Будильник, бусы, альбом, хобот, банан, автобус, собака, бублики, соболь
бумага, азбука, буква, кабан, билет, панама, паук, тюльпаны), серия
картинок «Большой-маленький», Куклы Таня и Танечка, наборы для
составления схем, карточки-схемы, тетради, карандаши, разрезные азбуки.
Ход занятия
Оргмомент.
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
3. Отгадывание звуков [Б], [Б’] по характеристике, произнесение (хором,
индивидуально).
4. Воспроизведение слоговых рядов:
ба-бя-ба ба-бя-бя
Ба-ба-бя бя-ба-бя и т.д.
5. Преобразование слогов, слов – игра «Наоборот»:
Ба-бя бо - бу - бы- бэ -
быт – бит быть – бить
были – били забыли – забили
побыть – побить
6. Различение звуков [Б] – [Б’]:
а) ба, би, бо, бу, бе, бэ, би, бю, бя…;
б) берёт, баран, барабан, белый, библиотека, работа, рыбак, ребёнок, берёза,
рубашка, бублики, брюки…;
в) отбор картинок на [Б’], затем на [Б].
7. Деление слов на слоги по гласным – игра «Назови и сосчитай гласные».
8. Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных и прилагательных:
а) составление предложений по индивидуальным картинкам с парами слов по образцу:
бант – бантик
У Тани бант. У Танечки бантик.
Физкультминутка.
10. Подбор картинок к схемам, составление слов из букв разрезной азбуки (бинт, зубы,
бусы, бант).
11. Упражнение в употреблении предлогов под, из-под:
а) составление предложений с предлогами под, из-под по индивидуальным
картинкам;
б) выделение предлогов;
в) деление предложений на слова;
г) работа с деформированной фразой:
Зоя, банка, под, ставить, скамейка –
Зоя, банка, скамейка, вынимать, из-под –
Диван, собака, спать, под –
Диван, собака, выглянуть, из-под –
Диван, собака, вылезать, из-под –
Автобус, водитель, под, залезть –
Автобус, водитель, вылезать, из-под –
Билет, скамейка, под, падать –
Билет, скамейка, поднимать, из-под, Зина –
Панама, под, падать, скамейка –
Нина, скамейка, панама, из-под, поднимать –
12. Итог занятия:
- произнесение, сопоставление, характеристика звуков [Б] – [Б’];
- припоминание картинок на эти звуки.
Подг.гр ФФН
Занятие № 26
Тема: «Звуки [П] – [Б]»
Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков [П]-[Б].
2. Закрепление употребления предлогов под, из-под.
3. Закрепление понятий звонкий – глухой согласный.
4. Упражнение в звуко-слоговом анализе слов.
5. Закрепление словообразования слов путём сложения основ.
6. Чтение и печатание слов.
Оборудование: предметные картинки (павлин, панама, пеликан, петух, пальто,
Паук, попугай, липа, пень, плита, подкова, бант, батон,
ботинки, альбом, автобус, бублики, буквы, бумага, бусы, соболь),
сюжетные картинки на предлоги под, из-под, наборы для составления схем,
карточки-схемы, тетради, карандаши, разрезные азбуки.
Ход занятия
1. Оргмомент (припоминание картинок, слов на [П], [Б]).
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
3. Знакомство с темой – отгадывание по характеристике, произнесение, сопоставление
звуков [П] – [Б].
4. Различение звуков [П] – [Б]:
а) па, ба, бу, пы,бы, по, пу, бо, бэ…;
б) папоротник, бабушка, барабан, пуговица, сапоги, парашют, работа, барометр,
бархат, портрет, пароход, барабанщик…;
в) игра «Наоборот» - преобразование слогов, слов:
ба-ба-ба – па-па-па пой-бой папка-бабка
бо-бо-бо - пух - панты –
бу-бу-бу - пас - падать –
бы-бы-бы - пот - путь –
Бэ-бэ-бэ - пыль- папа -
г) отбор картинок на [П], [Б] (2 команды).
5. Деление слов на слоги – выделение ударного слога.
6. Воспроизведение слоговых рядов:
ба-па-па па-па-ба
Ба-ба-па па-ба-ба
Ба-па-ба па-ба-па и т.д.
7. Правописание сомнительных согласных в конце слова:
Дуб – дубы потоп – потопы сноп – снопы
Зуб – зубы куб – кубы хлюп – хлюпать
Суп – супы туп – тупы всхлип – всхлипывать
Боб – бобы топ – топать цып – цыпочки
8. Печатание выделенных пар слов.
9. Подбор слов (из напечатанных) к схемам.
Физкультминутка
11. Закрепление употребления предлогов под, из-под:
а) составление предложений по сюжетным картинкам;
б) припоминание предметных картинок;
в) составление предложений с предлогами под, из-под по предметным картинкам.
12. Итог занятия:
- произношение, сопоставление звуков;
- припоминание картинок на эти звуки.
Подг.гр - 2период ФФН
Занятие № 1
Тема: «Звук и буква В»
Цель: 1. Правильное произношение звука [В].
