Олимпизм и культурные традиции в эпоху глобализации

Линде О.А.

г. Омск

Ключевые слова: олимпизм, глобализация, культура, традиции, спорт, национальные виды спорта.

Актуальность исследованиязаключается в противоречии между процессами глобализации спорта и возможностями реализации его гуманистического потенциала.

Цель исследования:выявить основное противоречие между практикой современного спорта и ценностями спорта как феномена культуры.

Задачи исследования:

- изучить основные концепции связи традиционной культуры и современного олимпийского движения;

- определить пути и способы повышения гуманистического потенциала спора в условиях глобализации.

Методы исследования:

- анализ научной литературы и интернет-источников;

- сравнительный анализ различных моделей спорта в современном спортивном движении.

Результаты исследования.Зарождение и становление современного олимпийского движения и Олимпийских игр, как и многих других социальных явлений обусловлено определёнными (субъективными и объективными) причинами.

Современный спорт с его правилами возник на основе коммерческой сделки, пари, ставки гуманистической основе, а не на реализации прекраснодушных идеалов Просвещения и утопизма. В конце XIX в. Спорт становится все более значимым явлением. Отходя всё дальше от своего первоначального истока - игры. В связи с возрождением Олимпийских игр было стремление воплотить в них античные идеалы гармоничного человека. Считается что современные Олимпийские игры - это новые спортивные состязания, новые Игры, принципиально отличные от античных Олимпийских игр, хотя и имеют свой прототип в древнегреческой истории. Однако сохранена «идея мира и согласия» и ценности греческих Олимпиад - «миротворчество состязательность, самовыражение свободного человека и его гармоничное развитие».

На рубеже веков олимпийское движение вступило в качественно новый этап своего развития. Сегодня Олимпийское движение являет собой одно из ярчайших проявлений глобализации, и в первую очередь благодаря символическому объединению наций в Играх Олимпиад. Кроме того, распространение МОК специфической информации, унификации технологий организации и проведения соревнований, создание финансовой и экономической систем, оптимизация их взаимодействия с национальными олимпийскими комитетами и международными федерациями многократно усиливают статус олимпизма как общемирового явления, демонстрирующего общую направленность и динамику процессов глобализации.

Глобализация - это всеобщий и многосторонний процесс культурной, идеологической и экономической интеграции государств, государственных объединений, национальных и этнических единств, что представляет собой сопутствующее явление современной цивилизации.

Понятие «глобализация» введено в научный оборот совсем недавно. Считается, что впервые оно было использовано в научной публикации в 1983 г. Происхождение его связано с латинским термином «глобус», что значит Земля, земной шар. В самом общем виде под глобализацией понимают многочисленные социальные процессы общепланетарного характера. Страны и народы всего мира существуют в условиях растущего взаимовлияния. Ускоренные темпы развития цивилизации и хода исторических процессов поставили вопрос о неизбежности глобальных взаимоотношений, об их углублении, укреплении и ликвидации изоляции стран и народов.

Всеобщие процессы глобализации вызывают необходимые и глубокие перемены в деле сближения и взаимосотрудничества народов и государств. За этим следует процесс сближения, унификации и качества уровня жизни.

В контексте современной глобализации и процессов мирового развития олимпийское движение выступает как важный объект мирового политического процесса, и его основные характеристики в условиях глобализации приобретают несомненную актуальность не только в политико-экономической, но и в социально-культурной сфере.

Культура - это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества. Культура - это всё, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества. Причём культура как система ценностей имеет «сквозной» характер, она объединяет все виды деятельности, сопрягает, делает соизмеримыми в своём ценностном «звучании» культуры разных, этносов, эпох, субструктур. По этому поводу М. Хайдеггер пишет: «… человеческая деятельность понимается и организуется как культура. Культура теперь - реализация верховных ценностей путём культивирования высших человеческих достоинств».

В культуру каждого народа входят созданные им виды спорта. На протяжении веков они сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.

Многие из них имеют многовековую историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Они совершенствовались по мере хозяйственной деятельности человека, по мере совершенствования его разума. Национальные спортивные традиции зависели от многих факторов: ландшафта, климата, природы и др.

Помимо сохранения народных традиций, национальные виды спорта оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, интереса к народному творчеству у молодежи.

Спорт как явление культуры представляет собой игровую деятельность и подготовку к ней, выявляющие предельные возможности человека и направленные в конечном счёте на достижение им социальной значимости в обществе посредством разнообразных соревнований.

