III. Чистописание, сообщение целей урока.
– Какую букву сегодня будем писать?
Палочка,
Рядом две ровные дужки –
Вот и готовы
Очки …для подружки. (В.)
Е. Тарлапан
– Прочитайте пословицу, объясните ее значение.
И камень лежа мохом обрастает.
– Запишите, подчеркивая орфограммы.
Разбор по составу слова обрастает.
– Сегодня мы продолжим работать над разбором слов по составу.
IV. Словарно-орфографическая минутка.
Диктант
Корабль, объедки, подъем, пьеса, объезд, здоровье, объем, соловьи, разъяснил.
– В каком случае в словах вы поставили твердый знак? (После приставок.)
V. Работа по теме урока.
К о л л е к т и в н а я р а б о т а (упр. 102).
1-й с т о л б и к – слова, имеющие корень, суффикс.
2-й с т о л б и к – слова, имеющие корень, суффикс и окончание.
3-й с т о л б и к – слова, имеющие приставку, корень, суффикс и окончание.
2. К о л л е к т и в н о - и н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а (упр. 101).
1-й р я д – сушить, гонять.
2-й р я д – жарить, жевать.
3-й р я д – ходить, вязать.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Мы к лесной полянке вышли,
Ноги поднимая выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.
VI. Закрепление изученного.
1. В ы б о р о ч н о е п и с ь м о (упр. 100).
– Какие слова нельзя переносить и почему?
2. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а (упр. 103).
– Можно провести эту работу по вариантам с последующей проверкой.
3. Т в о р ч е с к а я р а б о т а учеников.
– Выберите из слов для справок и запишите однокоренные слова, состав которых соответствует с х е м а м:
Корень, окончание… .
Корень, суффикс, окончание … .
Приставка, корень, суффикс, окончание… .
С л о в а д л я с п р а в о к: желтый, желтизна, желтенький, пожелтеть.
VII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание:упражнение 104.
У р о к 28.
Разбор слов по составу. Закрепление
Цель: закрепить умение разбирать слова по составу.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение целей урока.
II. Чистописание.
На расческу… Щ похожа.
Три зубца всего. Ну что же!
Е. Тарлапан
1. П р о д о л ж и т е закономерность.
Щ щ щ Щ
2. П р о ч и т а й т е пословицу.
Щи да каша – пища наша.
– Объясните значение пословицы. Запишите.
III. Повторение.
П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.
– Что такое приставка?
– С какими приставками вы столкнулись при выполнении домашнего задания?
IV. Орфографическая минутка.
– Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы:
Ру..кая б..ре..ка, гла..кая п..верхность, закла..ка в книге, ме..кий наво..чик, ле..кая шлю..ка, мя..кая п..ду..ка.
V. Работа по теме урока.
1. Р а б о т а п о р я д а м.
– Обозначьте корни в словах:
1-й р я д 2-й р я д 3-й р я д
чистота боль светит
чистый больной светлячок
чистенький болит светлеет
гроза жалость гриб
грозный жалеет грибник
грозит жалко грибок
2. Впишите в пустые клеточки суффиксы, при помощи которых образованы новые слова:
1-й р я д
Синий Рыжий Свежий | синенький рыженький свеженький | |
Трава Поляна Лопата | травка полянка лопатка |
2-й р я д
Конь Стебель Зверь | конек стебелек зверек | |
Осень Рано Туман | осенний ранний туманный |
3-й р я д
Длина Лимон Сон | длинный лимонный сонный | |
Тулуп Воз Диван | тулупчик возчик диванчик |
3. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (упр. 106).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Вышли волки на охоту.
Бродят волки по болоту.
Между прочим, говорят,
Волки ягод не едят.
Е. Александрова