Любимая игра богов и фараонов
"А самому божеству имя было Тевт.
Он первым изобрел число, счет, землемерие, звездочетство,
вдобавок игру в шашки и кости, а также письмена".
Платон. Избранные диалоги.
Как, где появилась игра в шашки? В поисках ответа на этот вопрос историки прежде всего обращались к Древнему Египту, где еще за тысячи лет до новой эры сформировались высокоразвитая культура и литература. В археологических экспедициях при раскопках и исследовании пирамид ученые, кроме предметов домашнего обихода, находили и всевозможные комплекты для неизвестных им пока игр. Было ясно лишь одно: все вещи, включая и игральные комплекты, были необходимы владельцу для продолжения жизни в потустороннем мире. Вопрос заключался в другом: можно ли отнести обнаруженные игры к шашкам и шахматам?
На этот счет полного единства во взглядах у специалистов не было никогда. Еще в прошлом веке ошибочно полагали, что открыты египетские шахматы. Однако известный английский историк Г. Мэррей убедительно доказал, что зарождение и развитие шахмат шло из Индии. Первое их упоминание в литературе относится к VI веку н.э.
А вот что подчеркивал польский искусствовед и исследователь игр Е. Гижицкий в книге "С шахматами через века и страны": "Многие не ориентирующиеся исследователи иногда считают их (египетские игры) прародителем наших шахмат, потому что найденные при раскопках следы свидетельствуют об их существовании за несколько тысяч лет до н.э. Среди нескольких вариантов этой игры лучше всего в последнее время исследован так называемый сенет - табличная игра, по характеру сходная скорее с шашками. Сходство с шахматами только видимое и относится оно, пожалуй, только к форме камней для игры, которые имеют ряд высоких фигур, а не плоских кружков".
Более осторожен в оценках подобных игр французский историк Ж. Бойэ: "Если "шашками" называть всякую игру пешками на доске, разделенной на клетки одного или двух цветов, тогда происхождение шашек "теряется во мраке веков". В самом деле, на древнейших памятниках Египта, Халдеи, Трои можно встретить изображение шашечной доски с фигурами, но установить, для какой конкретной игры они служили, не представляется возможным".
Еще одним сторонником древнего происхождения игр на специальной доске выступает американский популяризатор науки, автор книги "Математические головоломки и развлечения" Мартин Гарднер: "Игры эти столь же древни, как цивилизация, и столь же разнообразны, как крылья бабочек. Если учесть, что до недавнего времени эти игры служили лишь для "отдохновения" и освежения ума, то нельзя не признать, что человечество затратило на них фантастическое количество умственной энергии.
Ныне положение игр резко изменилось: они заняли заметное место в теории вычислительных машин. Вполне возможно, что самообучающиеся машины, умеющие играть в шашки или в шахматы, явятся предшественниками совершенствующегося электронного мозга, способного достичь невиданных высот в развитии своих способностей."
Но прежде, чем вернуться к увлечениям древних египтян, ознакомимся еще с остроумным наблюдением соотечественника Гарднера -Хаксли: "Играм присущи некоторые черты произведений искусства. С их простыми и четкими правилами они предстают перед нами как островки порядка в хаосе и неразберихе эмпирического опыта. Когда мы играем в них сами или только наблюдаем, как в них играют другие, мы переходим из непостижимой вселенной данной реальности в маленький, строго упорядоченный мир, где все ясно, целесообразно и легко доступно пониманию. Дух соревнования, примешиваясь к внутренней прелести игр, делает их еще более увлекательными в то время, как жажда выигрыша и яд тщеславия в свою очередь придают особую остроту соревнованию."
