II. Освоение нового содержания и его применение. I. Актуализация знаний.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

– Отгадайте загадки:

1) Сиренью пахнет, небо ясно,

Трава нежна и зелена.

И в сарафане ярко-красном

Шагает по земле... (весна).

2) Посмотрите, что за сказка?

Все вокруг в цветах и в красках.

Сколько золотого света!

Ну конечно, это – ... (лето).

3) Серые тучи по небу плывут.

Клин журавлей улетает на юг.

В небо взметнулись верхушки сосен.

Бродит уныло за окнами... (осень).

4) Снег танцует и кружится.

Королева-вьюга мчится

На санях, а с ней сама

Раскрасавица... (зима).

– Что объединяет все слова-отгадки? (Это четыре времени года.)

– Сегодня на уроке мы рассмотрим сезонные изменения в природе в разные времена года.

II. Освоение нового содержания и его применение.

1. Работа по учебнику (с. 24–25).

– Рассмотрите рисунки на с. 24–25. Что объединяет эти рисунки? (На них изображена одна и та же местность в разное время года.)

– Что вы видите на этих рисунках? (На переднем плане реку, поле, березу, кустарники, зайца. На заднем плане – лес, небо, солнце.)

– Чем отличаются рисунки? (Рисунки показывают одну местность в разное время года.)

– По каким признакам вы узнали время года на каждом рисунке? На каком рисунке изображена весна? Докажите. (Грачи на пашне, деревья и кустарники только одеваются листвой, на поляне сидит маленький зайчонок.)

– Что делает семья грачей? (Строит гнездо.)

– По каким признакам узнали лето? (Деревья в пышном зеленом наряде, на полях зреет урожай, зайчонок превратился в бурого подросшего зайца.)

– Какие приметы осени мы видим на следующем рисунке? (Пожелтевшая листва, листопад, улетают птицы, идет уборка урожая на поле, заяц стал серо-белым.)

– По каким признакам узнали на рисунке зиму? (Деревья голые, река покрыта льдом, поле запорошено снегом, заяц в белой шубке.)

– Отгадайте загадку:

Один костер весь мир согревает.

(Солнце.)

– Обратите внимание на высоту солнца над землей в разное время года, но в одно и то же время суток. Когда оно высоко в небе, когда – низко?

– Количество солнечного света и тепла, поступающего на землю, неодинаково. Чем выше солнце над земной поверхностью, тем круче падают его лучи, тем лучше согревают, припекают землю; чем ниже солнце над земной поверхностью, тем меньше тепла, потому что лучи как бы скользят по поверхности земли, плохо ее согревают, и становится холоднее.

2. Фронтальная работа по теме «Названия месяцев года».

– Какой из рисунков в учебнике близок к тому, что вы видите в природе сегодня?

– Найдите осенний пейзаж и назовите осенние месяцы.

ВСПОМНИМ НАЗВАНИЯ 12 МЕСЯЦЕВ

Во многих странах и у нас тоже месяцы называют так, как это придумали в одном древнем городе – Риме. Римляне придумали эти названия не сразу, а постепенно. Вначале они называли месяцы просто по номерам: первый, второй, третий, а считать начинали с марта. Только они считали на своем языке, на латыни. И получалось у них примерно так: примидилис, дуодилис, тридилис, квартидилис, квинтилис, секстилис, октобер, новембер, децембер.

Слышите что-то очень знакомое? А потом римляне некоторые месяцы переименовали в честь своих богов и императоров, в честь своих праздников.

Итак, первый месяц года – январь. Этот месяц назван в честь любимого в Риме бога времени, покровителя путешественников и моряков, – Януса.

Февраль. В середине этого месяца римляне справляли большой праздник – День очищения от всех грехов и плохих поступков. Этот праздник они назвали Днес фербутус, а потом и весь месяц стали называть Фебруарис, а по-русски – февраль.

Март. Римляне назвали этот месяц Мартусом в честь римского бога войны Марса.

Апрель. На латинском языке «априкус» значит «согретый солнцем», а «априре» – «открывать», «расцветать». Правда, подходит для весеннего месяца?

Май. Назван в честь древнеиталийской богини земли Майи. 1 мая ей приносились жертвы.

Июнь.Названв честь богини весны и гор Юноны, жены владыки Юпитера.

Июль. Он назван в честь римского императора Юлия Цезаря.

Август. Назван в честь римского императора Октавиана Августа.

Сентябрь. Септембер по-латыни значит «седьмой». Помните, римляне начинали считать месяцы не с января, как это делаем мы, а с марта. Поэтому и номера месяцев у них были не такие, как у нас.

Октябрь. Октобер по-латыни – «восьмой».

Ноябрь. Новембер значит «девятый».

Декабрь. Децембер значит «десятый».

У тропинки, у тропы

За ночь выросли грибы:

Подосиновик – с осинку,

Подберезовик – с березку,

А опенок – как бочонок,

А маслята – как ребята.

3. Работа в печатной тетради (задание 17).

– Выберите одежду и обувь для уроков на воздухе в осенние дни. Раскрасьте эти рисунки.

– Дорисуйте те предметы, которые могут пригодиться на уроке-экскурсии. (Лупа, карандаши, блокнот, пакет для сбора семян и опавших листьев, лопаточка, аптечка, бутылочки с водой, разовые стаканчики.)

4. Фронтальная беседа по теме «Народные приметы».

– Какие народные приметы о временах года вы знаете?

• О марте месяце. зазвенели ручьи. Прилетели грачи.

• О первых теплых весенних днях. В свой дом-улей пчела первый мед принесла.

• О первых летних месяцах. липа цветет. Рожь колосится. Золотится пшеница.

• Об осени. Утки летят дугой, гуси – шеренгой, а журавли – клином. И куда все торопятся?

• О лете. «Не зонтики ребятки открыли под дождем. Зацвел на нашей грядке укроп июльским днем». (В. Мусатов.)

– А какие приметы осени знаете вы?

– А приметы зимы?

Наши рекомендации