2. Знакомство с буквой В.
3. Сопоставление звука и буквы В.
4. Составление, преобразование, чтение слогов, слов.
5. Составление схем слов квас, звон, звук, буква.
6. Большая буква в начале предложения.
7. Составление предложений по картинкам, деление их на слова.
8. Распространение предложений по вопросам.
Оборудование: предметные картинки (вата, ваза, звёзды, гвозди, медведи, буквы,
диван, василёк, умывальник, тыква, клюква, вафли, павлин, валенки,
вагон, двойка, ванна, ива, хвост), наборы для составления схем слов,
тетради, карандаши, разрезные азбуки.
Ход занятия
Оргмомент.
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
3. Знакомство с темой – рассматривание картинок, выделение звука [В].
4. Произнесение, характеристика звука [В].
5. Знакомство с буквой В:
а) показ и рассматривание буквы;
б) отыскивание в азбуках;
в) контур буквы;
г) печатание на доске;
д) сопоставление звука и буквы.
6. Упражнения с разрезной азбукой (после звукового анализа и синтеза):
а) ва, во, ву, вы, ви, вы;
б) зва, зво, зву, звы, зви;
в) звон, звук, зван, квас, вата, ива, ваза, Иван, нива, буква;
г) У Вани вата. У Вовы квас.
7. Печатание в тетрадях (выборочно):
а) буквы [В];
б) ва, во, ву, вы, ви, ква, кво, кву, квы, кви, зви, зва, зво, зву;
в) звук, звон, зван, квас, ива, вата, ваза, Иван, Вова, буква;
г) У Вани вата. У Вовы квас. Вот буквы, Иван.
(После знакомства с правилом написания большой буквы в начале предложения)
Физкультминутка.
9. Повторение правил грамматики:
а) большая буква в начале предложения, в именах людей;
б) раздельное написание слов;
в) точка в конце предложения.
10. Составление предложений по индивидуальным предметным картинкам.
Деление этих предложений на слова.
11. Распространение составленных предложений по вопросам – игра «Волшебная
цепочка»:
Вова едет в автобусе.
В каком автобусе? Вова едет в новом автобусе.
Куда едет Вова в новом автобусе? Вова едет в детский сад в новом
автобусе.
С кем едет Вова в детский сад в Вова едет с мамой в детский сад в новом
новом автобусе? автобусе.
12. Итог занятия:
- произнесение, характеристика звука [В];
- припоминание слов по картинкам;
- игра на развитие памяти «Вспомни и назови картинку» (6 картинок).
Подг.гр ФФН
Занятие № 2
Тема: «Звук и буква Д»
Цель: 1. Закрепление правильного произношения звука [Д], знакомство
с буквой Д.
2. Звуко-слоговой анализ слов типа домик, судак, дымок, бидон.
3. Предлоги над, под, из-под. Составление предложений из слов в начальной
форме.
4. Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов
существительных –ок, -ек, -ик (муж. род).
5. Упражнение в чтении и печатании слов с буквой Д.
Оборудование: предметные картинки (дом, дым, дыня, дуб, блюдо, ягоды, стадо,
дудка, два, звёзды, фундук, звезда, дуга, гнездо, бидон, сундук, посуда),
несколько картинок на [Б], [Т], наборы для составления схем слов, тетради,
карандаши, разрезные азбуки.
Ход занятия
Оргмомент.
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
3. Знакомство с темой – отгадывание загадок:
В синем небе светлячки, не дотянешь к ним руки. (Звёзды)
Его просят, его ждут, прийдёт, прятаться начнут. (Дождь)
Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
В снежном поле по дороге мчится конь мой одноногий и на много много лет
оставляет чёрный след. (Карандаш).
4. Произнесение, характеристика звука [Д]: согласный, звонкий, твёрдый зубной.
Знакомство с буквой Д;
Воспроизведение слоговых рядов: зда-здо-зду-зды и т.д.
5. Выделение звука [Д]:
а) да, ба, та, до, ду, ту, бо, ду, зда, ста, зба, зду…;
б) вода, дай, шуба, беда, топор, дорога, буква, дом, вата, думать, таракан, подарок,
здание, тропа, барабан…;
в) отбор картинок: проговаривание, игра «Исправь ошибки», определение места
звука [Д] в отобранных картинках.
6. Определение слогового состава слов – выделение ударного слога.
Физкультминутка.
8. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем:
а) домик, дымок – коллективно;
б) судак, бидон, дубок, дымит, диван – по рядам самостоятельно;
в) выкладывание слов из разрезной азбуки.
9. Предлоги над, под, из-под:
а) составление предложений из слов в начальной форме с включением предлогов:
самолёт, над, летать, лес –
самолёт модель, под, лететь, мост-
кошка, выглядывать, диван, из-под –
б) составление предложений по индивидуальным картинкам с данными предлогами.
10. Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов –ок, -ек, -ик
(муж.род).
а) договаривание предложений: