Моменты и правила в шахматах, которые должен знать любой игрок.
Рокиро́вка — особый ход в шахматах, заключающийся в горизонтальном перемещении короляв сторону ладьи своего цвета на 2 клетки и затем ладьи на соседнюю с королём клетку по другую сторону от короля. Каждая из сторон может сделать одну рокировку в течение партии.
Смысл рокировки в том, что она позволяет одним ходом значительно изменить позицию короля (переместив его в менее опасное место), одновременно выводя на центральные вертикали сильную фигуру — ладью.
Рокировка возможна в двух направлениях — в сторону королевского фланга (в короткую сторону) и в сторону ферзевого фланга (в длинную сторону). При короткой рокировке король оказывается на начальной позиции коня, ладья — на позиции королевского слона. При длинной — король на позиции ферзевого слона, ладья на начальной позиции ферзя
Примеры осуществления рокировки:
ú Короткая рокировка
ú Длинная рокировка
Правила, по которым осуществляется рокировка:
1. Рокировка может осуществляться только при условии, что ладья и король до этого не ходили
2. Нельзя делать рокировку, если король находится под шахом
3. Нельзя делать рокировку, если король при этом будет проходить через битое поле (При длинной рокировке, ладья может проходить через битое поле)
Примеры, когда рокировка невозможна:
ú Король под шахом
ú Битое поле
Случай, когда рокировку делать можно (через битое поле проходит только ладья, «король все время находится в безопасности»):
ú Нет препятствий для рокировки
Правило взятия на проходе:
В шахматах взятие на проходе означает специальный ход пешки, при котором она берёт пешку противника, перемещённую сразу на два поля. Но под боем оказывается не то поле, на котором остановилась вторая пешка, а то, которое было пересечено ею. Первая пешка завершает взятие именно на этом, пересечённом поле, как если бы пешка противника переместилась лишь на одно поле.
Подобная ситуация становится возможной только в тех случаях, когда пешка располагается на пятой (для белых пешек) или четвёртой (для чёрных пешек) горизонтали, а поле, которое пересекает пешка противника, находится у неё под боем. Взятие пешки противника может осуществляться только сразу после её перемещения на два поля. Совершать взятие на проходе можно только ответным ходом, иначе право взятия на проходе теряется.
Взять на проходе может только пешка, но не фигура противника.
Основные принципы разыгрывания дебюта:
1. Захватывать центр
2. Выводить все легкие фигуры (по возможности)
3. Сделать рокировку
4. Не ходить одной и той же легкой фигурой несколько раз, пока не развиты (выведены) остальные, если этого не требует ситуация (пример: нападение пешкой на вашу легкую фигуру)
Шахматистам также необходимо знать, как не «продешевить» при размене. Для этого необходимо знать приблизительную ценность фигур. Возьмем пешку за условную единицу, тогда стоимость фигур следующая:
1. Конь – 3 пешки
2. Слон – 3 пешки
3. Ладья – 5 пешек
4. Ферзь – 9-10 пешек