Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данного раздела ООП ВПО
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт физической культуры
Центр оздоровительной физической культуры
Манжелей Ирина Владимировна
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа
для студентов 1-3 курсов очной формы обучения
всех направлений подготовки
Тюменского государственного университета
Издательство
Тюменского государственного университета
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цели и задачи дисциплины
Целью освоения раздела «Физическая культура» является формирование физической культуры студентов и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
- формирование у студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
- освоение системы знаний о социально-биологических, психолого-педагогических основах физической культуры и здорового образа жизни;
- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
- достижение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к условиям профессиональной деятельности;
- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
Учебно-методический комплекс составлен на основании ФГОС и Примерной программы по «Физической культуре», рекомендованной научно-методическим советом по физической культуре при Минобразовании России для учреждений ВПО (2010 г).
1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Физическая культура является компонентом общекультурной подготовки бакалавров и входит в число обязательных разделов основных образовательных программ всех направлений подготовки.
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента по физической культуре:
знать/ понимать:
- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
- способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
- правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности.
уметь:
- выполнять индивидуально подобные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
- выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
- преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
- выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
- осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
- подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха и при участии в массовых спортивных соревнованиях;
- в процессе активной творческой деятельности по формированию здорового образа жизни.
Дисциплины, для которых данный раздел (дисциплина) является предшествующим: история, концепция современного естествознания, безопасность жизнедеятельности.
Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данного раздела ООП ВПО.
В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими физкультурными компетенциями:
ОК-1. Владеет культурным и историческим наследием, традициями в области физической культуры, толерантно воспринимает социальные и культурные различия, способен к диалогу с представителями других культурных государств.
ОК-2. Владеет знаниями о функциональных системах и возможностях организма, о воздействии природных, социально-экономических факторов и систем физических упражнений на организм человека, способен совершенствовать отдельные системы организма с помощью различных физических упражнений.
ОК -3 . Владеет законодательными основами Российской Федерации в области физической культуры и спорта, умеет использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности.
ОК - 4. Владеет знаниями и навыками здорового образа жизни, способами сохранения и укрепления здоровья. Способен следовать социально-значимым представлениям о здоровом образе жизни, придерживаться здорового образа жизни.
OK -5. Владеет знаниями о влиянии вредных привычек на здоровье человека, может использовать средства биоуправления как способа отказа от них. Осознанно относится к здоровью, использует различные системы физических упражнений как условие формирования здорового образа жизни.
ОК - 6. Владеет методическими принципами физического воспитания, методами и средствами физической культуры. Самостоятельно применяет их для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья.
ОК -7. Владеет средствами освоения основных двигательных действий. Способен самостоятельно совершенствовать основные физические качества, формировать психические качества в процессе физического воспитания.
ОК -8. Владеет основами общей физической и специальной подготовка в системе физического воспитания и спортивной тренировки. Способен самостоятельно выбирать виды спорта или систему физических упражнений для укрепления здоровья.
ОК -9. Владеет основами профессионально - прикладной физической подготовки, основами методики самостоятельных занятий и может осуществлять самоконтроль за состоянием своего организма.
ОК-10. Готов к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений и навыков в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения.
В результате изучения раздела (дисциплины) студент должен:
Знать: научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни; владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств (с выполнением установленных нормативов по общей физической и спортивно-технической подготовке).
Уметь:использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни.
Владеть: средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, опытом использования физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, достижения жизненных и профессиональных целей.
Содержание программы по разделу «Физическая культура» разработано на основе культурологического подхода с выделением базового (30%) и вариативного (70%) компонентов. Базовый компонент учебного материала, ориентирован на формирование основ физической культуры личности, и включает следующие укрупненные дидактические единицы или модули учебного материала:
· Физическая культура в общекультурной подготовке специалиста.
· Социально-биологические и гигиенические основы физической культуры и здорового стиля жизни.
· Общефизическая подготовка специалиста.
Вариативный компонент опирается на базовый, дополняет его, учитывая физкультурно-спортивные интересы студентов, а также региональные условия и традиции развития физической культуры, и включает следующие укрупненные дидактические единицы (модули):
· Особенности занятий избранным видом спорта.
· Оздоровительные системы.
· Профессионально-прикладная физическая подготовка специалиста.
Свои образовательные и развивающие функции раздел «Физическая культура» наиболее полно реализует в процессе физического воспитания с опорой на основные дидактические принципы: сознательности и активности, наглядности и доступности, систематичности и динамичности, дифференциации и индивидуализации.