Б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа

9. Произнесение на одном выдохе одинаковых слогов:

а) ФА-ФА, ХА-ХА...

Б) ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА...

в) ФА-ФА ------ ФА-ФА-ФА

ХА-ХА ------ ХА-ХА-ХА

10. Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными:

а) ХА-ХО-ХИ
ХО-ХИ-ХА
ХИ-ХА-ХО

б) ФА-ФО-ФУ-ФЫ
ФО-ФУ-ФЫ-ФА
ФУ-ФЫ-ФА-ФО
ФЫ-ФА-ФА-ФУ

Примечание: звуки X, Ф берутся т. к. они наиболее легкие в произношении и практически почти всегда бездефектны.

б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru 3. Развитие движений кистей и пальцев

Рук

Исследователями разных стран установлено, а практикой под­тверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возраст­ной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важ­нейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, спо­собствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, по­вышающим работоспособность коры головного мозга, стимулиру­ющим развитие мышления ребенка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих уп­ражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенной вна­чале выполняются пассивно, с помощью взрослых в медленном тем­пе. Темп и количество повторений постепенно увеличиваются.

Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобрази­тельной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, де­рева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).

Особое место в развитии тонкой моторики занимает система­тическая работа с ножницами (резание по контуру, вырезывание предметов по контуру «на глаз»).

Примерный комплекс и образцы упражнений для пальчиковой гимнастики

(упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз)

б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru 1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны), (рис. 9а,б).

б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru

Рис. 9

Рис. 10

а)

6)

2. Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди, (рис. 10 а,б).

б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru





           
    б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru
  б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru
      б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru
 
 

б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru
б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru

б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru

б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru

б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru 3. Упражнения с «замком» (пальцы переплетены, ладони сжа­ты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-вле­во, разжимание пальцев, не расцепляя «замка» - «СОЛНЕЧ­НЫЕ ЛУЧИ»,(рис. 11а,б).

б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru

Рис. 11

4. Упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопро­тивления:

наклоны вправо-влево, вперед-назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вы­тянуты вперед), (рис. 12а,б,в,г).

б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru

б)

Рис. 12

Рис. 12

б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru

Рис. 15

5. «НОЖНИЦЫ» - разведение
пальцев в стороны и сведение
вместе сначала одной, затем
другой руки, затем обеих рук
вместе, (рис. 13).

6. «КОГОТКИ» - сильное полусги­бание и разгибание пальцев,
(рис. 14).

7. Надавливание ладонью одной
руки на сомкнутые пальцы дру­гой, преодолевая сопротивле­ние, (рис. 15).

Рис. 13

Рис. 14





       
    б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru
  б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru
 

б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru

б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru

8. б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru Прогибание ладони одной руки
полусжатым кулаком другой с
преодолением сопротивления,
(рис. 16).

9. Вращение больших пальцев
(пальцы, кроме больших, сцеп­
лены в замок), затем сильно сжи­мать подушечки больших паль­цев, (рис. 17).

10. Сгибание и разгиба­ние пальцев по оче­реди, начиная с ми­зинца, затем с боль­шого, в кулак (одной
руки, другой, двух
одновременно),
(рис.18a,б).

Рис. 18

Рис. 17

б)


б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru
Рис. 19

11. «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ»- соприкосновение подуше­
чек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двух
одновременно).

12. «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВА­ЮТСЯ»- соприкоснове­ние по очереди подуше­чек пальцев правой и ле­вой руки (большой с большим, указательный с
указательным и т.д.),
(рис. 19), а затем «КРЕП­
КОЕ РУКОПОЖАТИЕ»-
надавливание подушечек
пальчиков.

13. «КУЛАК — КОЛЬЦО»- пальцы одной руки сжимаются в ку­лак, а пальцы другой по очереди с большим образуют коль­цо, затем положения рук меняются

14.«КУЛАК —ЛАДОНЬ»- руки вытянуты вперед на уровне гру­ди.

Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладо­нью вниз, затем положение рук меняется.

Упражнения для пальчиковой гимнастики за столом

1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.

2. Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками
и поочередно.

3. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук
лежат на столе):

а) правой руки,

б) левой руки,

в) обеих рук одновременно.



б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru

б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru
б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru

б) ауи, аиу.уаи. уиа, аои, аио, оаи, оиа - student2.ru

4. Имитация игры на пианино.

5. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).

6. «БЕГАЮТ ЧЕЛОВЕЧКИ»(указательный и средний пальцы
правой, затем левой, потом обеих рук).

7. «ФУТБОЛ»- забивание шариков, палочек одним, двумя
пальцами.

8. Поочередная смена положения рук «КУЛАК - ЛАДОНЬ -
РЕБРО».

Выполняется сначала правой, затем левой, потом двумя ру­ками вместе. Порядок движений меняется.

9. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверх­ность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а пос­ле этого обеими руками одновременно.

10. Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу
одной, другой руки, а затем обеих рук одновременно.

Наши рекомендации