Правила проведения соревнований по пирамиде
1. Соревнования по пирамиде Настоящие официальные международные Правила обязательны для всех соревнований по пирамиде, проводимых под эгидой Международного комитета по "Пирамиде" (далее - МКП) и Национальных федераций бильярдного спорта (далее - НФБС) - членов МКП. Соревнования по пирамиде могут быть классификационными и неклассификационными. По результатам классификационных соревнований участникам присваиваются спортивные разряды и звания в соответствии с требованиями и принципами спортивной классификации стран-членов МКП. Участие в классификационных соревнованиях учитывается при определении рейтинга игроков и присвоении судейских категорий. По форме соревнования по пирамиде могут быть: личными, командными и лично-командными. 2. Возрастные группы Соревнования по пирамиде проводятся среди игроков следующих возрастных групп: 1. Юноши и девушки до 16 лет (игроки младшего юношеского возраста). 2. Юноши и девушки от 16 до 18 лет. 3. Мужчины и женщины от 18 лет и старше. 4. Мужчины и женщины от 40 лет и старше (игроки старшего возраста). 5. Мужчины и женщины от 60 лет и старше (ветераны). При решении вопроса о принадлежности к той или иной возрастной группе принимается во внимание год рождения. В зависимости от степени подготовленности юноши и девушки первой и второй возрастных групп могут принимать участие в соревнованиях третьей возрастной группы. 3. Положение о соревнованиях К каждым официальным соревнованиям по пирамиде составляется Положение о соревнованиях (далее - Положение). Оно составляется организатором соревнований и является основным руководящим документом для их подготовки и проведения. Положение о соревнованиях должно содержать следующие разделы: - цели и задачи соревнований; - сроки и место их проведения; - организатор соревнований; - условия приема, размещения и транспортного обеспечения официальных лиц; - условия допуска участников к соревнованиям; - сроки, форма и порядок подачи заявок на участие в соревнованиях; - программа соревнований (место и время регистрации и жеребьевки участников, место и время открытия соревнований, начало игр, место и время закрытия соревнований); - порядок формирования судейской коллегии; - количество призовых мест и порядок награждения призеров; - призовой фонд, порядок его формирования и распределения; - система проведения (формат) соревнований; - информация о спонсорах. Организатор соревнований может включить в Положение и другие разделы, если это не противоречит настоящим Правилам. 4. Официальные лица на соревнованиях На соревнованиях официальными лицами являются: - организатор соревнований; - представители МКП и НФБС; - председатель мандатной комиссии и ее члены; - главный судья и его заместители; - главный секретарь; - судьи; - участники соревнований; - представители команд; - врач соревнований; - комендант соревнований. Перечень официальных лиц определяется организатором соревнований, и их список регистрируется в процессе работы мандатной комиссии. Только официальные лица могут принимать участие в обсуждении организационных вопросов, возникающих в ходе проведения соревнований. 5. Организатор соревнований Организаторами соревнований могут являться федерации бильярдного спорта стран-членов МКП, а также спортивные, общественные, ведомственные организации и частные лица, выступающие в этом качестве по согласованию с МКП или соответствующей национальной федерацией бильярдного спорта, и руководствующиеся настоящими Правилами. Организатор соревнований определяет порядок финансового и материального обеспечения, подготовки и проведения соревнований, перечень официальных лиц. Организатор соревнований обеспечивает: - работу мандатной комиссии; - прием, размещение, организацию питания и проводы официальных лиц; - оформление командировочных и других необходимых документов для официальных лиц; - готовность спортивного инвентаря и оборудования; - медицинское обслуживание официальных лиц; - финансовый расчет до окончания соревнований со всеми официальными лицами; - поддержание общественного порядка в процессе соревнований. Организатор соревнований определяет также процедуру открытия и закрытия соревнований, обеспечивает необходимые условия работы представителей СМИ. По согласованию с МКП или соответствующей НФБС организатор соревнований может предусмотреть и другие правила и процедуры, не противоречащие настоящим Правилам. В компетенцию организатора соревнований не входит оценка работы судейской коллегии во время соревнований. 6. Представители МКП и НФБС Для оказания помощи организатору в подготовке и проведении соревнований Исполкомы МКП и соответствующих НФБС могут назначить из числа должностных лиц своих представителей на соревнованиях. Представители координирует работу официальных лиц на соревнованиях, участвуют в церемониях их открытия и закрытия. 7. Председатель мандатной комиссии Председатель мандатной комиссии назначается организатором соревнований. Он руководит работой мандатной комиссии и обеспечивает выполнение следующих ее функций: - прием заявок от представителей команд на участие в соревнованиях и регистрацию участников соревнований и официальных лиц; - проверка документов, подтверждающих право участников и официальных лиц на участие в конкретных соревнованиях; - аккредитация официальных лиц; - оформление протоколов регистрации участников и судей. Полностью оформленные протоколы регистрации судей и участников соревнований председатель мандатной комиссии передает в Главную судейскую коллегию. 