Что-нибудь пахнущее своим носом. Но такой человек в разведчики не годит-
Ся.
Осязание. Способность правильно определять на ощупь форму, температу-
Ру, влажность и структуру предметов может сохранить жизнь разведчику.
Например, в случае мягкого соприкосновения выставленных ночью перед со-
Бой пальцев руки с леской от мины натяжного действия.
Охота
Занятия охотой
При действиях разведывательных групп в тылу противника важное значе-
Ние имеет умение разведчиков читать следы. Правильно прочитать следы ос-
Тавленные человеком или различными средствами передвижения (автомобиль,
Танк, бронетранспортер) - это прежде всего определить, в какое время бы-
Ли оставлены следы, сколько прошло человек или транспорта и в каком нап-
Равлении. Эта трудная задача усложняется тем, что разведчик должен чи-
Тать следы быстро, так как времени для детального ознакомления со сле-
Дом, как правило, не бывает. Она усложняется и тем, что противник может
Прибегать к различным ухищрениям и маскировке следов, чтобы ввести раз-
Ведчиков в заблуждение. Поэтому разведчик должен быть очень внимателен
При чтении следов, уметь отличать ложные следы от действительных, а это
Умение вырабатывается на занятиях, и еще путем упорной тренировки своего
Внимания в повседневной жизни.
Для проведения занятий по следопытству целесообразно иметь оборудо-
Ванный городок следопыта.
При оборудовании городка следопыта учитывать основной принцип обуче-
Ния - учить тому, что необходимо знать разведчику, в зависимости от
Предназначения части, специфических условий ведения разведки на конкрет-
ном ТВД. Следовательно, размеры городка, его оборудование и содержание
Должны быть такими, чтобы можно было отрабатывать все темы и учебные
вопросы по следопытству. Например, если предусматривается вывод групп
Через государственную границу, то в городке должна быть оборудована
Контрольно-следовая полоса и сигнализационно-заградительные устройства,
При этом весь комплекс различных контролирующих и сигнализационных уст-
Ройств как по размерам (высоте, ширине), так и по последовательности
Размещения, должны соответствовать тому, что есть на границе.
В городке необходимо иметь класс закрытого или открытого (летнего)
Типа, стенды с рисунками и схемами по следопытству, предметы (макеты)
Для прокладки ухищренных следов и другие учебные пособия. Стенды и пла-
Каты следует размещать на специальной площадке (учебном месте). Возле
Класса целесообразно поставить ящики для хранения предметов, используе-
Мых на занятиях по следопытству, например, номерные указатели, маты (со-
Ломенные, хворостяные, травяные), макеты копыт и лап животных, ходули,
Шесты, лыжи (для северных районов и средней полосы), измерительные лен-
Ты, а также различные средства, используемые при преодолении сигнализа-
Ционно-заградительных устройств.
В городке следопыта желательно иметь металлические или фанерные щиты,
На которых крупными буквами написать основные правила следопытства.
Большую помощь в оборудовании городка следопыта и проведении занятий
По следопытству могут оказать офицеры и прапорщики погранзастав, комен-
Датур штабов пограничных округов, расположенных в непосредственной бли-
Зости от пунктов постоянной дислокации соединений, частей и подразделе-
Ний разведки.
Однако в городке следопыта разведчики могут получить лишь первона-
Чальные сведения. Учиться распознавать следы надо в поле, в лесу, на по-
Лигоне, там, где вся земля испещрена самыми разнообразными отпечатками
Ног, копыт, лап, колес, гусеничных 13 Подготовка разведчика траков, усе-
Яна мусором, оставленным людьми в местах своего пребывания.
Если разведчик смотрит, но не замечает, видит, но не анализирует, ему
Очень трудно стать хорошим следопытом. Каждый разведчик должен видеть