Культурные и этнические особенности
Несмотря на волну политкорректности, захлестнувшую в мир в последние десятилетия, существуют некоторые виды деятельности, которые лучше даются представителям той или иной национальности или расы.
Всем известно, что у азиатов более высокий IQ, чем у европейцев, а дети иммигрантов из Японии, Кореи и Китая имеют более высокие баллы по математике, чем их сверстники из Европы и США. Рекордсмены по бегу, как правило, родом с африканского континента, а среди чемпионов мира по шахматам много людей с еврейскими корнями.
Удобно думать, что у всех этих людей есть особый ген, отвечающий за успешность той или иной деятельности, однако это не совсем так. Намного большее значение имеют культурные особенности, в том числе языковые.
Попробуйте выполнить простое задание: посмотрите на ряд цифр 4, 8, 5, 3, 9, 7, 6 и произнесите их названия вслух. Затем отведите взгляд, в течение 20 секунд запоминайте цифры, а затем попытайтесь их воспроизвести. Китайцы, как правило, воспроизводят ряд цифр без ошибок, а люди, чьим родным языком является английский, ошибаются в 50% случаев. Оказывается, наша память с легкостью воспринимает только ряды цифр, которые можно назвать не более чем за 2 секунды. Китайские названия цифр короче английских: например, 7 — это «ки» на китайском и «seven» на английском. Ряд из семи цифр укладывается в 2 секунды на китайском, но не укладывается на английском.
Среднестатистический четырехлетний китаец умеет считать до сорока, а его ровесник из США — до пятнадцати. Происходит это потому, что система образования чисел в китайском, японском и корейском языках логичнее и проще, чем в английском и русском: одиннадцать — это «десять – один», двадцать пять — «два десятка – пять» и т. д.
О трудолюбии азиатов ходят легенды. Они последними уходят из университетской библиотеки и демонстрируют чудеса производительности на фабриках по всему миру. Но на самом деле, современные китайцы — просто лентяи по сравнению со своими предками, выращивавшими рис.
В отличие от европейских земледельцев, которые отдыхали в холодные месяцы, китайцы работали без выходных, вставая рано утром. Ученые подсчитали, что выращивание риса — в 20 раз более трудоемкое занятие, чем выращивание кукурузы или пшеницы, а китайские крестьяне трудились в поле не менее 3 000 часов в год!
При этом китайцы уверены, что трудиться без отдыха — это нормально, потому что от их усердия зависит благополучие семьи. В западных капиталистических странах работники пытаются работать не больше чем положено и получать при этом различные льготы и бонусы. А в странах с феодальной историей люди подсознательно уклоняются от работы.
Историк Давид Аркуш сравнивал русские и китайские пословицы о крестьянском труде. Русские пословицы были пронизаны пассивным фатализмом — «Бог не даст, и земля не родит», а китайские поражали уверенностью в том, что упорный труд будет вознагражден — «Не ждите, что небо даст вам пищу, надейтесь на две руки, несущие ношу» или «Если человек будет усердно трудиться, и земля не будет лениться».
Успехи евреев в интеллектуальной деятельности принято объяснять их высокой образованностью. Тот факт, что в религиозных семьях дети начинают изучать (читать) Тору с трех лет, несомненно, влияет на умственное развитие детей. Однако не только потомки раввинов, но и дети портных и уличных торговцев получали хорошее образование. Автор считает, что секрет успеха евреев в инициативности и стремлении к осознанной деятельности.
Теда Фридмана, известного в 1970-х адвоката, мать каждый месяц водила на концерты в Карнеги-холл. Они были слишком бедны, чтобы покупать билеты, и мать давала билетерше 25 центов, чтобы та разрешила им постоять на балконе. Она была простой швеей, но сумела преподать детям урок того, как добиться желаемого.
Культурные традиции не всегда бывают позитивными. Иногда они приводят к гибели десятков людей.
Причиной серии авиакатастроф компании Korean Air оказалось банальное неумение настаивать на своем в общении с вышестоящими и незнакомыми людьми. Расшифровки черных ящиков показали, что в одном случае второй пилот постеснялся указать командиру на его ошибку, в другом — пилот не сумел настоять на экстренной посадке в разговоре с диспетчером.