И хотя здесь речь - об играх вообще, нельзя не обратить внимание на то, что эти рассуждения отлично подходят к математическим играм на специальной доске, где исход определяют не ловкость рук или слепая игра случая, как это происходит, например, при игре в кости или в карты, а чистое мышление.Но всё же сохранившиеся игровые комплекты, их изображения на стенах гробниц и в папирусах позволяют придти к выводам, что в Древнем Египте существовали игры как нардового, так и шашечного характера. И если в нардах всегда применяется игральная кость (счетчик), а перемещение шашек (или фишек) на специальной доске происходит по принципу игры с погоней - кто быстрее достигнет заранее оговоренного поля или линии, то в предшественниках шашечных игр на доске всегда идет единоборство двух армий, напоминающее реальное сражение. Выступая из своего первоначального положения, каждая сторона борется за позиционный и материальный перевес с целью полного уничтожения или лишения ходов (запирания) противника. Доски в египетских шашках видоизменялись: были как прямоугольные (например, 3х10), так и квадратные (со стороной от 7 до 12 клеток). Игровыми полями при этом могли считаться пересечения линий на доске или клетки между ними.
Возможно, на ранней стадии в шашках применялась игральная кость: ею определялось число ходов или номер шашки, которой предстояло сделать очередной ход. Так в дальнем предке шахмат - чатуранге (Индия) - бросок кости определял фигуру, получавшую право хода.
Древние египтяне верили не только в загробную жизнь, но и в могущество различных богов. А с одним из них - по имени Тот - они связывали появление различных наук, письменности и игры в шашки.
Цитируя Сократа, Платоннапоминает, в частности, и такое его высказывание:
"Я слышал, что близ египетского Навкратиса родился один из древних тамошних богов, ему была посвящена птица, которую называли Ибисом. А самому божеству имя было Тевт (греческая вариация имени Тот). Он первый изобрел число, счет, землемерие, звездочетство, вдобавок игру в шашки и в кости, а также письмена."
И затем Сократ с одобрением заметил: "Придя к царю, Тевт показал свои искусства и сказал, что их надо передать остальным египтянам."
Этого мудрого и общительного бога, вероятно, следовало бы почитать покровителем шашечного искусства, как шахматисты чтут Каиссу, появление которой связано с одной европейской поэмой.
...Однажды Тот играл с богиней Луны. Вот как передал эти бурные события Плутарх, ссылаясь на миф "Об Исиде".
Как-то бог земли Геб и богиня неба Нут заключили между собой брачный союз. Но бог Солнца Ра проклял богиню Нут и зарекся, что ее дети не будут появляться ни в один из месяцев и ни в один из дней года. Тогда богиня Нут обратилась за помощью к богу Тоту, который выиграл в шашки у богини Луны одну семьдесят вторую часть каждого дня и, сложив из этих частей пять полных дней, прибавил их к египетскому календарному году в 360 дней и поместил в конце года. Так богиня Нут получила пять дней, и у нее родилось пять детей. При этом солнечный год увеличился до 365 дней, а лунный сократился на пять дней (до 355).
Как видим, даже глобальные проблемы мироздания не обходились без любимой богами игры! Оказывается, боги сражались не только между собой, но и с фараонами. "Отец истории" Геродот, например, передал со слов египетских жрецов рассказ об игре в шашки фараона Рампсинта: "...после этого, рассказывали жрецы, царь живым нисходил в то место, которое эллины считают преисподней; там он играл в шашки с Деметрой, причем частью выиграл, частью проиграл; наконец, опять возвратился на землю и принес с собой от богини золотой утиральник".
Но коль скоро Тот принес египтянам и шашки, и письменность, то неудивительно, что среди многочисленных иероглифов (солнце, звезда, человек, глаза, и т.п.) оказалась и игральная доска.
Наряду с игровыми комплектами археологи находили в гробницах также папирусы с ходами партии, которую усопшему предстояло разыграть в загробной жизни. Противник доставался грозный - какое-нибудь из мифических чудовищ. И все-таки исход сражения особых волнений ни у кого не вызывал - фараон или вельможа делал самые сильные ходы, зафиксированные в папирусах.
Теоретикам шашек, наверное, интересно узнать, что у египтян были пристрастия к отдельным системам. В двух обнаруженных папирусах содержалась одна и та же партия, начинающаяся на 15-й клетке доски и завершавшаяся на 7-й, где изображен иероглиф воды. Не правда ли, символичный финал? Победитель бросает противника в воду и топит его!
Рис.1. Игровой комплект "Сенет" из гробницы фараона.
