Учащимся предлагается разгадать загадки о птицах. 5 страница
Требуется определить, какую схему надо использовать при решении каждой из задач, и поместить карточку под соответствующей схемой.
Схемы для моделирования
Упражнение «Весёлые смайлики»
Учитель сообщает учащимся, что весёлые смайлики подготовили первоклассникам новые «зашифрованные» задачи.
Каждый ученик получает карточку с «зашифрованными» задачами (рис. 175). Требуется соединить линией условие каждой задачи с табличкой, в которой указано, какое арифметическое действие надо использовать для решения задачи.
После выполнения задания организуется его самопроверка.
Переменка 2
Пальчиковая гимнастика на развитие мелкой моторики.
Упражнение в парах «Восстановите задачу!»
Каждая пара учащихся получает карточку, на которой дано описание сюжета к задаче и приведены две схемы. Требуется с опорой на схемы составить условия двух задач.
После выполнения заданий можно обсудить составленные задачи и предложить учащимся подумать, какие ещё задачи можно было составить по предложенному сюжету.
Занятие 28. Простые задачи на нахождение
неизвестного слагаемого
Цель: планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут знать:об основных задачах на сложение и вычитание, об обратных задачах, о моделировании условий простых текстовых задач на сложение и вычитание; уметь: моделировать условия простых задач на сложение и вычитание с использованием схематических изображений
Оборудование: схемы ситуаций с известными данными, рисунок вопроса-непоседы, схемы ситуаций с неизвестными данными, карточки «Точка», «Вопросительный знак», рисунок «Три "С"»; два набора схем, 12 карточек с изображением вопроса; комплекты схем «Решаем обратные задачи» — по числу групп, карточки «Весёлые смайлики» — по числу пар учащихся; карточки «Задача Машеньки» — по числу девочек, карточки «Задачи Гусли» — по числу мальчиков.
Ход занятия
Разминка
Терминологический диктант «Как называют?» Учитель демонстрирует учащимся равенства, например:«2 + 7 = 9», «3 + 5 = 8», «4 + 6 = 10», «11 + 1= 12». Затем в произвольном порядке называет и показывает числа, например: 7, 9, 2, 3, 10, 1, 8, 5, 12, 4, 11,6.
Требуется определить, как называют каждое из чисел — слагаемым или суммой,
Упражнение «Вопрос-непоседа»
Учитель сообщает учащимся: «В вазе лежат 3 яблока и 5 апельсинов — всего 8 фруктов», — и демонстрирует соответствующую схему.
Затем следует предложить учащимся ответить на вопросы: сколько всего фруктов лежит в вазе? какие фрукты лежат в вазе? сколько яблок лежит в вазе? сколько апельсинов лежит в вазе? всё ли нам известно о фруктах в вазе? как можно изменить схему, чтобы появились неизвестные данные?
После этого учитель демонстрирует учащимся карточку с вопросом-непоседой ?, закрывает этой карточкой число 8 на схеме и предлагает составить задачу так, чтобы требовалось найти сумму.
Далее учитель переставляет вопрос-непоседу на позицию числа 3 и на позицию числа 5, а учащиеся составляют соответствующие задачи.
Аналогично следует организовать выполнение заданий с использованием других схем для моделирования задач на нахождение суммы.
Например: «На прогулку вышли 8 девочек и 10 мальчиков, всего — 18 детей».
Затем учитель предлагает учащимся устно решить задачи, условия которых представлены на схемах. Требуется назвать число, которое закрыто на каждой из схем вопросом-непоседой.