Что-нибудь пахнущее своим носом. Но такой человек в разведчики не годит-

Ся.

Осязание. Способность правильно определять на ощупь форму, температу-

Ру, влажность и структуру предметов может сохранить жизнь разведчику.

Например, в случае мягкого соприкосновения выставленных ночью перед со-

Бой пальцев руки с леской от мины натяжного действия.

Охота

Занятия охотой

При действиях разведывательных групп в тылу противника важное значе-

Ние имеет умение разведчиков читать следы. Правильно прочитать следы ос-

Тавленные человеком или различными средствами передвижения (автомобиль,

Танк, бронетранспортер) - это прежде всего определить, в какое время бы-

Ли оставлены следы, сколько прошло человек или транспорта и в каком нап-

Равлении. Эта трудная задача усложняется тем, что разведчик должен чи-

Тать следы быстро, так как времени для детального ознакомления со сле-

Дом, как правило, не бывает. Она усложняется и тем, что противник может

Прибегать к различным ухищрениям и маскировке следов, чтобы ввести раз-

Ведчиков в заблуждение. Поэтому разведчик должен быть очень внимателен

При чтении следов, уметь отличать ложные следы от действительных, а это

Умение вырабатывается на занятиях, и еще путем упорной тренировки своего

Внимания в повседневной жизни.

Для проведения занятий по следопытству целесообразно иметь оборудо-

Ванный городок следопыта.

При оборудовании городка следопыта учитывать основной принцип обуче-

Ния - учить тому, что необходимо знать разведчику, в зависимости от

Предназначения части, специфических условий ведения разведки на конкрет-

ном ТВД. Следовательно, размеры городка, его оборудование и содержание

Должны быть такими, чтобы можно было отрабатывать все темы и учебные

вопросы по следопытству. Например, если предусматривается вывод групп

Через государственную границу, то в городке должна быть оборудована

Контрольно-следовая полоса и сигнализационно-заградительные устройства,

При этом весь комплекс различных контролирующих и сигнализационных уст-

Ройств как по размерам (высоте, ширине), так и по последовательности

Размещения, должны соответствовать тому, что есть на границе.

В городке необходимо иметь класс закрытого или открытого (летнего)

Типа, стенды с рисунками и схемами по следопытству, предметы (макеты)

Для прокладки ухищренных следов и другие учебные пособия. Стенды и пла-

Каты следует размещать на специальной площадке (учебном месте). Возле

Класса целесообразно поставить ящики для хранения предметов, используе-

Мых на занятиях по следопытству, например, номерные указатели, маты (со-

Ломенные, хворостяные, травяные), макеты копыт и лап животных, ходули,

Шесты, лыжи (для северных районов и средней полосы), измерительные лен-

Ты, а также различные средства, используемые при преодолении сигнализа-

Ционно-заградительных устройств.

В городке следопыта желательно иметь металлические или фанерные щиты,

На которых крупными буквами написать основные правила следопытства.

Большую помощь в оборудовании городка следопыта и проведении занятий

По следопытству могут оказать офицеры и прапорщики погранзастав, комен-

Датур штабов пограничных округов, расположенных в непосредственной бли-

Зости от пунктов постоянной дислокации соединений, частей и подразделе-

Ний разведки.

Однако в городке следопыта разведчики могут получить лишь первона-

Чальные сведения. Учиться распознавать следы надо в поле, в лесу, на по-

Лигоне, там, где вся земля испещрена самыми разнообразными отпечатками

Ног, копыт, лап, колес, гусеничных 13 Подготовка разведчика траков, усе-

Яна мусором, оставленным людьми в местах своего пребывания.

Если разведчик смотрит, но не замечает, видит, но не анализирует, ему

Очень трудно стать хорошим следопытом. Каждый разведчик должен видеть

Наши рекомендации