8. Судейская коллегия Судейская коллегия на соревнованиях по Пирамиде включает: - Главного судью и его заместителей; - главного секретаря; - судей у стола. Из состава судейской коллегии Главный судья выделяет Главную судейскую коллегию, в которую кроме него входят его заместители и главный секретарь. Главная судейская коллегия во главе с Главным судьей разрешает спорные вопросы по интерпретации настоящих Правил и рассматривает протесты. Форма одежды судей: черный пиджак, черные брюки, белая рубашка, галстук (бабочка), черные туфли. Примечание: В жаркую погоду допускается судейство без пиджака. 9. Главный судья Главный судья на международных соревнованиях по пирамиде назначается организатором соревнований по согласованию с Председателем судейской коллегии МКП, а на соревнованиях национального уровня - по согласованию с Председателем судейской коллегии соответствующей НФБС. Главный судья на международных соревнованиях по пирамиде должен быть не ниже международной категории, а на соревнованиях национального уровня - не ниже национальной. Главный судья отвечает за судейство на соревнованиях в соответствии с настоящими Правилами. Он определяет функции членов судейской коллегии, организует, обеспечивает и контролирует их работу. Главный судья контролирует состояние места проведения соревнований, бильярдного оборудования и инвентаря. Он проводит заседания судейской коллегии, принимает протесты и выносит по ним окончательное решение. Главный судья подписывает итоговый протокол соревнований. Письменный отчет о проведенных соревнованиях по пирамиде вместе с пакетом предусмотренных документов Главный судья направляет в Исполком МКП (для международных соревнований) или соответствующей НФБС (для соревнований национального уровня) в недельный срок по окончании соревнований. Главный судья имеет право: - отложить время начала соревнований, если условия проведения не отвечают требованиям настоящих Правил; - объявить перерыв и изменить расписание игр; - отстранить от участия в соревнованиях судей, участников и представителей команд за неспортивное поведение. Главный судья принимает окончательное решение при возникновении любых особых ситуаций, которые не отражены в тексте настоящих Правил. Организационные выводы и оценки действий Главного судьи на международных соревнованиях могут рассматриваться только на заседаниях Исполкома МКП по инициативе представителя МКП или Председателя судейской коллегии МКП. 10. Главный секретарь Главный секретарь на международных соревнованиях по пирамиде назначается организатором соревнований по согласованию с Председателем судейской коллегии МКП, а на соревнованиях национального уровня - по согласованию с Председателем судейской коллегии соответствующей НФБС. Он отвечает за достоверность информационных материалов и за оформление всей документации на соревнованиях. Главный секретарь проводит жеребьевку участников соревнований, составляет и ведет таблицу соревнований, составляет расписание встреч, контролирует ведение и заверяет своей подписью протоколы встреч. Главный секретарь оформляет и подписывает итоговый протокол, организует выдачу представителям команд документов по итогам соревнований. Главный секретарь обеспечивает полное оформление всех материалов по соревнованиям в недельный срок после их завершения. 11. Судья у стола Судья у стола несет всю полноту ответственности за проводимую им официальную встречу в соответствии с настоящими Правилами и Положением о соревнованиях. До начала встречи судья должен убедиться в готовности бильярдного оборудования и кресел (стульев) для каждого участника встречи. В процессе судейства судья должен быть внимательным и объективным. Его присутствие не должно оказывать влияние на ход спортивной борьбы. Занимаемое им место во время встречи должно обеспечивать полный контроль над выполнением ударов. Судья обязан объявлять счет после каждой серии результативных ударов, а также предупредить игрока о седьмом забитом шаре. Судья у стола принимает окончательное решение о том, имело ли место то или иное игровое событие. Это решение не может быть поводом для заявления протеста. Однако в случае, если судья по каким-либо причинам не смог в точности зафиксировать игровое событие, он должен принять решение в пользу играющего. Примечание: При наличии технической возможности судья может принять окончательное решение после просмотра видеозаписи соответствующего игрового эпизода. Судья у стола обязан интерпретировать игровые события в полном соответствии с настоящими Правилами. И только в случае их неправильной интерпретации, Главный судья может отменить его решение. Замена судьи у стола осуществляется только решением Главного судьи, как правило, в перерыве между очередными партиями. Только судья у стола имеет право брать в руки шары со стола, чтобы восстановить их позицию или устранить загрязнение. 