Описывая быт египтян, немецкий ученый Оппель остановился на игре в шашки:
"Мужчины особенно любили игру в шашки. Шашки были черные и белые - или красные и белые, напоминали несколько кегли и варьировались из обыкновенного дерева, а у богатых людей - из слоновой кости. Шашечница была в виде маленького столика и очень низкого, поэтому к нему садились или приседали на корточки, на полу ... одной ногой становились на колено, садились на пятку, а другое колено подтягивали к груди".
Своеобразной традицией было высекать имя владельца игрового ящика или доски на боковой поверхности. Но иногда сюда заносили имя слуги - в честь каких-либо его особых заслуг. Например, в гробнице Аменхотепа III обнаружена игральная доска, на которой оказалась высеченной строка с указанием имени "управителя работы в гробнице царя".
Едва ли не повсюду в Стране пирамид можно было наткнуться либо на сами шашечницы, либо на их изображения или упоминания в тексте. И еще один пример. Когда расшифровали текст на большой стеле из розового гранита, обнаруженный в Судане в 1862 году и хранящейся ныне в Каирском музее, то выяснилось, что там шел рассказ о завоевании Египта кушитским царем Пианхи в середине VIII века до н.э. Там же среди царских наставлений своему войску перед сражением есть и сравнение воина с игроками в хеба (одно из названий египетских шашек): "Не нападайте внезапно ночью подобно игрокам в хеба, но сражайтесь при свете дня, загодя извещая врага о приближении своем..." Судя по этой фразе, военные сражения тогда были намного благороднее и романтичнее, раз уж шашечные хитрости кажутся внезапными.
Мифические сюжеты и поныне привлекают внимание писателей всех стран. В глубоко философском многоплановом произведении "Иосиф и его братья" Т. Манна (1875-1955) основные действия разворачиваются в Древнем Египте. Знакомясь со всеми тяготами и лишениями, выпавшими на долю главного героя, читатели могли обратить внимание на то, что в важные в судьбе Иосифа моменты жизни его неизменно сопровождала шашечница.
Когда юный Иосиф играет с отцом Иаковом в богатом шатре за шашечной доской, то он решает уступить ему, ставя шашку на поле, именуемое "злой взгляд". Придя в хорошее расположение духа, отец дарит ему красивую и добротную одежду. Но завистливые братья бросают его в колодец - совсем, как в сказке. Затем Иосифа находят купцы и отдают в рабство.
После долгих приключений он попадает в дом одного царедворца. И вновь от него потребовалось умение играть в шашки, когда госпожа предложила ему сыграть партию-другую. Вначале он "загнал ее в угол", а затем дал ей загнать в "угол" себя, так что победа и поражение взаимно уничтожились, а итог встречи выразился нулем". Под "углом" автор наверняка подразумевал запирание шашки на одном из боковых полей.
Крайне увлекательны и описания их последующих баталий за шашечницей.
"Они сели играть за красивый резной столик для игр. На диван из черного дерева и слоновой кости - она, а он - на табурет с копытообразными ножками, и, расставив изображение лежащих львов шашки, заговорили об игре..." Как вдруг Иосиф обнаружил, что госпожа потеряла голос, и предложил прекратить игру, сказав, что не притронется к шашкам, пока она не вылечится. "Но она и слышать об этом не хотела и насмешливо упрекнула его в том, что он ищет предлога уклониться от партии, которая уже с самого начала сложилась не в его пользу, и, не желая быть загнанным в "угол", хочет спасения...
Играл он, однако, рассудительно, он не умел иначе, и трудно было бы сказать, кто кем управлял, - он своим разумом или его разум - им. Она тоже делала ходы шашками, поднимала, передвигала их, но все это так рассеянно, что вскоре была разбита на голову, но даже не заметила этого и продолжала бессмысленно играть до тех пор, пока его неподвижность не заставила ее опомниться и с напряженной улыбкой взглянуть на путаницу своего выигрыша. Он вздумал облечь это больное мгновение в рассудительные и вежливые слова, возомнив, что вылечит ее этим, приведет в порядок, спасет; поэтому он спокойно сказал:
- Придется, госпожа, начать снова, сейчас или в другой раз, ибо этот кон тебе не удался - не удался, конечно же, потому, что я неправильно начал, и теперь, как ты видишь, никто не может продвинуться: ты не можешь, потому что я не могу, а я потому, что не можешь ты, - обе стороны проиграли эту партию, так что нельзя даже говорить о победе или поражении: оба победили и проиграли оба..."
