III. Работа по теме урока.
1. Р а б о т а н а д к о р н е м с л о в а.
– Как вы считаете, какая часть слова самая главная? (Корень.)
– Каково значение слова корень? (Корень – основа.)
– Как вы думаете, почему ученые использовали именно это слово для названия части слова?
2. П р о ч и т а й т е т е к с т.
Не затем руки, чтобы зря болтались. Человек рожден для того, чтобы трудиться. Труженику все нипочем. В труде рождаются герои.
– Спишите, выделите корни в однокоренных словах.
– Что такое корень?
3. О т г а д а й т е, что у меня в корзинке:
В сенокос горька, а в мороз сладка,
Что за ягодка? (Рябина.)
– Почему рябину так назвали?
На самом деле, слово рябина произошло от славянского слова ряб, что значит рябой, пестрый.
– Как вы думаете, какой корень имеет слово рябина? (Рябин-.)
– Суффикс -ин- так прирос к корню ряб, что получился новый корень рябин, а уже из него выросли новые слова.
– Значит, от корня могут образовываться не только новые слова, но и новые корни.
– Придумайте однокоренные слова к слову рябина.
Ученики записывают в тетрадях новые слова, выделяют в них корни.
– Отгадайте, что еще у меня в корзинке:
Я капелька лета
На тоненькой ножке,
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица. (Земляника.)
– Назовите однокоренные слова к слову земляника.
Дети записывают однокоренные слова.
– Какой корень у этого слова? (Земл-, от с слова земля.)
IV. Работа по изменению формы слова.
– Прочитайте. В каком жанре устного народного творчества написан этот текст? (Скороговорка.)
Н а д о с к е:
На г..ре г..гочут гуси,
Под г..рой огонь горит.
– Спишите, вставляя пропущенные буквы.
– Над какой орфограммой вы сейчас работали? (Безударные гласные в корне слова.)
– Как проверить безударный гласный в корне слова? (Изменить слово так, чтобы на безударный гласный падало ударение.)
– Выпишите слова с одинаковыми корнями. (На горе, под горой, горит.)
– Есть ли среди них лишнее слово? (Горит – значение корня иное.)
– Можно ли еще подобрать слово, имеющее такой же корень, но лексическое значение иное? (Горе.)
– Скажите, являются ли слова на горе и под горой однокоренными? (Нет, это форма одного и того же слова.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам делать
По порядку:
Весело шагать,
Руки вверх поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
V. Работа с приставками.
– Что вы знаете о приставке?
– В русском языке более 40 приставок. С некоторыми мы уже знакомы, о других нам еще предстоит узнать. А сейчас выпишите слова с приставками:
Сбить, отчизна, потолок, попросить, отрезать.
– Какие приставки можно выделить в этих словах?
– Припишите как можно больше приставок к слову ехать.
VI. Работа с суффиксами.
– Если мы с вами наденем увеличительные очки, то увидим не кота, а … (котище).
– Не дом, а … (домище).
– Какая часть слова помогает таким превращениям? (Суффикс.)
– Запишите слова котище и домище, выделите в них суффиксы. (-ищ-.)
– Образуются ли при помощи суффиксов новые слова?
– Образуйте новые слова при помощи суффиксов.
На доску учитель вывешивает ромашку.
В сердцевине ромашки написаны суффиксы -н-, -ов-, -ек-, -ин-, -еньк-,
-очк-, -ышк-, а на лепестках ромашки написаны слова: осень, клен, зверь, сокол, красный, ваза, солнце.
Дети составляют слова: осенний, кленовый, зверек, звериный, соколиный, красненький, вазочка, солнышко.