12. Участники соревнований Участниками соревнований признаются игроки, официально допущенные мандатной комиссией к данным соревнованиям. Участник должен знать и соблюдать настоящие Правила, дисциплину, форму одежды, законы честной спортивной борьбы, быть корректным по отношению к соперникам и официальным лицам. Участник соревнований имеет право: - перед началом встречи опробовать бильярдный стол в течение 5 минут; - запросить информацию о соревнованиях; - использовать все имеющееся на соревнованиях оборудование и инвентарь (машинки, длинный кий, мел, салфетки и др.); - контролировать ведение текущего счета и оформление результатов встречи. В процессе игры участник может обращаться к судье у стола за разъяснением Правил, а также за информацией о текущем счете. Если, по мнению участника, судья не зафиксировал нарушение Правил, он должен заявить об этом судье до нанесения очередного удара. В противном случае претензия не рассматривается. Во время игры соперника участник должен сидеть на своем месте и возвращаться к нему сразу после завершения своего игрового подхода. Форма одежды участника: черные брюки, белая рубашка, жилет, бабочка и черные туфли. Одежда участников должна быть аккуратной и опрятной. Участники без установленной формы одежды к соревнованиям не допускаются. 13. Ответственность участника Незнание настоящих Правил, Положения о соревнованиях, регламента соревнований и расписания встреч не дает права участнику на переигровку, восстановление позиции шаров, повторение ударов, и т.п. Участник несет полную ответственность за исправность своего кия и принадлежностей. Поломка кия, отрыв наклейки и т.п. не дают участнику право на дополнительный перерыв в игре. В конечном счете, ответственность за соблюдение Правил возлагается на участника соревнований, а не на судью. 14. Регламент соревнований Формат (система проведения) соревнований, а также количество выигранных партий для определения победителя во встрече на разных этапах соревнований определяется Положением о соревнованиях. Участник должен быть на месте проведения очередной встречи не позднее 15 минут с момента объявления о ее начале судьей у стола. В случае опоздания или неявки ему засчитывается поражение во встрече. Для оказания участнику медицинской помощи в случае травмы, полученной во время игры, может быть объявлен перерыв во встрече продолжительностью до 15 минут. Перерывы по причине болезни участника не предусмотрены. При невозможности продолжить встречу по состоянию здоровья участнику засчитывается поражение. Участник имеет право один раз во встрече с разрешения судьи взять пятиминутный перерыв между партиями и один минутный перерыв на своем ударе. Разминка и тренировка во время перерывов запрещена. Перед контровой партией любой из участников может взять дополнительный пятиминутный перерыв. Примечание: Если участник не воспользовался пятиминутным перерывом вплоть до контровой партии, то он теряет право на дополнительный перерыв. В случае отстранения от игры или невозможности продолжить встречу участнику объявляется техническое поражение, а его сопернику присуждается победа без фиксации конкретного результата. Если участник, победивший во встрече, снимается с соревнований за неспортивное поведение после окончания встречи, то ее результат не пересматривается в пользу проигравшего. Пассивная игра. Если какая-либо отдельная партия затягивается, то судья у стола, по согласованию с главным судьей, имеет право сделать игрокам предупреждение о пассивном ведении игры. После этого каждому игроку предлагается сделать по 3 удара (начинает игрок, ведущий в счете, при равенстве очков судья бросает жребий). Если после этого счет в партии не изменился, то действуют в следующем порядке - цветной шар устанавливается в доме (если цветной шар вышел из игры, то его возвращают в игру взамен любого из оставшихся на столе белых шаров), все оставшиеся на столе белые шары устанавливают в форме пирамиды (или неполной пирамиды) с вершиной на задней отметке, и после розыгрыша игра продолжается по правилу начального удара (см. раздел 2, п. 12). Примечание: Организатор соревнований может предусмотреть и иные меры, направленные на соблюдение временного регламента. Все они должны быть оговорены в Положении о соревнованиях. 15. Бильярдное оборудование и инвентарь Перед началом соревнований назначенная организатором техническая комиссия проверяет соответствие бильярдных столов, шаров и оборудования установленным техническим требованиям и дает разрешение на проведение соревнований. Участники соревнований и представители команд имеют право проверить выводы технической комиссии и в случае несогласия - предъявить свои претензии организатору до начала соревнований. После начала соревнований претензии по этим вопросам не принимаются. В комплект бильярдного оборудования должны входить удлиненные и укороченные машинки, длинный кий, полки для расстановки забитых и штрафных шаров, суконные салфетки для протирания киев и шаров. В ходе соревнований бильярдное оборудование и инвентарь должны использоваться только по своему прямому назначению. Вышедшие из игры шары нельзя использовать для произведения каких-либо замеров (определения расстояния между шарами, шаром и бортом и т.п.). Для каждого участника в зоне соответствующего бильярдного стола должно быть установлено специальное кресло или стул. Примечание: Если по ходу соревнований возникла серьезная неисправность бильярдного стола (поломка лузы, существенное повреждение сукна и т.п.), то игрок или представитель команды вправе потребовать устранения неисправности или переноса игры на другой стол. Окончательное решение по этому вопросу принимает Главный судья. 