Г.Д. Гачев: - «Итак, если у эллинов тело человека - игрок и инструмент одновременно, мир как бы в фигуре человека сведен и из неё выводится, то в странах Средней Европы, средней полосы распространились игры и шаром, мячом: футбол, волейбол, баскетбол, хоккей (шайба, пришла тоже как плоская земля, диск, по древним представлениям), кегли, лапта, гольф, теннис, крокет.

Здесь важен перенос центра тяжести с тела - на инструмент, предмет; за ним следует, а тело игрока уже не так важно, важен результат, выгода, цель - гол, а какими способами: красиво выиграно или силовым приёмом - не так важно».

В настоящее время профессионализация спорта - прямое следствие развития технократической цивилизации. Человек становится частью этих технологий, их материалом, постепенно утрачивая свою личность.

Он обьясняет это особенностями нациоанльного характкра, культуры, которые формир-ся в пространстве данной культуры.

Якимов составляет такую карту мира, отображающую спортивные предпочтения культур разных…

В теории спорта существуют различные классификации видов спорта и физических упражнений. Так исходя из специфики взаимодействия спортсменов должны отражаться черты, свойственные их национальной культуре.

За основу построения данной классификации видов спорта был выбран характер взаимодействия спортсменов-соперников в соревнованиях. Следовательно виды спорта можно разделить на четыре группы:

1. антагонистический характер взаимодействия (виды спорта, в которых на действие спортсмена соперник отвечает противодействием: атака, защита, подача, удар и т.д.);

2. синергетический характер взаимодействия (виды спорта, в которых на действие спортсмена соперник отвечает аналогичным действием)»;

3. автономный характер взаимодействия (виды спорта, в которых на действие спортсмена соперник отвечает заранее предусмотренным автономным действием);

4. комплексный характер взаимодействия (виды спорта, в которых на действие спортсмена соперник отвечает различными вариантами своих действий).

Исходя из классификации видов спорта можно составить спортивный «портрет» страны (научное описание характерных особенностей соотношения достижений в различных классификационных группах, представляющих антагонистические, синергетические, автономные виды спорта) за всю историю летних Игр. В зависимости от географического положения представлены следующие части света: Северная Америка, Южная Америка, Африка, Азия, Европа, Австралия и Океания.

В странах представляющих Северную Америку нет доминирующей группы видов спорта. Так в США преобладают синергетические виды спорта 42,2%, в Мексике автономные 38,5%, на Кубе превалируют антагонистические виды, которые составляют 68%.

Страны Южной Америки так же разделили доминанты в видах спорта. В Аргентине преобладающими являются антагонистические виды 50,8%, в Бразилии лидирующую позицию занимают синергетические виды 43,2%. Перу является единственной страной в Южной Америки, виды спорта которой ориентированы преимущественно на автономные 52,3% (стрелковый спорт).

В Африке также существует страна, спортивный «портрет» которой нетипичен для «черного» континента - это Египет. Здесь приверженность автономным видам спорта, которые составляют 59,5%. Алжир является страной антагонистических видов спорта 54,2%. В Кении ¾ от видов спорта составляют синергетические виды 85,0%.

У представителей стран Азии таких как Иран и Корея доминирующими являются антагонистические виды спорта: 70,0%, 73,1% соответственно. Причем спортивный «портрет» Ирана представлен только двумя группами видов спорта, оставшуюся часть, а это 30,0% занимают автономные виды спорта. В Корее на автономные виды приходится 24,8 %, синергетические виды смогли охватить только 2,1% от всех видов спорта. Иначе изображен «портрет» Китая. 55,0% приходится на автономные виды, 30,6% - это антагонистические виды и 14,4% на синергетические. В Японии процентное соотношение видов спорта расположено как и в Китае. Соответственно 42,2%, 35,6% и 22,2%.

Среди европейских стран прежде всего выделяется Россия. Здесь преобладают автономные виды спорта 47,0%, на втором месте синергетические виды 26,5%, на антагонистические виды приходится 24,2%. Анализируя данные можно сказать, что спортивный «портрет» России очень схож со спортивным «портретом» Китая, но в России также можно выделить комплексные виды спорта, на которые приходится лишь небольшая часть от общей картины (2,3%).

Так же среди европейских стран рассмотрим спортивный «портрет» Германии. Здесь явное лидерство занимают синергетические виды 48,2%, на автономные виды приходится 32,8%, замыкают тройку антагонистически виды 17,0%. В Италии лидирующую позицию занимают антагонистические виды 38,2%, 37,4% приходится на синергетические виды и 23,1% составляют автономные виды. Спортивный «портрет» Франции не показывает явно доминирующую группу. Здесь виды спорта расположены наиболее равномерно, так на синергетические, антагонистически и автономные виды приходится соответственно 38,4%, 33,4%, 27,3%.

Австралия и Океания: Австралия и Новая Зеландия.

