Роль темперамента во влиянии стресса на эффективность деятельности
Уровень достижений в соревнованиях и темперамент. Вкакой степени свойства типа нервной системы и темперамента обусловливают успех деятельности спортсменов в условиях соревновательного стресса? Каков характер и направление их влияния? Чтобы ответить на эти вопросы, было проведено несколько экспериментальных исследований (Б. А. Вяткин, 1972, 1974). В одном из них изучалось влияние стресса в связи с индивидуальными различиями по таким свойствам темперамента, как тревожность, импульсивность, эмоциональная возбудимость, ригидность, экстраверсия — интроверсия, эмоциональная устойчивость. Испытуемыми были спортсменки 15—18 лет, занимавшиеся художественной гимнастикой и выступавшие по программе I разряда, кандидатов в мастера и мастеров спорта СССР.
Для выявления влияния соревновательного стресса необходимо было проследить за уровнем достижений спортсменок, которого они добились в условиях тренировки и соревнований. Для этого сравнивались результаты, показанные спортсменками на контрольной тренировке («прогоне») за два-три дня до соревнований, с результатами, показанными ими на ответственных соревнованиях. Одновременно с показателями деятельности фиксировались показатели силы мотивации и уровня нервно-психического напряжения. Полученные результаты обрабатывались методом факторного анализа.
Таблица 12 представляет собой исходную матрицу интеркорреляций. В нее включены следующие переменные:
1) тревожность;
2) эмоциональная возбудимость;
3) импульсивность;
4) сила соревновательной мотивации;
5) уровень стресса (по данным самоотчета);
6) уровень стресса (по данным тремора);
7) уровень стресса (по данным наблюдений за внешними проявлениями);
8) результат спортсменки в тренировке (в баллах);
9) результат спортсменки в соревнованиях (в баллах);
10) степень улучшения — ухудшения результата в соревнованиях по сравнению с тренировкой (в%).
Таблица 12
Ранговые интеркорреляции
(Б. А. Вяткин, 1974)
№ п/п | ||||||||||
0,20 | 0,31 | -0,20 | 0,25 | -0,30 | 0,01 | 0,39* | 0,10 | 0,08 | ||
0,18 | 0,05 | 0,02 | 0,05 | 0,45* | 0,29 | 0,08 | -0,06 | |||
-0,06 | 0,26 | -0,19 | 0,09 | 0,47* | 0,21 | -0,45* | ||||
0,37* | 0,38* | -0,09 | 0,05 | 0,17 | -0,28 | |||||
-0,30 | -0,12 | 0,42* | 0,23 | -0,12 | ||||||
0,23 | 0,01 | 0,21 | 0,41* | |||||||
0,03 | -0,33 | -0,22 | ||||||||
0,59* | -0,28 | |||||||||
0,38* | ||||||||||
* — значимые коэффициенты корреляций.
Обращает на себя внимание наличие положительной и достоверной корреляции между показателями тревожности (1), импульсивности (3) и результатом спортсменок в условиях тренировки (8). Видимо, определенные стороны деятельности спортсменок, обусловленные этими свойствами, положительно влияют на продуктивность деятельности в данных условиях. Особый интерес представляет значимая положительная корреляция между показателями силы мотивации (4) и уровня стресса по данным тремора (6) и самоотчета (5), поскольку подтверждается факт повышения нервно-психического напряжения под влиянием усиления активности мотивации.
В результате факторного анализа было выделено 2 значимых фактора (табл. 13).
Таблица 13
Итоговые данные факторного анализа (Б. А. Вяткин, 1974)
Переменные | Факторы | |
ІІ | ||
0,396 | 0,154 | |
0,581 | 0,663 | |
0,411 | —0,693 | |
—0,458 | 0,665 | |
0,324 | 0,102 | |
0,269 | —0,168 | |
0,340 | 0,624 | |
0,160 | 0,281 | |
0,655 | 0,143 | |
0,301 | —0,559 |
Как видно из таблицы, в первый фактор вошли показатели свойств темперамента, силы мотивации (с отрицательным знаком) и результаты спортсменок в соревновании. Очевидно, что только при малой активности мотивации и, следовательно, при низком уровне стресса лица тревожные, эмоционально возбудимые и импульсивные показывают достаточно высокие результаты в соревнованиях. Во второй фактор вошли показатели эмоциональной возбудимости, неимпульсивности, активности мотивации, стресса и ухудшения результатов спортсменок в соревнованиях по сравнению с тренировкой. Это значит, что высокая эмоциональная возбудимость и импульсивность при высоком уровне стресса отрицательно влияют на уровень достижений спортсменок, ухудшая их тренировочные результаты.
Прямое сравнение результатов спортсменок, выступавших в первенстве РСФСР по художественной гимнастике (Пермь, 1974 г.), с результатами, показанными ими в условиях тренировки, показывает, что ухудшение или улучшение тренировочных результатов в соревнованиях при одном и том же уровне стресса обусловлено индивидуальными различиями в свойствах темперамента (табл. 14).
Таблица 14