16. Представитель команды Представитель команды является официальным руководителем команды на соревнованиях. Представитель обеспечивает своевременную подачу в мандатную комиссию документов для регистрации спортсменов своей команды. Он организует размещение и питание членов своей команды, присутствует на жеребьевке, принимает участие в заседаниях судейской коллегии при рассмотрении спорных вопросов, затрагивающих интересы спортсменов своей команды. 17. Неспортивное поведение Судья обязан пресекать любые действия участников, несовместимые с принципами ведения честной и корректной спортивной борьбы и оказывающие негативное воздействие на других участников, официальных лиц и зрителей. При этом могут быть использованы следующие меры: - замечание; - предупреждение; - объявление поражения в партии или встрече; - отстранение от участия в соревнованиях. Принятые меры воздействия отмечаются в протоколе встречи. 18. Протест Если, по мнению участника, судья у стола неправильно интерпретирует настоящие Правила, он может заявить протест до нанесения очередного удара. Сразу после заявления протеста судья у стола должен приостановить игру. В случае, если судья считает протест обоснованным, он пересматривает свое решение в пользу игрока, заявившего протест, после чего игра продолжается. Если судья считает протест необоснованным, он предлагает участнику в течение 5 минут через представителя команды или лично подать Главному судье письменный протест вместе с денежным залогом. Единый для всех официальных соревнований по пирамиде размер залога определяется Исполкомом МКП. Протест должен быть рассмотрен Главной судейской коллегией в течение 15 минут с момента его подачи. Письменная резолюция по протесту заверяется подписью Главного судьи. Если протест удовлетворяется, то денежный залог возвращается заявителю, в противном случае он остается в распоряжении организатора соревнований. Решение Главной судейской коллегии по протесту оспариваться не может. Игра на время рассмотрения протеста приостанавливается и продолжается после принятия решения по протесту. Нанесение очередного удара до принятия судьей у стола решения о продолжении игры рассматривается как нарушение правил (налагается штраф) и неспортивное поведение (меру наказания определяет судья). 19. Документация соревнований На соревнованиях по пирамиде оформляются следующие документы: - протокол регистрации судей; - протокол регистрации и жеребьевки участников соревнований; - таблицы соревнований (в соответствии с системой проведения); - протоколы встреч; - итоговый протокол соревнований; - отчет Главного судьи. Формы и порядок исполнения этих документов разрабатываются судейской коллегией МКП и доводятся до национальных федераций в установленном порядке. Все сведения о спортсменах и судьях вносятся в документы на основании анкет, заполненных ими при регистрации. Документы по итогам соревнований брошюруются в отдельные папки и архивируются в федерациях. Эти документы используются при расчете рейтинга игроков, а также при присвоении спортивных разрядов и званий спортсменам, а судьям соответствующих категорий. Ответственность за полное и правильное оформление документов возлагается на Главного судью. Полный пакет документов по соревнованиям должен быть подготовлен в недельный срок. Итоговые протоколы и таблицы выдаются представителям команд непосредственно после окончания финальной встречи, а также направляются в секретариат МКП (для международных соревнований) или секретариат соответствующей НФБС (для соревнований национального уровня) в течение суток после окончания соревнований. |
Пул – Общие правила
Настоящие правила являются общими для всех описанных ниже разновидностей пула. 1. Бильярдное оборудование. Все описанные ниже бильярдные игры должны проводиться с использованием столов для пула, шаров и оборудования, отвечающих стандартам Всемирной ассоциации пула или BCA. 2. Расстановка. При расстановке шаров должен использоваться треугольник, а передний шар должен располагаться на задней отметке. Все остальные шары должны быть выстроены за передним и плотно прижаты друг к другу. 3. Удар по битку. Удар по битку следует наносить лишь наклейкой кия. В противном случае объявляется фол. 4. Промах по лузе. Если игрок промахивается при правильном ударе, то есть, не забивает прицельный шар, то его серия заканчивается, и в игру вступает соперник. 5. Розыгрыш начального удара. При розыгрыше начального удара (разбития) используется следующая процедура. Взяв по шару одинакового размера и веса (желательно два битка или, по крайней мере, два не полосатых прицельных шара) и расположив их по разные стороны от передней отметки, игроки одновременно выполняют удар с руки из-за передней линии (из дома), посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту. При этом шар должен коснуться заднего борта, по крайней мере, один раз. Розыгрыш считается автоматически проигранным, если: (1) шар зашел на половину соперника, (2) не достиг заднего борта, (3) упал в лузу, (4) выскочил за борт, (5) коснулся длинного борта, (6) остановился в створе угловой лузы за губой переднего борта или (7) коснулся заднего борта два раза и более. Если правила нарушили оба соперника, или если судья не может определить, чей шар остановился ближе к переднему борту, то розыгрыш повторяется. 