Психологическая подготовка
Волевая подготовка:
Упражнения для развития волевых качеств средствами дзюдо
Решительности: проведение поединков с моделированием реальных ситуаций, которые могут встретиться в предстоящих соревнованиях.
Настойчивости: освоение сложных, не удающихся с первой попытки приемов; поединки с односторонним сопротивлением.
Выдержки: проведение поединка с непривычным, неудобным противником.
Смелости: поединки с более сильным противником (выполнение при этом посильных задач – не позволить выиграть противнику, выполнить атакующее действие самому).
Упражнения для развития волевых качеств средствами
других видов двигательной активности
Выдержки: преодоление болевого рефлекса; преодоление усталости.
Настойчивости: освоение сложных двигательных действий из различных видов спорта, не удавшихся при выполнении с первой попытки; строгое соблюдение режима дня и тренировки (домашняя работа и учет ее выполнения); своевременное выполнение обещаний, точность явки на тренировку.
Нравственная подготовка:
Упражнения для развития нравственных качеств средствами дзюдо
Трудолюбия: поддержание в порядке спортивной формы (стирка, глажка, ремонт).
Взаимопомощи: поддержка, страховка партнера, помощь партнеру при выполнении различных упражнений.
Дисциплинированности: выполнение строевых команд, выполнение требований тренера и традиций коллектива дзюдо.
Инициативности: выполнение некоторых обязанностей помощника тренера (частичный показ выполнения приемов), самостоятельная работа по освоению техники и тактики; проведение поединков со слабыми, менее квалифицированными партнерами с задачей действовать нестандартными способами и методами.
Упражнения для развития нравственных качеств средствами
других видов двигательной активности
Инициативности: выполнение порученной работы с установкой сделать лучше, быстрее и качественнее, чем другие.
Честности: выполнение требований говорить правду товарищам, тренеру, родителям (при опозданиях, при выявлении причин ошибок).
Доброжелательности: стремление подружиться с партнером по выполнению упражнения, по тренировке.
Дисциплинированности: не опаздывать в школу, на тренировку, соблюдать правила поведения в общественных местах, дома, в школе, в гостях.
Трудолюбия: выполнение необходимой работы в спортивном зале (уборка, мелкий ремонт инвентаря), обязательно сопровождаемое положительными эмоциями, положительной оценкой результатов работы.
Теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка может проводиться не только в форме теоретических занятий, лекций, бесед, но и как элемент практических занятий непосредственно в процессе спортивной тренировки. В этих случаях теоретические занятия органически связаны с физической, технико-тактической и морально-волевой подготовкой. В процессе теоретических занятий целесообразно шире использовать активные методы обучения: проблемный метод анализа конкретных ситуаций, программированное обучение.
Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях учебно-тренировочного занятия.
Учебный материал распределяется на весь учебный год. При проведении теоретических занятий в группах спортивно-оздоровительной и начальной подготовки следует учитывать возраст занимающихся и излагать теоретический материал в доступной им форме, без сложных специальных терминов. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки можно вносить коррективы. В содержании учебного материала для групп СОП и НП выделено 6 основных тем:
Тема № 1. Техника безопасности на занятиях спортивной борьбы
Правила поведения в спортивном зале и на спортивных площадках, в плавательном бассейне. Правила поведения на занятиях по спортивной борьбе. Техника безопасности при выполнении различных обще-подготовительных и специально-подготовительных упражнений борца. Запрещенные действия в борьбе дзюдо.
Тема № 2. История дзюдо
История возникновения дзюдо в Японии. Первый чемпионат Российской Федерации. Этикет в дзюдо.
Тема № 3. Влияние занятий борьбой на строение и функции организма
Краткие сведения о строении организма человека. Влияние систематических занятий спортом на укрепление здоровья, развитие физических качеств, формирования правильной осанки, гармоничного телосложения, повышение умственной и физической работоспособности.
Тема № 4. Правила соревнований по борьбе дзюдо
Проведение соревнований по игровым комплексам, по правилам мини борьбы. Оценка технических действий и определение победителей. Команды и жесты судей. Разрешенные и запрещенные действия.
Тема № 5. Моральная и психологическая подготовка борца
Спортивный характер и его роль в достижении победы над собой и соперником. Умение терпеть как основное проявление воли. Правила поведения в спортивном коллективе. Традиции отделения борьбы дзюдо АУ ДОД «МР ДЮСШ».
Тема № 6. Гигиена и закаливание
Личная гигиена спортсмена: рациональный распорядок дня, уход за телом. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Примерная схема режима дня юного борца.
Зачетные требования
Вид двигательной деятельности | Развиваемое физическое качество | Упражнения | СОП | НП-1 | НП-2 | НП-3 |
Легкая атлетика | быстрота | Бег 30 м. (с.) | 6.0 | 5.8 | 5.6 | 5.4 |
Гимнастика | сила | Подтягивание на перекладине (кол-во раз) | ||||
выносливость | Сгибание рук в упоре лежа | |||||
быстрота | Сгибание туловища лежа на спине за 20 с. ноги закреплены | |||||
Техническая подготовка | ||||||
Спортивная борьба | сила | Вставание на мосту из стойки 5 раз (с.) | ||||
гибкость | Перевороты на мосту 10 раз (с.) | |||||
быстрота | 10 бросков манекена через бедро (с.) | |||||
Спортивная борьба | координация движений | Исходное положение «борцовский мост»: забегания вокруг головы (по 5 раз в каждую сторону) | Выполнение в одном темпе в обе стороны без прыжков | |||
Владение техникой дзюдо из всех основных классификационных групп | Демонстрация без ошибок с названием приема |
Организация и планирование в группах учебно-тренировочной подготовки