Разносторонняя подготовка бегунов на короткие, средние и длинные дистанции.
Бег на короткие дистанции (спринт) развивает способность у человека преодолевать за наименьшее время сравнительно короткие по длине расстояния (до 400 м). Спринтерские дистанции преодолеваются главным образом за счет мышечной работы максимальной (длительность от 0 до 6-8 с) и субмаксимальной (длительность от 20 до 30-40 с) мощности. Из физиологии известно, что длина пробегаемой дистанции напрямую связана с мощностью и емкостью основного источника мышечной энергии. Эти два показателя изменяются с возрастом и способны увеличиваться по мере роста специальной физической подготовленности (тренированности). Основной (ведущей) способностью, развиваемой при беге с максимальной скоростью, является быстрота во всех ее проявлениях. В то же время сильнейшие бегуны на короткие дистанции отличаются великолепной силовой подготовкой, ловкостью, умением концентрироваться на выполняемом движении и способностью управлять мышечным напряжением в тысячные доли секунды.
Основной способностью, развиваемой с помощью бега на средних и длинных дистанциях, является выносливость, т.е. способность выполнять работу определенной мощности в условиях нарастающего утомления. Бег на средние (˃ 400 – 3000 м) и длинные дистанции (˃ 3000 м – 20 км) проводится в зоне большой и умеренной мощности. Этим зонам мощности соответствует время мышечной работы от 1,5 до 4-5 мин и от 10 мин до 1 часа. Результаты в беге на средние, и особенно длинные дистанции во многом также определяются кардио-респираторными возможностями организма. Поэтому тренировки в беге на эти дистанции имеют определенный оздоровительный эффект (при соблюдении разумных параметров нагрузки).
41. Особенности технической подготовки прыгунов в длину способом «ножницы»
Поэтапный разбор техники прыжка в длину с разбега способом ножницы. Технику целостного прыжка в длину с разбега можно разделить на четыре части: разбег, отталкивание, полет и приземление.
Разбег. Разбег в прыжках в длину служит для создания оптимальной скорости прыгуна. Скорость разбега в этом виде в наибольшей степени приближается к максимальной скорости. Длина разбега и количество беговых шагов зависят от индивидуальных особенностей спортсмена. В основном спортсмены используют следующие варианты: с места и с подхода (или подбега), а также с постепенным набором скорости и резким (спринтерским) началом.
В подготовке к отталкиванию на последних 3 — 4 беговых шагах спортсмен должен развить оптимальную для себя скорость.
Отталкивание. Эта часть прыжка начинается с момента постановки ноги на место отталкивания. Нога ставится на всю стопу с акцентом на внешний свод,
Цель отталкивания — перевести часть горизонтальной скорости разбега в вертикальную скорость вылета тела прыгуна, т. е. придать телу начальную скорость.
Полет. После отрыва тела прыгуна от места отталкивания начинается полетная фаза, Условно полетную фазу прыжка можно разделить на три части: 1) взлет, 2) горизонтальное движение вперед и 3) подготовка к приземлению.
Приземление: с падением в сторону, с выбиванием
прыжок в длину способом «ножницы». Эффективность его проявляется за счет сохранения координирующей структуры бегового шага в переходе от разбега к отталкиванию и в движениях в полете. Более точное название этого способа «бег по воздуху», так как прыгун в полете выполняет 2,5 — 3,5 шага.
Из положения шага в полете (первый шаг) маховая нога выпрямляясь опускается вниз —назад, толчковая нога выводится вперед. Продолжая движение, маховая нога двигается назад, сгибается в коленном суставе, а толчковая нога выносится бедром вперед, согнутая в коленном суставе (второй шаг). После этого маховая нога, согнутая в коленном суставе, выносится вперед, присоединяясь к толчковой ноге. После обе ноги выпрямляются в коленных суставах, принимая положение перед приземлением. Руки выполняют круговые движения, через стороны. Когда маховая нога опускается вниз, разноименная рука опускается вниз, а другая рука поднимается вверх. Когда толчковая нога выносится вперед, разноименная рука также выводится вперед, а другая рука назад.
При подтягивании маховой ноги к толчковой ноге руки опускаются вниз и перед приземлением отводятся назад.