6. Начальный удар (Разбитие). Право на выполнение начального удара предоставляется по результатам розыгрыша или жребия (розыгрыш проводится в обязательном порядке при проведении официальных соревнований). Выигравший розыгрыш или жребий имеет право произвести начальный удар либо уступить его сопернику. Введение битка в игру производится ударом с руки из дома. При этом прицельные шары расставляют согласно правилам каждой конкретной игры. Биток считается введенным в игру после того, как он пересек переднюю линию в результате удара по нему наклейкой кия. 7. Удар с руки из дома. Удар с руки из дома выполняется в начале игры и после падения битка в лузу в специально оговоренных правилами каждой конкретной игры случаях. Вступающий в игру участник может располагать биток в любом месте дома. Он может наносить удар по любому прицельному шару, центр которого располагается вне дома (в том числе и на передней линии). Наносить удар по прицельным шарам, находящимся в доме, можно лишь в том случае, если биток вначале выходит из дома, а затем, ударившись о задний борт, возвращается обратно в дом. Положение шара определяется положением его центра (или точки касания шара с игровой поверхностью). До пересечения передней линии биток не должен задевать расположенные в доме прицельные шары. Биток считается введенным в игру после того, как он покинул пределы дома в результате удара по нему наклейкой кия. Пока биток не введен в игру, его можно поправлять рукой, кием и т.п. Однако любое касание битка после введения его в игру влечет за собой фол. 8. Игра с руки. Если правила конкретной игры предусматривают игру с руки после объявления фола, то вступающий в игру соперник может располагать биток в любом месте на игровой поверхности стола и производить удар по любому прицельному шару. 9. Сыгранные шары. Шар считается сыгранным (забитым), если в результате правильного удара он падает в лузу. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается несыгранным. 10. Положение шаров. Положение шара определяется положением его нижней точки (или центра). 11. Касание пола. При выполнении удара, по крайней мере, одна нога играющего должна касаться пола, в противном случае налагается штраф. 12. Выполнение удара до остановки шаров. Игрок наказывается фолом, если наносит удар до полной остановки битка или любого прицельного шара, (вращающийся на месте шар считается движущимся.) 13. Завершение удара. Удар считается завершенным лишь после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. 14. «Дом» и передняя линия. Передняя линия не является частью дома. Поэтому если правила игры требуют, чтобы удар наносился по шарам вне дома, то прицельный шар, расположенный в точности на передней линии, играется. Соответственно и биток при введении в игру из дома (с руки из-за передней линии) не следует ставить непосредственно на переднюю линию, а чуть ближе. 15. Общее правило для всех нарушений. Хотя в конкретных бильярдных играх за одно и то же нарушение могут налагаться различные штрафы, для всех нарушений справедливо следующее общее правило: (1) право удара переходит к сопернику, (2) ни один забитый шар не засчитывается, и (3) любой шар (шары) выставляются лишь в том случае, если это предусмотрено правилами конкретной игры. 16. Промах по легальному шару. Удар считается неправильным, если биток не коснулся ни одного из легальных (очередных) прицельных шаров, то есть шаров, первое касание с которыми предусмотрено правилами конкретной игры. Игра в сторону от расположенного вплотную к битку прицельного шара не считается за удар по этому шару. 17. Правильный удар. Удар считается правильным, если биток коснулся вначале легального (очередного) прицельного шара, а затем либо (1) один из прицельных шаров упал в лузу, либо (2) биток или какой-либо из прицельных шаров доведены до борта. Невыполнение этих требований влечет за собой фол. 18. Падение битка в лузу. Если при ударе биток падает в лузу, то объявляется фол. 19. Запрет касания шаров. За касание во время игры любого прицельного шара или битка телом, одеждой, мелом, машинкой, древком кия и т.п. налагается штраф. Касаться битка можно лишь наклейкой кия при выполнении правильного удара. 20. Запрет двойных ударов. Если при выполнении удара наклейка кия касается битка более одного раза, а также если наклейка касается битка, в то время как биток касается (или после того, как биток уже коснулся) прицельного шара, то налагается штраф. Если же вплотную к битку располагается какой-либо нелегальный прицельный шар, то удар следует наносить в сторону от него, в противном случае налагается штраф. 21. Запрет толчка. Если игрок проталкивает биток вперед, затягивая время контакта наклейки кия с битком несоразмерно ударно-маховому движению, то налагается штраф. 22. Правильный перескок. При правильном перескоке удар должен наноситься приподнятым кием в верхнюю половину шара. Однако любой кикс, то есть проскальзывание наклейки кия по поверхности битка, при выполнении перескока штрафуется. Выполнение перескока какими-либо иными способами запрещается. 23. Выскочившие шары. Выскочившими считаются шары, остановившиеся после удара вне игровой поверхности стола (на упругом борту, на поручне, на полу и т. д.). Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается вновь на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью стола. (Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность). Во всех лузных бильярдных играх удар, в результате которого биток или какой-либо из прицельных шаров выскакивает за борт, штрафуется. Все выскочившие прицельные шары выставляются после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. Выскочивший биток вводится в игру в соответствии с правилами каждой конкретной игры. 24. Одновременное нарушение нескольких правил. Если при выполнении удара нарушено сразу несколько правил, то игрок наказывается одним фолом, при этом налагается самый строгий штраф, предусмотренный за самое грубое из совершенных при ударе нарушений. 25. Самопроизвольное перемещение шаров. Если шар смещается, скатывается, поворачивается или же каким-либо иным способом движется самопроизвольно, то его оставляют там, где он остановится, и игра продолжается. Если зависший над лузой шар остается неподвижным в течение пяти секунд и более, а затем падает в лузу, то его следует восстановить на прежнем месте и продолжить игру. Если при выполнении удара прицельный шар самопроизвольно падает в лузу до соударения с битком, то биток и прицельный шар восстанавливают на исходных позициях, после чего удар повторяется. Так же поступают и при самопроизвольном смещении в момент удара любого другого прицельного шара. 26. Выставление шаров. Если согласно правилам какой-либо конкретной игры необходимо выставить один или несколько шаров, то после завершения удара они располагаются на продольной линии следующим образом: шар с наименьшим номером ставят на заднюю отметку, а остальные в порядке возрастания номеров располагают друг за другом в направлении заднего борта. Если же находящиеся на столе шары не позволяют в точности выполнить указанное требование, то выставляемые шары располагают на продольной линии как можно ближе к задней отметке вплотную к мешающим прицельным шарам, не сдвигая их. Если мешает биток, то выставляемые шары располагают как можно ближе к нему, но не вплотную. В случае если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении продольной линии перед задней отметкой (между задней отметкой и центром) как можно ближе к ней, при этом шар с наименьшим номером должен находиться спереди, а остальные в порядке возрастания номеров располагаются друг за другом в сторону задней отметки. 27. Шары, упавшие вместе с сыгранными. Если при выполнении правильного удара наряду с сыгранным в лузы падают и другие прицельные шары, то они засчитываются в соответствии с правилами каждой конкретной игры. 28. Вмешательство постороннего. Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмешательства постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции, и игра продолжается, причем штраф за это не налагается. Если игра официальная, то позицию восстанавливает судья. Это правило следует применять также при таких чрезвычайных происшествиях, как землетрясение, ураган, падение осветительного прибора, авария и т. п. Если же позицию восстановить невозможно, то партия переигрывается, при этом начальный удар производит тот же самый игрок. Настоящее правило, однако, неприменимо к игре "14+1 с продолжением", в которой одна партия состоит из последовательных пирамид. Поэтому розыгрыш текущей пирамиды прерывается, и начинается розыгрыш новой, при этом право начального удара определяется заново. Счет, однако, сохраняется таким же, каким он был к моменту остановки игры. |
Восьмерка 8-ball
При игре в "Восьмерку" следует руководствоваться "Общими правилами пула", а также нижеследующими правилами: 1. Цель игры. Данная игра является заказной, при этом в процессе игры используется биток и пятнадцать прицельных шаров с номерами от 1 до 15. Один из игроков должен сначала забить шары с номерами от 1 до 7 (сплошные), а другой - с номерами от 9 до 15 (полосатые). Побеждает тот, кто, забив шары своей группы, правильным ударом забивает восьмерку. 2. Заказ. При джентльменском заказе не объявляют очевидные прицельные шары и лузы. Если партнер не уверен, по какому шару или лузе наносится удар, то он вправе спросить об этом играющего. Удары от бортов, а также комбинационные удары (то есть, удары шарами или от шаров) не считаются очевидными, и в этом случае должен заказываться как прицельный шар, так и луза. При заказе, однако, не требуется указывать какие-либо дополнительные подробности. Все неправильно забитые шары остаются в лузах независимо от того, принадлежат ли они группе играющего или его соперника. Начальный удар не является заказным. Если при правильном начальном ударе в лузу падает какой-либо шар, то игрок получает право на следующий удар. 3. Расстановка шаров. Шары расставляют в форме треугольной пирамиды с восьмеркой в центре, при этом передний шар пирамиды располагается на задней отметке, а по углам - полосатый и сплошной. 4. Попеременное разбитие. Победитель розыгрыша имеет право либо сам выполнить начальный удар (разбитие), либо передать его своему сопернику. При проведении индивидуальных соревнований игроки разбивают по очереди в каждой последующей партии. 