По-видимому, в перевод текста вкралась неточность: как при столь рассеянной игре госпожа могла "взглянуть на путаницу своего выигрыша". Вероятнее всего, у нее был проигрыш, но Иосиф представил дело так, что каждой из сторон некуда было ходить. Как же это могло случиться в действительности? Скорее всего, когда шашки противников сошлись на доске без единого размена, и начинающий был бы вынужден сдаться.
Но недолго Иосифу довелось пребывать в этом доме, и вскоре он пускается в новое путешествие, попадая в город, где жил царь. После знакомства с придворными он принес им для развлечения шашки.
У Т.Манна, строго придерживавшегося в своем романе документальной основы, есть даже указание на вид доски, за которой происходили сражения. Не раз фараон одерживал победу на "тридцатипольной доске, наслаждаясь при этом плясками, игрой на лютне и пеньем..."
И уже в те давние времена наиболее проницательные египтяне видели в этой неброской с виду игре всю глубину ее содержания, понимая, что она учит военному искусству, шлифует ум, приучает к размышлениям и развивает предвидение. А по силе игры в шашки судили порой и о умении управлять. Лучшей иллюстрацией
Рис.2. На рисунке: Разумеется, побеждает Лев.
тому стал бы, пожалуй, диалог персонажей исторического романа Б. Пруса "Фараон":
"- У фараона большие способности...
- Но он ничего не знает, ничему не учился! - ответил Херихор. - Чуть-чуть понюхал высшей школы, откуда поспешил сбежать. Вот почему сейчас в делах он слеп, как ребенок, который смело переставляет шашки, не имея понятия о самой игре."
Для сатирических изображений египтяне прибегали к символике и рисовали людей под видом зверей, к которым они более всего подходили по своим качествам. Храброго они изображали львом, верного и преданного - собакой, хитрого - лисицей, а грязного и отвратительного в виде свиньи.
На одной из карикатур, взятой из египетского папируса в Британском музее, (см. рис. 2) изображены лев и антилопа, играющие в шашки. Лев, олицетворяющий фараона Рамзеса III (1269-1244 гг. до н.э.), только что выиграл и забирает деньги. Выражение хвастливой гордости на его лице и удивленный, разочарованный вид партнерши переданы безвестным художником весьма комично. (У Голосуева приведен не исходный рисунок, а его имитация – Т.В.)
Чтобы уяснить смысл этой карикатуры, следовало бы обратиться к истории. Будучи непомерно тщеславным, Рамзес III приказал расписать стены храма в Мединет-абу громадными картинами, изображающими его победы в окружении своих жен и дочерей, а с одной из них он играет в шашки.
Упоминает об изображении Рамзеса III за игрой с дочерью, которое сохранилось в Мединет-абу, и автор исторического романа "Уарда" Эберс. Правда, в русском переводе сама игра условно названа нардами, хотя характерных для них игральных костей ни на изображении, ни в тексте не отмечено. (По другой версии Рамсес III играл в шашки с наложницей из гарема - см. статью В.Т. Досуг Рамзеса III).
Открытие Паламеда
"А игра во много шашек есть Плинтон с клетками, расположенными на линиях.
А Плинтон же зовется Городом (Полис), каждая из шашек Собакой.
Разделены шашки по мастям на двое, а искусство сей игры в том,
чтобы окружить двумя одномастными шашками таковую иной масти и снять".
Юлий Поллукс.
Многие достижения египтян в области науки, искусства и быта становились со временем и достоянием соседей. В результате раскопок в конце прошлого века на острове Крит выяснилось, что там еще в III-II тысячелетиях до н.э. образовалось первое в Европе государство с довольно высокой культурой. Среди множества вещей, свидетельствовавших о торговле Крита с Египтом и Вавилоном, был обнаружен игральный комплект. Но, судя по описанию, на доске не было характерных линий и клеток: только восемь кругов на одной стороне и десять на противоположной. Все - разного диаметра. Поражало разнообразие использованных материалов: слоновая кость, горный хрусталь, лазурит...
