VIII. 1. Методика построения занятий
Структура тренировочных занятий определяется многими факторами: целью и задачами, закономерными колебаниями функциональной активности организма спортсмена в процессе более или менее длительной мышечной деятельности, величиной нагрузки, особенностями подбора и сочетания тренировочных упражнений, режимом работы и отдыха и др.
Деление тренировочного занятия на вводно-подготовительную, основную и заключительную части определяется закономерными изменениями функционального состояния организма спортсмена во время работы.
В вводи о-подготовительной части проводятся организационные мероприятия и непосредственная подготовка спортсменов к выполнению программы основной части занятия. Четко проведенное начало занятия дисциплинирует спортсменов, концентрирует их внимание на предстоящей деятельности. При правильной настройке на выполнение программы занятия формируется предстартовое состояние, для которого характерно повышение активности основных функциональных систем организма. Проведение в этой части занятия разминки (выполнение комплекса специально подобранных упражнений) способствует оптимальной подготовке организма к предстоящей работе. Разминку принято делить на две части: общую и специальную. Первая часть разминки способствует активизации деятельности важнейших функциональных систем— центральной нервной системы, двигательного аппарата и вегетативной нервной системы. В этой части разминки используют различные общеподготовительные упражнения для повышения общей работоспособности организма. Во второй части разминки применяют специально-подготовительные упражнения. Она направлена на создание оптимального состояния тех центральных и периферических звеньев двигательного аппарата спортсмена, которые определяют эффективность его деятельности в основной части занятия, а также на усиление вегетативных функций, обеспечивающих эту деятельность. Продолжительность разминки, подбор упражнений и их соотношение зависят от индивидуальных особенностей спортсмена, характера предстоящей работы, условий внешней среды.
0 За к. 832
В основной части занятия решается его главная задача. Выполняемая работа может быть самой разнообразной. Она должна обеспечивать повышение специальной физической и психологической подготовленности, совершенствование оптимальной техники, тактики и т. д. Продолжительность этой части занятия зависит от характера и методики применяемых упражнений, величины тренировочной нагрузки. Подбор упражнений, их число определяют направленность занятия и его нагрузку.
В заключительной части занятия постепенно снижают интенсивность работы, чтобы привести организм спортсмена в состояние, близкое к дорабочему, и создать условия, благоприятствующие интенсивному протеканию восстановительных процессов.
Занятия следует -различать по основной педагогической направленности (основные и дополнительные занятия, избирательной и , комплексной направленности), по величине нагрузки (занятия с большими, малыми и т. д. нагрузками), по содержанию конкретных задач (учебные, тренировочные, восстановительные и т. п.).