Роль темперамента во влиянии стресса на эффективность деятельности

Уровень достижений в соревнованиях и темперамент. Вкакой степени свойства типа нервной системы и темперамента обусловливают успех деятельности спортсменов в условиях соревновательного стресса? Каков характер и направление их влияния? Чтобы ответить на эти вопросы, было проведено несколько экспериментальных исследований (Б. А. Вяткин, 1972, 1974). В одном из них изучалось влияние стресса в связи с индивидуальными различиями по таким свойствам темперамента, как тревожность, импульсивность, эмоциональная возбудимость, ригидность, экстраверсия — интроверсия, эмоциональная устойчивость. Испытуемыми были спортсменки 15—18 лет, занимавшиеся художественной гимнастикой и выступавшие по программе I разряда, кандидатов в мастера и мастеров спорта СССР.

Для выявления влияния соревновательного стресса необходимо было проследить за уровнем достижений спортсменок, которого они добились в условиях тренировки и соревнований. Для этого сравнивались результаты, показанные спортсменками на контрольной тренировке («прогоне») за два-три дня до соревнований, с результатами, показанными ими на ответственных соревнованиях. Одновременно с показателями деятельности фиксировались показатели силы мотивации и уровня нервно-психического напряжения. Полученные результаты обрабатывались методом факторного анализа.

Таблица 12 представляет собой исходную матрицу интеркорреляций. В нее включены следующие переменные:

1) тревожность;

2) эмоциональная возбудимость;

3) импульсивность;

4) сила соревновательной мотивации;

5) уровень стресса (по данным самоотчета);

6) уровень стресса (по данным тремора);

7) уровень стресса (по данным наблюдений за внешними проявлениями);

8) результат спортсменки в тренировке (в баллах);

9) результат спортсменки в соревнованиях (в баллах);

10) степень улучшения — ухудшения результата в соревнованиях по сравнению с тренировкой (в%).

Таблица 12

Ранговые интеркорреляции

(Б. А. Вяткин, 1974)

№ п/п
  0,20 0,31 -0,20 0,25 -0,30 0,01 0,39* 0,10 0,08
    0,18 0,05 0,02 0,05 0,45* 0,29 0,08 -0,06
      -0,06 0,26 -0,19 0,09 0,47* 0,21 -0,45*
        0,37* 0,38* -0,09 0,05 0,17 -0,28
          -0,30 -0,12 0,42* 0,23 -0,12
            0,23 0,01 0,21 0,41*
              0,03 -0,33 -0,22
                0,59* -0,28
                  0,38*
                   

* — значимые коэффициенты корреляций.

Обращает на себя внимание наличие положительной и достоверной корреляции между показателями тревожности (1), импульсивности (3) и результатом спортсменок в условиях тренировки (8). Видимо, определенные стороны деятельности спортсменок, обусловленные этими свойствами, положительно влияют на продуктивность деятельности в данных условиях. Особый интерес представляет значимая положительная корреляция между показателями силы мотивации (4) и уровня стресса по данным тремора (6) и самоотчета (5), поскольку подтверждается факт повышения нервно-психического напряжения под влиянием усиления активности мотивации.

В результате факторного анализа было выделено 2 значимых фактора (табл. 13).

Таблица 13

Итоговые данные факторного анализа (Б. А. Вяткин, 1974)

Переменные Факторы
ІІ
0,396 0,154
0,581 0,663
0,411 —0,693
—0,458 0,665
0,324 0,102
0,269 —0,168
0,340 0,624
0,160 0,281
0,655 0,143
0,301 —0,559

Как видно из таблицы, в первый фактор вошли показатели свойств темперамента, силы мотивации (с отрицательным знаком) и результаты спортсменок в соревновании. Очевидно, что только при малой активности мотивации и, следовательно, при низком уровне стресса лица тревожные, эмоционально возбудимые и импульсивные показывают достаточно высокие результаты в соревнованиях. Во второй фактор вошли показатели эмоциональной возбудимости, неимпульсивности, активности мотивации, стресса и ухудшения результатов спортсменок в соревнованиях по сравнению с тренировкой. Это значит, что высокая эмоциональная возбудимость и импульсивность при высоком уровне стресса отрицательно влияют на уровень достижений спортсменок, ухудшая их тренировочные результаты.

Прямое сравнение результатов спортсменок, выступавших в первенстве РСФСР по художественной гимнастике (Пермь, 1974 г.), с результатами, показанными ими в условиях тренировки, показывает, что ухудшение или улучшение тренировочных результатов в соревнованиях при одном и том же уровне стресса обусловлено индивидуальными различиями в свойствах темперамента (табл. 14).

Таблица 14

Наши рекомендации