5. Начальный разбой. Разбитие считается правильным, если играющий (с руки из дома) (1) забьет какой-либо прицельный шар, или (2) доведет до борта, по меньшей мере, четыре прицельных шара. Невыполнение этих требований является нарушением, и вступающий в игру соперник имеет право (1) принять сложившуюся позицию и произвести очередной удар или (2) после повторной расстановки шаров произвести разбитие сам либо уступить его нарушителю. Если при разбитии падает в лузу биток, то (1) все забитые при этом шары остаются в лузах (за исключением восьмерки), (2) объявляется фол, и (3) стол остается открытым. Вступающий в игру соперник производит удар с руки из дома. ПРИМЕЧАНИЕ. При игре с руки из дома наносить удар по расположенным в доме прицельным шарам можно только путем отражения битка от противоположного (заднего) борта. Шары, расположенные вне дома, можно сыгрывать в любую лузу. Выскакивание с разбития за борт прицельных шаров рассматривается как нарушение, при этом вступающий в игру соперник имеет право (Г) принять сложившуюся на столе позицию и произвести очередной улар или (2) произвести удар с руки из дома. Если при разбитии в лузу падает восьмерка, то игрок имеет право произвести разбитие заново или, выставив восьмерку, продолжить игру. Если же при разбитии помимо восьмерки падает еще и биток, то вступающий в игру соперник имеет право повторить разбитие или, выставив восьмерку, начать игру с руки из дома. ПРИМЕЧАНИЕ. Если партия играется на столах-автоматах (и к тому же не на официальных международных соревнованиях), то падение в лузу восьмерки при правильном разбитии приносит победу, а падение восьмерки вместе с битком - поражение в партии. 6. Открытый стол. Стол считается открытым до тех пор, пока ни одним из соперников не выбрана своя группа шаров (полосатых или сплошных). ПРИМЕЧАНИЕ. Стол всегда открыт непосредственно после разбития. Когда стол открыт, можно наносить удар по сплошному шару, чтобы сыграть полосатый, и наоборот, то есть, на открытом столе все шары легальные. Однако если при открытом столе биток ударяет вначале по восьмерке, то ни один полосатый или сплошной не засчитывается в пользу играющего. Его серия заканчивается, все забитые шары остаются в лузах, а для вступающего в игру соперника стол остается открытым. При открытом столе все неправильно забитые шары остаются в лузах. 7. Выбор группы шаров. Разбитие не дает права выбора полосатых или сплошных шаров, даже если шары и той и другой группы оказались после разбития в лузах. После разбития стол всегда остается открытым. Выбор группы шаров производится лишь после того, как игрок при выполнении правильного удара (после разбития) положит заказанный шар в лузу. 8. Правильный удар. При выполнении любого удара биток должен вначале коснуться шара своей группы (легального шара), а затем (1) в лузу должен упасть какой-либо прицельный шар или (2) биток, или один из прицельных шаров должен дойти до борта. ПРИМЕЧАНИЕ. До соударения с легальным шаром он может предварительно удариться о борт, однако после этого либо должен упасть в лузу прицельный шар, либо биток или какой-либо из прицельных шаров должны дойти до борта. Невыполнение этих требований влечет фол. 9. Отыгрыш. Из тактических соображений игрок может принять решение забить очевидный прицельный шар и вместе с тем прервать свою серию у стола, объявив до удара отыгрыш. Отыгрыш считается правильным ударом. Если игрок хочет отыграться, забив очевидный прицельный шар, то он должен до удара объявить об отыгрыше своему сопернику. Если же этого не сделано, то игрок обязан произвести следующий удар. Все шары, забитые при отыгрыше, остаются в лузах. 10. Ведение игры. Игрок продолжает игру до тех пор, пока ему удается правильно и в соответствии с заказом забивать шары своей группы. Забив последний шар своей группы, он может забивать восьмерку. 11. Игра с руки. Если игрок нарушил правила, то вступающий в игру соперник играет с руки. Это означает, что он может расположить биток в любом месте стола. Данное правило удерживает игроков от совершения умышленных нарушений, которые могут поставить соперника в невыгодное положение. При игре с руки установку битка можно производить рукой или любой частью кия (включая наклейку). После установки битка любое движение кия вперед, сопровождающееся касанием битка, рассматривается как начало удара. 12. Неправильно сыгранные шары. Прицельный шар считается неправильно сыгранным, если (1) при выполнении удара нарушены правила, или (2) не сыгран заказанный шар, или (3) до удара объявлен отыгрыш. Неправильно сыгранные шары остаются в лузах. 13. Выскакивающие за борт шары. Выскакивание за борт какого-либо прицельного шара является нарушением, и право удара переходит к сопернику. Если же за борт вылетает восьмерка, то партия считается проигранной. Все выскочившие прицельные шары выставляются согласно "Общим правилам пула". 14. Игра по восьмерке. Если при игре по восьмерке произошло падение битка в лузу или совершено нарушение, не сопровождающееся падением в лузу или выскакиванием за борт восьмерки, то поражение не засчитывается. Вступающий в игру соперник играет с руки, 15. Зачтение поражения. Игроку засчитывается поражение, если он совершает одно из следующих нарушений: • восьмерка забита с нарушением правил; • восьмерка и последний шар своей группы забиты при выполнении одного удара; • во время игры восьмерка выскочила за борт; • восьмерка забита не в заказанную лузу; • восьмерка забита до того, как сыграны все шары своей группы. 16. Патовая позиция. Если каждый из игроков три раза подряд (итого 6 раз) по очереди нарушает правила, не стремясь (по мнению судьи) к победе в партии, так как это может привести к неминуемому поражению, то игра считается "патовой". После этого шары расставляют заново, и партия переигрывается. ПРИМЕЧАНИЕ. При игре в "Восьмерку" за три нарушения подряд, совершенные одним игроком, поражение не засчитывается. |
Девятка 9-ball
