III. Чистописание, сообщение темы и целей урока.
1. О т г а д а й т е з а г а д к у.
Без рук, без топоренка
Построена избенка. (Гнездо.)
– Запишите отгадку. Подчеркните орфограмму.
– Как называется эта орфограмма? (Безударная гласная в корне слова.)
– Подберите проверочное слово. (Гнезда.)
Сегодня на уроке мы будем учиться писать безударные гласные в корне слов, подбирать к ним проверочные слова.
2. П р о д о л ж и т е закономерность.
г Г г гг Г гг
IV. Работа по теме урока.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а.
Упражнение в подборе проверочных слов.
Н а д о с к е:
Н..чной – …
Б..льной – …
М..л..дой – …
Б..льшой – …
Л..дяной – …
– Подберите проверочные слова, выделите корни.
– Являются ли слова каждой пары однокоренными?
2. К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о (упр. 140).
Подбор проверочных слов к следующим словам:
Выглянуло, веселое, пригревало, вода, в лесу, лежат, сверкает.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся!
Вытянули шеи –
У кого длиннее!
Один серый, другой белый.
У кого длиннее!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый –
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся: «Ой! Пропали гуси!
Один серый, другой белый –
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый, другой белый –
Кланялись бабусе.
V. Закрепление изученного.
1. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а (упр. 142).
В з а и м о п р о в е р к а.
2. Р а б о т а в г р у п п а х.
З а д а н и е д л я 1-й г р у п п ы.
Запишите три однокоренных слова с корнем -бел- (упр. 141).
Найдите лишнее слово: молодежь, трава, окно, село. (Молодежь – нулевое окончание.) Подберите к словам с безударной гласной в корне слова проверочное.
Подберите несколько слов к схеме: приставка, корень, окончание.
З а д а н и е д л я 2-й г р у п п ы.
Запишите три однокоренных слова с корнем -крас- (упр. 141).
Найдите лишнее слово: обогатить, ободрить, обновить, обелить. (Обновить – приставка об-.) Подберите к словам с безударной гласной в корне слова проверочное.
Подберите несколько слов к схеме: корень, суффикс, окончание.
З а д а н и е д л я 3-й г р у п п ы.
Запишите три однокоренных слова с корнем -гриб- (упр. 141.)
Найдите лишнее слово: цепочка, карточка, ночка, звездочка. (Ночка – суффикс -к-.) Подберите к словам с безударной гласной в корне слова проверочное.
Подберите несколько слов к схеме: корень, окончание.
З а д а н и е д л я 4-й г р у п п ы.
Запишите три однокоренных слова с корнем – лес- (упр. 141).
Найдите лишнее слово: морской, морить, моряк, приморье. (Морить – не является однокоренным.) Подберите к словам с безударной гласной в корне слова проверочное.
Подберите несколько слов к схеме: приставка, корень, суффикс, окончание.
П р о в е р к а.
VI. Итог урока.
– Как проверить безударную гласную в корне слова?
Домашнее задание:упражнение 139.
У р о к 43.
разбор слов по составу
Цель: закрепить умение разбирать слова по составу.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Чистописание.
– Пропишите буквы:
м к о т и л
– Составьте и запишите с ними как можно больше слов.
– Прочитайте пословицу.
Дело не комар: от него не отмахнешься.
– Объясните ее значение. Спишите, подчеркните орфограммы.