По свидетельству историка И. Котца, поместившего специальную статью в энциклопедию "Хандбух" Бильгера, на Крите найден также игральный ящик из слоновой кости, на верхней стороне которого помещена клетчатая доска (шашечница). Были на этот раз здесь и круглые плоские шашки из того же ценного материала. В заключение ученый отмечал:
"Все признаки отсылают это произведение искусства к середине героического гомеровского века, то есть около 1200 лет до н.э., а вместе с тем указывают на Египет, который в то время имел живое общение с Критом и Грецией. Находка - свидетель глубокой древности игр за доской вообще, но не шахматной игры".
Вслед за Критом развивалась связанная с ним культура на Балканском полуострове. Сложившиеся отношения способствовали там развитию духовной культуры - философии, поэзии и искусств.
По сохранившимся памятникам мы узнаем об Олимпийских играх, состязаниях музыкантов и поэтов. Широкое распространение получают всевозможные настольные игры. Одни из них были связаны с игральными костями (например, кубейя), а другие были строго логическими играми, не зависящими от воли случая (петтейя, полис).
Первым упоминанием об игре чистого расчета пессои (производное от петтейи) можно считать "Одиссею" Гомера - в той строфе, где речь идет о претендентах на руку Пенелопы. К сожалению, в русском переводе этого и других произведений античных авторов нередко подлинное название игры заменялось костями, что, конечно же, не способствовало объективному восприятию истории игр. Обе гомеровские поэмы "Илиада" и "Одиссея" связаны, как известно, с троянским циклом сказаний, повествующих о великом походе греков на город Трою в Малой Азии, войне с его жителями и взятии его после десяти лет осады. Но сам автор выступает против войн, люди на войне у него даже объявляются бессмысленными пешками в руках богов (на этот раз в перевод проник термин из шахмат, которых тогда еще не было).
Именно в Греции в V веке до н.э. было положено начало исторической науке. В трудах Геродота встречались и краткие сведения о бытовавших там играх.
Могут ли шашки помочь в борьбе с голодом? Оказывается, могут - и Геродот вспоминает один случай из жизни обитателей Малой Азии -лидийцев, часть которых переселилась позднее в Италию.
"Как сообщают лидийцы, во времена Атиса, сына Мана, во всей Лидии царил страшный голод. Некоторое время люди выжидали спокойно, но так как голоду не было конца, стали искать способ себе помочь. Тогда-то они изобрели игру в биты, кости, в мяч и все другие игры, кроме игры в шашки, так как ее изобретение лидийцы себе не приписывали. Этими играми они старались прогнать голод. Один день они играли, чтобы не чувствовать голода, другой кое-что ели и не играли."
Как видим, лидийцы уже знали игральную доску, видимо, от греков. Те же в свою очередь считали изобретателем игры полумифического героя Троянской войны Паламеда. Решив как-то развлечь своих воинов во время долгой осады Трои, он предложил им сыграть в неизвестную дотоле игру. Кстати, Паламеду приписывали также изобретение древнегреческого алфавита и цифр.
Что же нам известно о самом Паламеде, изобретателе греческих шашек? Реальная или вымышленная фигура? Вот что по этому поводу замечает Флавий Филострат, греческий литератор, живший в Римской империи во 2 - 3 вв. н.э.:
"Что Паламед был под Троей, верно, как то, что была Троя. Но, поскольку сей мудрейший и храбрейший муж погиб из-за происков Одиссея, Гомер не включает его в свое повествование, дабы не воспевать постыдное деяние Одиссея. И оплакал Ахилл Паламеда - высочайшего и прекраснейшего, юнейшего и храбрейшего, всех превзошедшего разумением и частого советчика муз." (Кстати, одним из друзей Аполлония был Дамид: уже тогда весьма распространены имена с корнем "дам". Следовало бы вспомнить и о наименовании старинного города Дамаск.)
Не соглашаясь с этой версией, Платон приводит высказывание своего учителя Сократа о том, что игру петтейя принес людям египетский бог Тот, а стало быть, корни самой игры надо искать в Египте.
Безусловно прав большой знаток игр москвич Д. И. Саргин, утверждавший: "Ни одной сколько-нибудь распространенной игры не было изобретено сразу, и она должна была бы пройти сквозь горнило различных поправок и улучшений". Так и греческие шашки (петтейя, пессои, полис) не появились внезапно, сразу, а скорее они результат творчества многих народов.
О большой привлекательности и массовости игры глубокого расчета у эллинов красноречиво свидетельствуют имена игроков, чье искусство оказалось непревзойденным - это Диадор из Мегаполиса, Леон и Теодор из Митилены.
Непобедимый Леон запомнился согражданам своим благородством. Увидев однажды, как один богач издевался над своим рабом, он решил облегчить участь несчастного. Но как это сделать? И Леон вызвал хозяина на поединок в петтейю, запросив в случае победы жизнь раба. Совсем немного времени понадобилось Леону, чтобы выиграть ту партию, а с ней и свободу для раба, с которого сразу сняли кандалы.
Достигнув к V веку до н.э. наивысшего расцвета, эллинское искусство многое в своих сюжетах черпало в древних мифах и песнях. Особо любили греки украшать свои жилища вазами с красивой росписью. И неудивительно, что на чудом сохранившейся до наших дней прекрасной амфоре был изображен драматический момент игры между героями Троянской войны Ахиллом и Аяксом. Правда, среди ученых до сих пор нет полного единства во мнении, какую же игру пытался запечатлеть знаменитый греческий художник Эксекий. Как отмечал Саргин, воины увлечены какой-то игрой чистого расчета, на это указывают их руки, протянутые к доске, и позы, изображающие раздумье и внимание. К тому же можно различить игровые фишки (или шашки), которые должны передвигаться по доске (см. рис. 3):
Рис. 3. Ахилл и Аякс за игрой. Роспись на греческой вазе.
Однако почему-то принято говорить, что Ахилл и Аякс играют в кости. Французский историк Бек де Фукьер, приводя снимок одной из таких ваз (а их с этим сюжетом было немало), сумел расшифровать надпись на ней: четыре шашки Ахилла, три шашки Аякса.
Но самое интересное, что эта полемика продолжилась в наше время между искусствоведами. Изображение этой вазы было приведено в обоих изданиях монографии "Искусство Древнего Востока" (под редакцией Ю. Колпинского). И если в первом из них в подписи к рисунку значилась игра в кости, то в последнем - игра в шашки.
Ну, а раз мифические герои коротали досуг за игральной доской, то реальные полководцы за игрой, вероятно, продумывали новые планы будущих сражений. Когда в 331 году до н.э. Александр Македонский ниспровергнул державу персов и победоносно прошел весь Ближний Восток, то он оказался владыкой большей части известного ему мира. При этом многие традиции быта, включая игры, также широко распространились за пределы Греции. Судя по дошедшим до нас сведениям, сам Александр нередко с большим азартом отдавался игре.
Сообщая об этой, вредной, на его взгляд, привычке великий французский философ XVI века Монтень в "Опытах" замечал:
"Разве не могу я составить себе мнение об Александре на основании того, как ведет он себя за столом, как беседует и пьет или как он играет в шахматы? (Разумеется, здесь следует говорить об одном из видов греческих шашек, например, петтейя. - В.Г.) Каких только струн души не затрагивала эта пустая детская забава?.. Александр не больше ломал себе голову над планом похода на Индию, чем какой-нибудь другой человек, - разыскивая путь, от которого зависит спасение человечества. Посмотрите, как наша душа придает этой смешной забаве значение и смысл, как напрягаются все наши нервы и как благодаря этому она дает возможность любому человеку познать себя самого и непосредственно судить о себе. Какие только страсти не возбуждаются при этой игре"..."
Правда, к его оценке следовало бы отнестись с известной долей осторожности. Как признавался Монтень, в играх, требующих сообразительности, включая шахматы и шашки, он способен усвоить лишь самое основное. "Я воспринимаю медленно и неотчетливо, но если все же удалось что-нибудь уловить, я удерживаю воспринятое во всей его полноте, постигнув его всесторонне, точно и глубоко, пока оно удерживается во мне".
Как же выглядели настольные игры, которыми увлекались греки всех сословий? С определенной достоверностью о них удается судить по крайне редким археологическим находкам да литературным источникам, которых сохранилось больше.