Основываясь на выше приведенных данных можно посмотреть …..

спортивная карта мира

Зависимость олимпийских достижений и уровня спортивных результатов, в настоящее время, в контексте политического, экономического развития принято связывать с особенностями национальной культуры. Так, некоторые виды спорта, имеющие глубокий культурно исторический колорит, становятся популярными во всем мире и в дальнейшем входят в программу олимпийских игр.

Так же можно отметить, что эпоха глобализации не снимает предпочтений национальных традиций в тех или иных странах на виды спорта. Спорт как один из видов культуры для сохранения своей специфики всегда вынужден приспосабливаться к постоянно происходящим изменениям в развитии цивилизации. Но тем не менее глобализация дает сближение видов спорта. В частности можно отметить интерес к восточным единоборствам, которые в настоящее время входят в программу олимпийских игр. Данный процесс сохраняется в эпоху глобализации и приобретает мировой интерес.

Кыласов. Большим воспитательным, образовательным, адаптационным ресурсом обладают этнические виды спорта. В наст время широко стал использоваться этно спорт. Он локализован в некоторых регионах мира.

Реализация ресурса в настоящее время снижается в связи с тем, что развиваются все новые виды спорта. И олимпийская концепция (ценности, виды соревнования) унифицирует и тем самым подавляет ресурс национальной культуры и традиции, что рассматривает как отрицательное явление. Так же ценность спортивных побед для современного общества оказалась неочевидной. В существующем вокруг нас мире интерес проявляется только к тем, кто может установить рекорды сегодня и повторить успех завтра. Поэтому через определенное время к атлету угаснет интерес в обществе. И это объективный процесс забвения. В конечном итоге Игры – это просто шоу, и кому какое дело до тех, кто в свое время быстро бегал, высоко прыгал, боролся и т.д.

В современном мире спортивные соревнования превратились в прибыльный бизнес с огромным оборотом, и сейчас активно конкурируют за долю на рынке зрелищ, которые в современном мире развиваются большими темпами, что негативно отражается на профессиональном спорте.

Олимпийское движение оказалось в непростой ситуации. Программа Игр должна должна удовлетворять вызовам общества, векторы которых, увы, сейчас направлены большей частью уже в другом направлении. Стремительно набирающим популярность экстремальным видам спорта нужны все новые площадки, но Олимпийские игры решительно не подходят для этого, будучи универсально условными. А отстаивать Олимпийские игры в отдельных уголках нашей планеты в отсутствие зрителей.

Национальные виды спорта,….

Кыласов говорит о том, что в настоящее время национальные виды спорта все более универсализируются и в последующем теряют связь с культурой народа, что и является главным недостатком олимпийского признания в современном мире. В отличие от XIX в., когда только начала разрабатываться концепция олимпизма и когда спорт, как международная практика, являлся для культуры новым явлением. Взаимодействие между спортсменами как участниками олимпийского движения происходило, но на более ином уровне. Они также взаимодействовали между собой как участники олимпийского движения, демонстрировали гармонию тела и духа, ценности здоровья, молодости, состязания на равных, возможность к диалогу и устройство более спокойного мира.

В современную эпох у разных людей сохраняются разнообразные возможности, достижения спортивных результатов. В эпоху глобализации, те виды спорта, которые были популярны в одном регионе, становятся популярными во всем мире. Личные достижения спортсмена превращают ценности выступлений, достижения рекордов, в реальные доходы от рекламных контрактов, призовых выплат от государств и увеличения зарплаты в клубах. Это вполне вписывается в идеологию общества потребителя, где все сводится к экономическим ценностям, а сам человек определяется как «производитель-потребитель». В конечном итоге мы получаем рыночные отношения, противоречащие декларируемым ценностям олимпизма, так как рыночная система основана на извлечении прибыли.

Выводы

О том, что конечно олимп спорт может быть больше чем другие модели спорта, и подверж процессам глобализации. Что можнообьяснить тем. Что он и задумывался как международный проект, Кубертен утверждал общецевилизационные ценности.

Сохранить гуманитарный потенциал спорта можно лишь в мультиспортивном споространстве в котором реализуются различные модели спорта, олимпийск спорт является вершиной спортивного движен, в котором реализуется, развивается обшечеловеческие ценности.

Глобализ - новое. Культура сохранить. В соврем эпох главн… меняются модели. (Жан

Список литературы.

1. Вундт. В., Проблемы психологии народов. – М.: Академический Проект, 2011. – 136 стр.

2. Гачев Г.Д., Космо-Психо-Логос: Нацональные образы мира. – М.: Академический Проект – 2007. – 511 стр.

3. Галльен К.Л.,

Наши рекомендации