Факторы возникновения и развития ф.к. Исторический характер развития ф.в. и спорта
Вопрос.
Возникновение физической культуры как части общечеловеческой культуры обусловлено материальной жизнью первобытного общества, причем этот процесс протекал при взаимодействии характера и уровня первобытного производства (охоты, рыболовства, собирательства), составляющих объективный фактор, и сознание человека, являющегося фактором субъективным.
Нужно было проявить большую физическую силу, ловкость, выносливость, упорство и внимание. В процессе коллективной охоты усиливалась активность человека, накапливались навыки, так необходимые в борьбе за существование. Охота, собирательство, рыболовство вырабатывали физическую стойкость, пониженную чувствительность к травмам развивали наблюдательность, пополняли практические знания. Изготовление и применение охотничьих орудий также требовали должного физического развития человека, определенных двигательных навыков. Первобытная техника постепенно изменялась - увеличивалась скорость движений в связи с употреблением метательного оружия. Однако лишь одна потребность в хорошем физическом развитии еще не могла привести к появлению физических упражнений. У древнейшего человека в отличие от животных существовал социальный способ передачи опыта (люди сохраняли орудия и передавали из поколения в поколение навыки их изготовления и использования). Именно это привело древнего человека к тому, что он обратил внимание на явление упражняемости в процессе труда. Физические упражнения являлись не только средством подготовки к предстоящей деятельности, но и служили для передачи опыта, были направлены на согласование двигательных актов, сотрудничеству, выработка плана совместных действий. Опыт применения физических упражнений фиксировался и закреплялся в наглядных образах первобытного искусства. Способность к мышлению позволила человеку установить, в частности, связь между предварительной подготовкой и результатами охоты. С этого момента и начинается постепенное отделение ряда двигательных актов от производственной основы и превращение их в первоначальные физические упражнения. Указанные действия протекали вне прямого производственного процесса (обучение стрельбе на точность попаданий в различные изображения животных известно по археологическим источникам). При этом охотник осознавал реальную действительность, а правильность своих движений сопоставлял с настоящей охотой, видя несомненную пользу в предварительной подготовке. Физическая культура и спорт в государствах древнего мира. Физическая культура в Древней Греции. Еще в условиях родового строя греческие племена уделяли большое внимание физическому воспитанию, а также различным соревнованиям. Сила, ловкость, выносливость, храбрость ценились очень высоко, так как это значительно повышало боеспособность воинов, а грекам приходилось вести длительные войны для установления своего господства. Исходя из своих религиозных представлений, греки считали, что и боги очень любят физическую силу и проявление ее в состязаниях, поэтому соревнования атлетов очень рано становятся частью религиозных обрядов. В древнегреческих поэмах «Илиада» и «Одиссея», как указывалось выше, подробно описываются различные соревнования атлетов в беге, прыжках, метании диска, борьбе, кулачном бое в связи с какими либо значительными событиями. Не удивительно, что в более позднюю эпоху физическое воспитание, как и соревнования атлетов, приобрело в древнегреческих полисах (городах-государствах) большое государственное значение. В период расцвета древнегреческой культуры (5-4 вв. до н. э.) наиболее выделялись Афины и Спарта. Но если Афины были государством прогрессивным, с быстроразвивающейся экономикой и культурой, то Спарта являлась консервативным государством, во многом сохранившим традиции родового строя, с ведением натурального хозяйства, с опорой исключительно на военную силу. Этим определялись и различия в системе воспитания. Так, в Спарте с самого раннего возраста уделялось большое внимание физической закалке ребенка. Как пишут античные авторы, каждого новорожденного родители обязаны были приносить на осмотр к специально уполномоченным (геронтам). Здоровых и крепких детей оставляли живых, а слабые подлежали уничтожению.
Главной целью физического воспитания во всех греческих государствах была подготовка воина.
Физическая культура в странах Древнего Востока
Широко применялись различные военные упражнения, также верховая езда, борьба, плавание, охота и некоторые другие виды физических упражнений, близких к военному делу. Так, например, в Египте, в местечке Бени-Гассан, могильнике вельможи обнаружены изображения многочисленных приемов вольной борьбы и фехтования на палках.
«Царский период»
В программу соревнований 8-7 веков входили бег, гонки колесниц, фехтование и борьба. призванными обеспечить плодородие, успех в бою,
«Период республики» (6-5 в.в до н. э.)
В высших кругах, хотя и не повсеместно, сохранился обычай упражняться в беге, прыжках, с гантелями. В сферистериумах, построенных рядом с дворцами патрициев, проводились оздоровительные упражнения с мячом. Овладение искусством плавания также входило в число этических норм. Многие известные римские граждане - среди них Цицерон-то или иное время проводили в греческих гимнастических залах.
«Императорский период» (31 год до н. э. - 476 г. н. э.)
Со сменой политической формации, а одновременно и жизненного уклада в эпоху империи в историю римской физической культуры наступила новая глава. Физическая культура из средства межпартийных баталий превратилась в предмет «заботы» императорской власти и стала выполнять репрезентативные функции. Императоры строили громадные купальни, посреди которых под открытым небом размещалась площадка для посетителей. Представители наиболее зажиточных слоев здесь проводили значительную часть времени, общались между собой. Помимо плавания, каждый здесь выполнял наиболее приятные для него двигательные упражнения. Одни танцевали, делали пробежки, боролись, поднимали тяжести, другие развлекались, играя в мяч и настольные игры.
Своеобразное развитие физической культуры в Древнем Риме представляет собой ценный опыт в истории культуры. Она зарождалась как ритуальное обрамление военных упражнений, служила средством сплочения народных масс.Мы видим как физическая культура меняла жизнь людей в разные эпохи. Спорт и физические нагрузки помогли развитию человека: от первобытного до человека наших дней.
Вопрос
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ | |||
Физкультурный праздник, посвященный началу учебного года. | 5 сентября 2009 - 2011 | Учителя физической культуры. классные руководителя | |
Ежегодно участвовать в: | |||
- районном легкоатлетическом кроссе; - соревнованиях по различным видам ориентирования; - туристических соревнованиях; - веселые старты | 2009 - 2011 | Учителя физической культуры | |
Проводить первенство школы по различным видам спорта | Декабрь, февраль 2009 - 2011 | Администрация учителя физической культуры, классные руководителя | |
Проводить кубок школы по футболу «Кожаный мяч» в 5 – 6, 7 – 8, 9 – 11 классах. | Апрель 2009 – 2011 | ||
Проводить первенство школы по лёгкой атлетике. | 2009 - 2011 | Учителя физической культуры | |
Участвовать в городской спартакиаде и соревнования по видам спорта. |
На
внеурочных занятияхв базовой группе решаются задачи формирования
навыков и умений выполнения физических упражнений, направленных на
укрепление здоровья и формирование культуры движений;
Для повышения эффективности внеурочных занятий физической
культурой в школе организацию и проведение урочных и внеурочных форм
занятий физической культурой необходимо рассматривать как единый процесс,
в центре которого должен находиться ребенок, его интересы, способности и,
конечно же, физические качества, являющиеся важным показателем его
здоровья. Практическая реализация идеи комплексного подхода к
использованию возможностей урочных и внеурочных форм занятий позволяет
комплексно решать задачи формирования интереса учащихся к занятиям
физической культурой, создавая ситуации успеха в процессе этих занятий.
внеурочных форм занятий: гимнастика до занятий,
физкультминутки, специально-коррекционные занятия, домашние занятия и
еженедельный «день здоровья».