Описывая красивую терракотовую статуэтку, найденную в Афинах, историк Г. Блюмнер в 1885 году заодно отметил особенности доски: "Эту игру иллюстрирует терракотовая группа из Афин, на которой изображены юноша и женщина, играющие в присутствии зрителей. Вид доски дан сверху: двенадцать плоских и круглых фигур неравномерно расположены на доске, состоящей из 42 квадратных клеток. Ни в очертаниях доски, ни в расположении фишек нельзя, однако, быть вполне уверенными".
После ознакомления с изображением упомянутой греческой статуэтки Саргин тоже согласился, что доска и расположение шашек на ней исполнены небрежно. Некоторые шашки стоят на линиях и перекрестках, а некоторые попали посредине клеток. Несомненно, что художник ошибся и отнесся к воспроизведению доски не совсем внимательно, но в ней сохранены главнейшие признаки, по которым и доску, и употребление ее в игре восстановить можно. Линии проведены до конца доски, чего не было бы в случае игры на клетках. От одного игрока к другому идут восемь линий, а между ними лишь семь. Это наверняка небрежность, и их тоже должно быть восемь. Если это предположение верно, то перед нами доска с 64 полями (пунктами) для шашек.
При этом Саргин оспаривал мнение Фалькенера, сближавшего петтейю и латрункули с игрой древних египтян. На его взгляд, различия между петтейей и игрой римлян были значительными.
К сожалению, из-за слишком вольного обращения скульптора с избранной темой нам так и не удается до конца раскрыть детали самой игры. Предприняв попытку реконструкции доски, видный историк шашек А.И.Куличихин показал способ приведения ее к обычной клеточной доске 8 х 8 с соответствующим удвоением числа шашек у каждой стороны (по 12). И все же вопрос о шашечнице остается открытым.
Если же обратиться к произведениям античных авторов, то мы сможем найти там не только описание отдельных правил игры, но и наиболее характерных приемов, ведущих к победе. Правила игры в петтейю (или полис, как позднее называли эту игру) сводились, по мнению Юлия Поллукса (автора "Ономастикона"), к проведению своих шашек через всю доску в "город". При этом неприятельскую шашку можно снять с доски, если ее удается окружить двумя своими шашками. Вот почему вышедшая далеко вперед шашка могла быть легко уничтожена.
Должно быть, это свойство игры позволило Аристотелю в его "Политике" сказать, что греков, изгнанных из города ждут большие неприятности подобно тем, которые ожидают незащищенные фишки в игре с пессоями.
Позднее И. В. Гёте также прибёг к подобной метафоре, но его вывод оказался более оптимистичным: "Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре, они гибнут, но обеспечивают победу".
Среди различных приемов игры Поллукс наряду с охватом упоминает и запирание, которое состоит в лишении неприятельской шашки ходов. Об этом хорошо был осведомлен Платон, сравнивший в своем труде "Политика" людей, попавших в нелегкое положение во время спора, с неопытными игроками в петтейю, которые оказываются запертыми более сильным противником.
В то время, как доска для петтейи (полиса) имела поля, образованные пересечением линий, сами шашки, называемые иногда "собаками", двигались в ортогональном направлении.
Наряду с клеточными досками получили распространение у греков и доски с линиями (грасмисмос, пентаграмма - 5 линий).
Вплоть до середины прошлого века считалось, что Паламеду принадлежит честь открытия шахмат. Кстати, во Франции даже издавался журнал с таким названием. Заслуживают внимания другие попытки установить обстоятельства происхождения игры на клетчатой доске. По мнению безымянного автора "Трактата об игре в шахматы", заслуга изобретателя игры принадлежит философу Ксерксу, жившему в древнем Вавилоне при царе Эвимерадахе. Группа наиболее мудрых советников этого царя, при котором в стране процветали жестокость, алчность и распущенность, обратилась к Ксерксу с просьбой изыскать средство, способствующее смягчению нравов и облагораживанию характера самого повелителя и его подданных.
Но, если учесть, что теперь установлены более точное время и место появления шахмат, то упомянутая легенда, скорее всего, относится к появлению игры типа нард.