При игре в "Девятку" следует руководствоваться "Общими правилами пула", а также нижеследующими правилами: 1. Цель игры. "Девятка" играется битком и девятью прицельными шарами с номерами от единицы до девяти. При любом ударе биток должен коснуться вначале шара с наименьшим номером, однако шары не обязательно забивать по порядку номеров. Если при правильном ударе в лузу падает какой-либо шар, то игрок остается у стола и продолжает игру до тех пор, пока не совершит промах, нарушит правила или одержит победу, положив в лузу девятку. Вступая в игру после промаха, партнер принимает сложившуюся на столе позицию, однако после совершения его соперником какого-либо нарушения правил он имеет право играть с руки, установив биток в любом месте стола. Объявлять заказ не требуется. Матч заканчивается после того, как один из игроков выиграет заданное число партий. 2. Расстановка шаров. Прицельные шары расставляют в форме ромба, при этом единица располагается в вершине ромба на задней отметке, девятка - в центре, а остальные шары в произвольном порядке вплотную друг к другу. 3. Правильный начальный удар. Начальный удар подчиняется тем же правилам, что и любой другой удар. Отличие однако, состоит в следующем: а) Игрок должен попасть по единице и при этом либо забить в лузу какой-либо прицельный шар, либо довести до борта, по крайней мере, четыре прицельных шара. б) Если биток упал в лузу или выскочил за борт, а также если не выполнены требования к начальному удару, то это является нарушением правил, при этом вступающий в игру соперник имеет право играть с руки с любого места стола. в) Если при выполнении начального удара за борт выскакивает прицельный шар, то это также является нарушением, и вступающий в игру соперник играет с руки с любого места стола. Прицельный шар при этом не выставляется (исключение: если за борт выскакивает девятка, то она выставляется). 4.Продолжение игры. При выполнении удара, непосредственно следующего за начальным, игрок имеет право на "пуш-аут". Если игрок при выполнении правильного начального удара положил в лузу хотя бы один прицельный шар, то он продолжает игру до промаха, нарушения или победы в партии. Если игрок промахивается или совершает нарушение, то вступающий в игру соперник начинает свою серию и в свою очередь продолжает игру до промаха, нарушения или победы. Игра заканчивается, если при правильном ударе забита девятка или если одному из игроков засчитывается поражение за серьезное нарушение правил. 5. ПУШ-АУТ. Игрок, выполняющий удар непосредственно после правильного начального удара, имеет право сыграть "пуш-аут", суть которого состоит в том, чтобы переместить биток в более выгодное положение с точки зрения дальнейшего развития партии. При выполнении "пуш-аута" биток не обязательно должен коснуться какого-либо шара или дойти до борта, однако все остальные правила действуют. Игрок должен объявить о своем намерении сыграть "пуш-аут" до удара, в противном случае удар рассматривается как обычный. Любой шар, забитый при "пуш-ауте", не засчитывается и остается в лузе, за исключением девятки. После правильного "пуш-аута" вступающий в игру соперник имеет право либо принять позицию и произвести удар по битку, либо уступить удар игроку, сыгравшему "пуш-аут". Если при выполнении начального удара биток упал в лузу, то вступающий в игру соперник не имеет права на "пуш-аут". 6. Игра после нарушения. Если игрок совершает нарушение, то его серия у стола заканчивается, а все неправильно забитые шары остаются в лузах (за исключением девятки, которая выставляется). Вступающий в игру соперник получает право на удар с руки, при этом он может располагать биток в любом месте стола. Несколько нарушений, совершенных при выполнении одного удара, рассматриваются как одно нарушение. 7. Промах по очередному шару. Удар считается неправильным, если первое касание битка произошло с шаром, номер которого не является наименьшим на столе. 8. Не доведение до борта. Удар считается неправильным, если ни один из прицельных шаров не забит в лузу, а после касания прицельного шара ни биток, ни какой-либо из прицельных шаров не доведен до борта. 9. Удар с руки. При выполнении удара с руки игрок может располагать биток в любом месте на игровой поверхности стола, но не вплотную к прицельному шару. Он может изменить положение битка до нанесения удара. 10. Выскочившие прицельные шары. Не забитый шар считается выскочившим, если он остановился где угодно, но не на игровой поверхности стола. Выскакивание за борт прицельного шара считается нарушением. Выскочившие прицельные шары не выставляются (за исключением девятки), и игра продолжается. 11. Три нарушения подряд. Если игрок нарушает правила три раза подряд при выполнении трех последовательных ударов (без промежуточных правильных ударов), то ему засчитывается поражение в партии. Три нарушения должны быть совершены в одной партии. Между вторым и третьим нарушением должно последовать предупреждение. 12. Серия. Серия начинается с момента получения игроком права на удар и заканчивается вместе с ударом, при выполнении которого он либо промахивается по лузе, либо нарушает правила, либо одерживает победу, а также, если игрок нарушает правила в перерыве между ударами. 13. Партия. Партия начинается после того, как биток при выполнении начального удара пересекает переднюю линию. При этом необходимо попасть по единице. Партия завершается после того, как в результате правильного удара забита девятка. |