенствовании скоростных способностей. Некоторое улучшение скоростных показателей движений может происходить в результате эффективной работы нервной системы и ее контроля над межмышечной координацией. Однако гораздо чаще повышение быстроты реакции и скорости движения происходит все же из-за увеличения силы работающих мышц. В результате чего — руки могут двигаться более энергично, а ноги — отталкиваться от земли с большей силой.
Развитие силовых возможностей верхней части туловища (особенно это касается рук) способствует увеличению быстроты движений, что в результате помогает игроку бросать мяч дальше или производить более мощные удары битой отбивающему в бейсболе. С другой стороны, силовая тренировка мышц ног помогает выполнять удары по мячу с необходимой силой и в нужном направлении. Для большинства игровых видов спорта умение быстро менять направление движения имеет стратегическое значение. Этот навык успешно приобретается благодаря улучшению скоростных характеристик нервных процессов и максимально возможному увеличению силы работающих мышц.
Цель тренировки быстроты
Развитие быстроты реакции и скорости движений в период полового созревания должно носить более специфический характер в целях дальнейшего повышения скоростных двигательных способностей юных спортсменов. Однако этот вид тренировки должен все же пока оставаться частью разносторонней атлетической подготовки, а детям следует сочетать скоростные упражнения с теми, которые направлены на развитие других физических качеств.
Во время активного полового созревания высокий темп ускорения тренировочного процесса скоростных способностей приводит к тому, что нервная система лучше адаптируется к новым нагрузкам. Это выражается в большей согласованности работы мышечных групп, обеспечивающих разнообразные движения рук и ног. А по мере увеличения максимальной силы тренируемых мышц, что особенно заметно у мальчиков, повышается общая скорость движений, которая положительно сказывается на быстроте движений верхней части тела и скорости бега.
Так же, с увеличением силы ног, дети начинают более энергично отталкиваться от земли и перемещать свои тела в пространстве, продвигаясь вперед значительно быстрее, чем раньше.
Хотя совместный тренинг мальчиков и девочек вполне допустим во время пубертатного периода, я все же рекомендую проводить раздельные тренировки с его наступлением. Как упоминалось ранее, на стадии полового созревания мальчики становятся сильнее, что позитивно влияет на скорость движений конечностей и быстроту реакции. Вследствие половых различий, проявляющихся в пубертатный период, лучше проводить раздельные групповые учебно-тренировочные занятия для девочек и мальчиков.
Составление плана тренировочной программы
С началом периода полового созревания атлетам можно увеличить общий объем тренинга, направленного на развитие скоростных способностей. Наряду с использованием забавных упражнений, игр, эстафет и даже бега на короткие дистанции, можно постепенно увеличивать скорость и дистанцию забегов с 20 до 50 или 60 метров (ярдов).
Тренировка скоростных способностей может стать развлечением как для детей, так и для тренера. Можно выполнять различные упражнения и задания в виде веселых игр или эстафет. Например, бег на короткие дистанции, спринт с поворотами, бег вокруг конуса с изменением направления движения. Эстафеты можно проводить с «медицинскими» мячами в руках, выполняя ими броски, или устраивать эстафеты с преодолением препятствий (прыжки на небольшую высоту через безопасные спортивные приспособления).
Также постарайтесь организовать выполнение специальных упражнений на развитие быстроты реакции. Их цель — уменьшить время, необходимое ребенку для развития двигательных реакций, необходимых, например, во время бега или при выполнении броска мячом. Можно достичь этой цели посредством отработки с воспитанниками специальных команд. Рекомендуется их сочетать с выполнением упражнений, в два этапа:
1. На начальном этапе тренеру следует стоять лицом к детям. По его сигналу — визуальному (хлопку) или звуковому (свистку) — дети приступают к выполнению задания. Так как они видят своего тренера, то легко могут начать двигательные действия.
2. На следующем этапе тренировки, который, как правило, наступает спустя месяцы после первого, тренер изменяет свою позицию. Он может встать за спинами детей так, чтобы они его не видели. Теперь юные атлеты должны реагировать только на звуковой сигнал. Цель этого упражнения та же самая: по сигналу тренера дети должны приступить как можно быстрее к выполнению задания.