Голландский ученый Гирт Хофстид создал систему анализа культурных отличий, которую теперь называют «измерения Хофстида». Ее основными параметрами являются «уровень обособленности», «избегание неопределенности» и «индекс дистанции власти».
Измерения уровня обособленности происходит на шкале «коллективизм – индивидуализм», и наиболее коллективной страной считается Гватемала, а наиболее независимой — США.
В странах с высоким уровнем избегания неопределенности — Греции, Уругвае, Гватемале, Уругвае и Бельгии — люди более склонны следовать правилам и планам, вне зависимости от обстоятельств, в то время как в Гонконге, Швеции, Дании, на Ямайке и в Сингапуре люди спокойно воспринимают изменения.
Индекс дистанции власти показывает, каковы отношения между начальством и подчиненными, государственными деятелями и простыми гражданами.
Премьер-министр Нидерландов Йоп ден Ойл любил проводить отпуск в обычном кемпинге, а премьер-министр Австрии Бруно Крейски ездил на работу на трамвае. В этих странах низкий индекс дистанции власти, в отличие от европейских соседей — Бельгии и Франции, где крупных чиновников можно увидеть только по телевизору.
Семья
Малкольм Гладуэлл изучал влияние истории и традиций семьи на судьбу человека на примере своей собственной семьи. Он пришел к выводу, что события вековой давности могут стать залогом успеха или неудач далеких потомков.
Прапрапрабабушку автора купили на рынке рабов. Благодаря более светлому оттенку кожи их общий с хозяином сын был освобожден от рабства. Его потомки стали учителями, священниками и предпринимателями. Общественные преобразования позволили тете Малкольма Гладуэлла получить университетскую стипендию, а его мать обязана образованием своей матери, которая взяла взаймы крупную сумму денег. Все эти события являются не только следствием стечения обстоятельств, но и результатом проявления воли и убеждений членов семьи.
Семейные ценности и приоритеты способны коренным образом изменить жизнь человека.
Анализируя биографию Джо Флома, преуспевающего нью-йоркского адвоката, автор изучил историю его семьи. Детство Джо прошло в бедности: его родители иммигрировали в Америку из Восточной Европы и зарабатывали на жизнь, изготавливая аппликации и плечики для женской одежды. Будучи способным и прилежным учеником, Джо смог поступить в престижную государственную школу, а его родители сумели создать собственное швейное предприятие и стать независимыми. Они работали по 18 часов в сутки и сделали все, чтобы Джо, который с шести лет мечтал о карьере юриста, получил хорошее образование. После школы он поступил в Гарвард и стал лучшим студентом курса, а мог бы ходить по улицам и продавать фартуки, сшитые матерью.
Заключение
Успех — это совокупность разнообразных факторов: благоприятных обстоятельств, трудолюбия, способностей, культурных и исторических особенностей. От нас требуется замечать и использовать благоприятные возможности и усердно трудиться.
Иногда успех зависит не только от года, но и от месяца рождения. У вас больше возможностей стать знаменитым английским футболистом, если вы родились в начале календарного года, и вам проще пробиться в НХЛ, если ваш день рождения приходится на первые месяцы года.
Многие случайности в нашей жизни совсем не случайны: знаменитые люди часто рассказывают о том, что в нужный момент они встречали правильных людей и оказывались там, где и должны были быть.
Иногда проблемы и испытания оказываются тем самым компонентом успеха: если бы Елене Исинбаевой не пришлось уйти из спортивной гимнастики из-за высокого роста, у российской олимпийской сборной не было бы золотых медалей по прыжкам с шестом.
Упорный труд — обязательный элемент успеха, а стать настоящим профессионалом можно, только если вы потратили на дело жизни не менее 10 000 часов, вне зависимости от того, занимаетесь вы спортом, музыкой или наукой.
Врожденные особенности, культурный фон, а также традиции и история семьи играют важную роль в жизни любого человека. Несомненно, выпускник университета с высоким IQ имеет больше шансов найти высокооплачиваемую работу, чем тот, кого выгнали из средней школы. Однако сам по себе высокий интеллект не делает человека успешным, так же как высокий рост не гарантирует карьеры в баскетболе.
Культурные и этнические особенности могут как помогать человеку в личной жизни и профессиональной деятельности, так и вредить ему и окружающим, а такие показатели, как «уровень обособленности», «избегание неопределенности» и «индекс дистанции власти» могут многое сказать о выходце из той или иной страны.