Усиление передней и задней подвесок
======================== 35 =========================
В авторалли наибольшую нагрузку испытывает ходо-
вая часть автомобиля. Зато именно эти соревнования да-
ют возможность досконально проверить техническое со-
вершенство конструкции автомобиля или вносимых изме-
нений.
Многолетний опыт подготовки к ралли «Москвичей»
и анализ различных поломок позволяют дать рекоменда-
ции по усилению поперечины передней подвески, нижне-
го и верхнего рычагов (рис. 15, 16, 17).
Верхние рычаги лучше использовать не с резьбовыми
втулками, а с резиновыми сайлент-блоками последней
конструкции. Кроме того, ось верхнего рычага должна
иметь отверстия под болты М12, а не М10 прежних кон-
струкций. Встречались случаи обрыва болтов диамет-
ром 10 мм.
Жесткие пружины и тугие амортизаторы - повышают
нагрузки на сайлент - блоки верхних и нижних рычагов,
поэтому за ними надо тщательно следить и при каждой
замене пружины передней подвески не забывать сначала,
слегка ослабить гайки, затягивающие сайлент - блоки.
Рис. 15. Усиление поперечины передней подвески:
1 – ребро; 2 – ребро наружное; 3 – накладка;
4 – усиленные непрерывные сварные швы.
======================== 36 =========================
Нельзя также излишне затягивать гайки, крепящие
подшипники ступиц передних колес. Если гайкой ступи-
цы не удается совсем убрать люфт, то лучше его оста-
вить, чем перетянуть подшипник.
Применяемая обычно смазка подшипников затруд-
Рис. 16. Усиленный нижний рычаг передней подвески:
1 – пластина; 2 – кронштейн дополнительного амортизатора.
Рис. 17. Верхний рычаг передней подвески:
а – серийный; б – усиленный. Цифрой показан пруток
диаметром 10-12 мм.
няет свободное вращение колеса. Поэтому чисто вымы-
тые в бензине подшипники и ступицы можно смазать
незначительным количеством касторового масла не-
сколько капель на каждый подшипник. Обновлять смаз-
======================== 37 =========================
ку рекомендуется через каждые 3000-4000 км.
Что касается задней подвески, то, если попытаться
оценить готовность серийных автомобилей ВАЗ и «Моск-
вич» к раллийной езде, предпочтение, пожалуй, можно
отдать «Москвичу».
При ходе отдачи задней подвески (более резком под
действием сжатой пружины, чем под действием распрям-
ляющейся рессоры) наибольшее удаление кузова от зад-
него моста у «Москвича» определяется свободно провис-
шей рессорой. При этом растянутый задний амортиза-
тор имеет еще некоторый запас хода.
У автомобилей ВАЗ роль ограничителя хода отдачи
заднего моста выполняют задние амортизаторы, имею-
щие специальное буферное устройство внутри. Однако
способ крепления верхней точки амортизатора на кон-
сольном кронштейне, приваренном к кузову, не пред-
ставляемся достаточно надежным. Встречались случаи
поломки этих кронштейнов во время соревновании. Опас-
ность в этом случае даже не в том, что автомобиль ос-
тается без амортизатора, а в том, что при проезде оче-
редной ямы может оборваться тормозной шланг, ибо он
остается единственным СВЯЗУЮЩИМ звеном между задним
мостом и кузовом. Во избежание этого мы опробовали
в ряде соревнований установку дополнительной скобы
и ограничительных ремней (как на автомобиле УАЗ);
желательно также уменьшить удары редуктора о рези-
новый буфер. Поэтому лучше основную нагрузку пере-
нести на резиновые буфера, крепящиеся к днищу кузова
внутри пружин, но приподняв их на 20 мм путем подкла-
дывания специально изготовленной шайбы из любого ма-
териала.
Эластичность задней подвески, обеспечивающая ком-
фортабельную езду по хорошим дорогам, становится
причиной раскачки автомобиля на трассе ралли, ухуд-
шения устойчивости или каких-либо поломок при много-
кратных срабатываниях подвески до упора в ограничи-
тельные буфера.
Для уверенной езды по трассе, изобилующей трамп-
выбоинами и другими препятствиями, на автомобиль
======================== 38 =========================
«Москвич» можно ставить рессоры с дополни-
Рис. 18. Установка двух задних амортизаторов с одной стороны.
Рис. 19. Спаренная площадка рессоры для установки двух
амортизаторов с одной стороны:
1 – вторая накладка; 2 – палец амортизатора.
======================== 39 =========================
тельным седьмым подкоренным листом (его роль может
выполнять дополнительный коренной лист с разогнуты-
ми ушками), а еще лучше поставить рессоры от автомо-
биля М-426 с кузовом «Универсал». Хотя эти рессоры
короче, но изменение угла работы задней серьги креп-
ления отрицательного эффекта не дает.
Кроме того, испытана конструкция задней подвески
с двумя амортизаторами с каждой стороны (рис. 18).
Достоинство такого решения несомненно, так как отпа-
дает необходимость в переделках серийных амортизато-
ров. Двойное количество амортизаторов (рис. 19) дает
прекрасный эффект как с более жесткими рессорами,
так и со стандартными.
Верхняя точка крепления дополнительного амортиза-
тора выполнена при помощи обычного кронштейна, но
изнутри кузова (под задним сиденьем) нужно проложить
уголок 25х25, чтобы не вырвало болты крепления через
днище кузова.