Ронштейны и выкружки гребных валов
У двух- и трёхвинтовых судов гребные валы по бортам выходят из наружной обшивки. Без подкреплений эти валы вследствие собственного веса работали бы неравномерно, поэтому они обычно поддерживаются кронштейнами или выкружками гребных валов (рис. 5.67).
|
Кронштейны в основном бывают литыми и, реже, сварными, однолапыми и двулапыми. Площадь каждой лапы двулапого кронштейна принимают равной не менее чем 60 % пло-щади поперечного сечения гребного вала. Кронштейны гребных валов должны оказы-вать минимальное сопротивление и обеспечи-вать безвихревое подтекание воды к гребным винтам; поэтому их лапы имеют эллипти-ческое, параболическое или обтекаемое попе-речное сечение. Гребной вал расположен в ступице, лапы которой идут под углом при-мерно 90° друг к другу. Осевые линии лап должны пересекаться на оси гребного винта. Лапы кронштейнов гребного вала либо укреплены на наружной обшивке с помощью широких литых фланцев, либо проведены через наружную обшивку и соединены с флорами или шпангоутами и с наружной обшивкой (рис. 5.68).
Д е й д в у д н а я т р у б а (рис.5.69) служит для поддержания гребного вала и обеспечения водонепроницаемости в том месте, где он выходит из корпуса. Одним концом труба соединяется с переборкой ахтерпика, а другим — с яблоком ахтерштевня. В месте соединения с переборкой ахтерпика устанавливают сальник. В дейдвудную трубу вставляют бронзовую или латунную втулку, в которой создают две опорные поверхности — подшипники скольжения, служащие опорами гребного вала. Для уменьшения вибрации, возникающей при работе гребного вала, трубу жёстко соединяют с флорами, которые в этом районе делают утолщёнными.
М о р т и р ы (рис. 5.70) обеспечивают непроницаемость в месте выхода из корпуса бортовых гребных валов многовальных судов. В зависимости от формы кормовой оконечности гребной вал выходит из корпуса судна под более или менее острым углом к наружной обшивке. До выхода из корпуса судна гребные валы защищены выкружками (мортирами). Мортиры представляют собой трубы с фланцами, отлитыми по обводу корпуса в месте выхода вала. Фланец мортиры приваривают к наружной обшивке корпуса. Иногда мортиры делают сварными из кованых и литых частей. Непроницаемость обеспечивают сальником такого же типа, что и у дейдвудной трубы, который устанавливают на носовом конце мортиры. В отличие от кронштейнов мортиры могут доводиться почти до ступицы гребного винта и, таким образом, защищают гребной вал от морской воды (коррозии). Выкружки гребного вала плавно переходят в корпус судна. В качестве опоры гребного вала и как кормовой сальник выкружки использован однолапый кронштейн, который сварен с наружной обшивкой и флорами. В начале выкружки гребного вала трюмные шпангоуты принимают форму выкружки; конечный участок выкружки усилен листовыми рёбрами, которые переходят во флоры или присоединяются к шпангоутам.
оридор гребного вала
Коридор гребного вала должен защищать валопровод, а также его подшипники от
повреждений. От кормовой переборки машинного отделения до ахтерпиковой переборки он выполнен водонепроницаемым (рис. 5.67, с). Высоту и ширину коридора гребного вала выбирают такими, чтобы вал, подшипники вала и сальник были доступными. Размеры поперечного сечения гребного вала составляют в зависимости от размеров судна от 1,5 х 1,2 до 2,5 х 1,8 м. Если поперечное сечение коридора при острых кормовых обводах не может быть выдержано до ахтерпиковой переборки, то коридор заканчивается рецессом. Это пространство, которое образуется в нос от водонепроницаемой переборки между концом коридора гребного вала и наружной обшивкой и по направлению вверх до водонепроницаемой палубы. В коридор гребного вала можно попасть из машинного отделения через водонепроницаемую дверь. В конце коридора, у ахтерпиковой переборки имеется аварийный выход, который кончается выше палубы переборок. Коридор гребного вала состоит из листов с приваренными к ним рёбрами жёсткости. Потолок коридора для достижения большей прочности обычно выполняют сферическим; только если рядом с коридором расположены цистерны или если потолок коридора одновременно является частью палубы, его выполняют горизонтальным.
ундаменты и крепления
Главные, вспомогательные, палубные и другие механизмы и агрегаты, предметы оборудования, детали устройств и т. п. устанавливают на фундамента х, которые помимо веса установленного на них оборудования должны воспринимать также усилия от сил инерции, образующихся при качке судна, а для большинства механизмов и от неуравновешенных усилий, возникающих при их работе (рис. 5.71) .
Эти фундаменты передают воспринимаемые ими усилия на корпусные конструкции, обладающие большой жёсткостью по отношению к усилиям, действующим в их плоскости. Поэтому в местах установки фундаментов перекрытия обычно усиливают специальными подкреплениями, т. е. добавочными связями или утолщениями элементов конструкции.
|
Фундаменты главных механизмов (рис. 5.72) представляют собой продольные балки с опорными горизонтальными полосами, на которые ставят лапы или раму главного двигателя. Эти балки располагают в плоскости днищевых стрингеров и связывают одну с другой на каждом шпангоуте поперечными бракетами, а с наружной стороны подкрепляют кницами. Если же основные балки фундамента почему-либо поставить в плоскости днищевых стрингеров и флоров нельзя, то под настилом второго дна устанавливают дополнительные стрингеры меньшей высоты, а флоры не на всю ширину судна. В этом случае их называют полустрингерами и полуфлорами.
На небольших судах с одинарным дном фундамент для главного двигателя, как правило, не устанавливают. Двигатель крепится к опорным листам высоких флоров, форма которых соответствует форме поддона картера.
Фундамент упорного подшипника, который дол-жен воспринимать аксиальный упор гребного винта, тоже прочно соединён с днищем судна. Если упор-ный подшипник не образует с фундаментом главного двигателя единый узел, то в соответствии с возни-кающими усилиями упора под упорным подшип-ником устанавливают дополнительные стрингеры и бракеты.
Фундаменты под котлы аналогичны фунда-ментам под главные механизмы. Особенностью их является наличие опор, предотвращающих смещение котлов с фундаментов под действием сил инерции при качке, которые из-за значительной массы котлов могут достигать большой величины (рис. 5.71, с, d).
Конструкция фундаментов под вспомогатель-ные механизмы зависит от их типа и места установки, а также формы фундаментной рамы. Фундаменты под механизмы, устанавливаемые на настиле второго дна, платформах и палубах, изготовляют из листов; они представляют собой рамы с опорными площадками, подкреплёнными вертикальными бракетами. Фундаменты механизмов, устанавливаемых на переборках и бортах, обычно выполняют в виде кронштейнов. Небольшие механизмы и предметы оборудования устанавливают на так называемые крепления, состоящие из одного-двух отрезков металла (углового профиля), приваренного к корпусу судна.
Во всех случаях конструкция фундаментов под вспомогательные механизмы должна обеспечивать прочное крепление механизма и не вызывать местной вибрации корпусных конструкций.