II. Освоение нового содержания и его применение. I. Актуализация знаний.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
– Отгадайте загадки:
1) Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном
Шагает по земле... (весна).
2) Посмотрите, что за сказка?
Все вокруг в цветах и в красках.
Сколько золотого света!
Ну конечно, это – ... (лето).
3) Серые тучи по небу плывут.
Клин журавлей улетает на юг.
В небо взметнулись верхушки сосен.
Бродит уныло за окнами... (осень).
4) Снег танцует и кружится.
Королева-вьюга мчится
На санях, а с ней сама
Раскрасавица... (зима).
– Что объединяет все слова-отгадки? (Это четыре времени года.)
– Сегодня на уроке мы рассмотрим сезонные изменения в природе в разные времена года.
II. Освоение нового содержания и его применение.
1. Работа по учебнику (с. 24–25).
– Рассмотрите рисунки на с. 24–25. Что объединяет эти рисунки? (На них изображена одна и та же местность в разное время года.)
– Что вы видите на этих рисунках? (На переднем плане реку, поле, березу, кустарники, зайца. На заднем плане – лес, небо, солнце.)
– Чем отличаются рисунки? (Рисунки показывают одну местность в разное время года.)
– По каким признакам вы узнали время года на каждом рисунке? На каком рисунке изображена весна? Докажите. (Грачи на пашне, деревья и кустарники только одеваются листвой, на поляне сидит маленький зайчонок.)
– Что делает семья грачей? (Строит гнездо.)
– По каким признакам узнали лето? (Деревья в пышном зеленом наряде, на полях зреет урожай, зайчонок превратился в бурого подросшего зайца.)
– Какие приметы осени мы видим на следующем рисунке? (Пожелтевшая листва, листопад, улетают птицы, идет уборка урожая на поле, заяц стал серо-белым.)
– По каким признакам узнали на рисунке зиму? (Деревья голые, река покрыта льдом, поле запорошено снегом, заяц в белой шубке.)
– Отгадайте загадку:
Один костер весь мир согревает.
(Солнце.)
– Обратите внимание на высоту солнца над землей в разное время года, но в одно и то же время суток. Когда оно высоко в небе, когда – низко?
– Количество солнечного света и тепла, поступающего на землю, неодинаково. Чем выше солнце над земной поверхностью, тем круче падают его лучи, тем лучше согревают, припекают землю; чем ниже солнце над земной поверхностью, тем меньше тепла, потому что лучи как бы скользят по поверхности земли, плохо ее согревают, и становится холоднее.
2. Фронтальная работа по теме «Названия месяцев года».
– Какой из рисунков в учебнике близок к тому, что вы видите в природе сегодня?
– Найдите осенний пейзаж и назовите осенние месяцы.
ВСПОМНИМ НАЗВАНИЯ 12 МЕСЯЦЕВ
Во многих странах и у нас тоже месяцы называют так, как это придумали в одном древнем городе – Риме. Римляне придумали эти названия не сразу, а постепенно. Вначале они называли месяцы просто по номерам: первый, второй, третий, а считать начинали с марта. Только они считали на своем языке, на латыни. И получалось у них примерно так: примидилис, дуодилис, тридилис, квартидилис, квинтилис, секстилис, октобер, новембер, децембер.
Слышите что-то очень знакомое? А потом римляне некоторые месяцы переименовали в честь своих богов и императоров, в честь своих праздников.
Итак, первый месяц года – январь. Этот месяц назван в честь любимого в Риме бога времени, покровителя путешественников и моряков, – Януса.
Февраль. В середине этого месяца римляне справляли большой праздник – День очищения от всех грехов и плохих поступков. Этот праздник они назвали Днес фербутус, а потом и весь месяц стали называть Фебруарис, а по-русски – февраль.
Март. Римляне назвали этот месяц Мартусом в честь римского бога войны Марса.
Апрель. На латинском языке «априкус» значит «согретый солнцем», а «априре» – «открывать», «расцветать». Правда, подходит для весеннего месяца?
Май. Назван в честь древнеиталийской богини земли Майи. 1 мая ей приносились жертвы.
Июнь.Названв честь богини весны и гор Юноны, жены владыки Юпитера.
Июль. Он назван в честь римского императора Юлия Цезаря.
Август. Назван в честь римского императора Октавиана Августа.
Сентябрь. Септембер по-латыни значит «седьмой». Помните, римляне начинали считать месяцы не с января, как это делаем мы, а с марта. Поэтому и номера месяцев у них были не такие, как у нас.
Октябрь. Октобер по-латыни – «восьмой».
Ноябрь. Новембер значит «девятый».
Декабрь. Децембер значит «десятый».
У тропинки, у тропы
За ночь выросли грибы:
Подосиновик – с осинку,
Подберезовик – с березку,
А опенок – как бочонок,
А маслята – как ребята.
3. Работа в печатной тетради (задание 17).
– Выберите одежду и обувь для уроков на воздухе в осенние дни. Раскрасьте эти рисунки.
– Дорисуйте те предметы, которые могут пригодиться на уроке-экскурсии. (Лупа, карандаши, блокнот, пакет для сбора семян и опавших листьев, лопаточка, аптечка, бутылочки с водой, разовые стаканчики.)
4. Фронтальная беседа по теме «Народные приметы».
– Какие народные приметы о временах года вы знаете?
• О марте месяце. зазвенели ручьи. Прилетели грачи.
• О первых теплых весенних днях. В свой дом-улей пчела первый мед принесла.
• О первых летних месяцах. липа цветет. Рожь колосится. Золотится пшеница.
• Об осени. Утки летят дугой, гуси – шеренгой, а журавли – клином. И куда все торопятся?
• О лете. «Не зонтики ребятки открыли под дождем. Зацвел на нашей грядке укроп июльским днем». (В. Мусатов.)
– А какие приметы осени знаете вы?
– А приметы зимы?