Со-су-сы-са ос-ус-ыс-ас сто-сту-сты-ста ост-уст-ыст-аст
Су-сы-са-со ус-ыс-ас-ос сту-сты-ста-сто уст-ыст-аст-ост
Сы-са-со-су ыс-ас-ос-ус сты-ста-сто-сту ыст-аст-ост-уст
6. Выделение на слух звука [С], дифференциация С-С’- З-Ш-Ц-Щ: сом, щётка, зайка,
собака, шум, стал, самолёт, зубы, сядь,цапля, посуда, сирень, шуба, квас, синий,
Сон, щель, самосвал, поднос, закат.
7. Произнесение слов со звуком [С]:
а) проговаривание картинок на панно;
б) игра «Закончи предложение» - дополнение предложений словами в единственном
или множественном числе по картинкам на панно:
В лесу растут высокие (сосны). На опушке леса стоит стройная (сосна). На
деревьях пожелтели (листья). Соня рисует кленовый (лист). На улице ночью
громко лают (псы). В нашем дворе живёт большой и умный (пёс). Мама
поставила на стол чистые (стаканы). Она взяла в руки стеклянный (стакан).
в) проговаривание оставшихся картинок, определение места звука [С] в словах.
8. Составление предложений по индивидуальным картинкам:
а) подбор имён на С: Таня, Катя, Соня, Дима, Саня, Толя;
б) составление, проговаривание предложений по образцу:
Соня ест суп из миски.
9. Физкультминутка со скороговоркой:
На кокосы, на кокосы налетели мы как осы.
А кокосы высоко, а кокосы далеко.
10. Деление слов на слоги – знакомство с игровыми способами определения слогового
состава.
11. Звуко-слоговой анализ слова суп, составление схемы слова.
12. Знакомство с буквой С: рассматривание, отыскивание, контур, печатание.
13. Упражнения с разрезной азбукой: звуковой анализ, синтез, преобразование по следам
анализа: ас – са – сам - сом
ус – су – сук – суп
14. Печатание слогов и слов:
ас ос ус ис са со су си
Сам сом сук суп
15. Составление рассказа по сюжетной картинке «Соня и собака»:
а) подбор девочке имени на [С] – Соня;
б) подбор слов на [С] к этой картинке:
скамейка, сосна, собака, куст, кусок, сад, высокая
в)составление рассказа с помощью вопросов:
Что это? Кто сидит на скамейке?
Где стоит дом? Кто сидит у скамейки?
Где высокая сосна? Что у Сони?
Что стоит под сосной? Кому даёт Соня кусок хлеба?
Соня и собака
Вот дом. У дома сад. В саду высокая сосна. Под сосной стоит скамейка. На
скамейке сидит Соня. У Сони кусок хлеба. У скамейки сидит собака. Соня даёт
собаке кусок хлеба.
16. Итог занятия:
- С каким звуком познакомились?
- Какой он?
- игра «Отгадай слово»: ле., поя., фику., анана., компа., кла., ква., уку., насо., но.,
Автобу., поко., уксу. .
Подг.гр ФФН
Занятие № 18
Тема: «Звук [С’]»
Цель: 1. Закрепление правильного произношения звука [С’].
2. Звуко-слоговой анализ слов гусь, гуси.
3. Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных
(употребление).
4. Согласование прилагательных с существительными в роде.
5. Упражнение в употреблении притяжательных прилагательных с
суффиксом –ин-.
6. Чтение слогов (са, ас, со, ос, су, ус, си, ис).
Оборудование: предметные картинки (сеть, семь, восемь, десять, гусь, беседка,
осень, василёк, такси, письмо, письма, апельсин, гусята, свинья, лисята,
селёдка, гуси, кисель, лес, кастюм, коляска), серия картин для упражнения
в согласовании прилагательных с существительными (синий, -яя, -ее),
наборы для составления схем.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
3. Знакомство с темой – игры «Четвёртый лишний», «Запомни, повтори»:
Василёк, пион, гвоздика, ноготки - василёк
Аист, цапля, дятел, гусь - гусь
Торт, селёдка, конфета, апельсин - апельсин
Помидор, лук, селёдка, тыква - селёдка
4. Произнесение, артикуляционная поза звука [С’], характеристика: согласный, мягкий,
свистящий.
5. Выделение на слух (с закрытыми глазами):
а) из ряда слогов: со, ся, тя, ча, зя, щя, оч. ось, оть, сю…;
б) из ряда слов: лисята, внучата, площадь, пятёрка, земляника, наседка, овчарка,
Обезьяна, лесенка, песенка, пещера, чайник, осенний, овсянка, осина, листья,
наступила, косяк, самокат, черепаха, ящерица… .
6. Замены [С] – [С’] в слогах и словах – игра «Наоборот»:
а) са – ся ас- ась ис – ись
со - ос - ес –
су - ус - яс –
Сы - ыс - юс -
сэ - эс - ёс -
б) сад – сядь косы – коси
осы – оси носы – носи
вес – весь соль – сёл
квас – квась сыта – сито
сыны – сини сома – Сёма
7. Выделение звука [С’] в произношении по картинкам на панно:
а) проговаривание слов по картинкам;
б) выделение слов на [С’] – игра «Найди ошибку»;
в) определение места звука [С’] в словах – игра «1,2,3»;
г) образование притяжательных прилагательных на –ин-
Составление предложений по образцу:
Это Люсино письмо. Это Васина беседка.
Физкультминутка.
9. Деление слов на слоги, с помощью хлопков (с индивидуальными картинками,
беззвучное проговаривание) .
10. Звуко-слоговой анализ, составление схем слов (коллективно): гусь, гуси.
11. Согласование прилагательных с существительными в роде – подбор картинок
(предметов) к признакам синий, синяя, синее,(ясеневый, ясеневая,
ясеневое),составление предложений с этими словами.
12. Упражнение в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательным
значением с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов – игра «Большой –
маленький»:
пёс – пёсик лестница – лесенка колесо – колёсико
нос - песня - насос –
хвост - басня - пылесос –
лист - сосна - кокос –
13. Выделение слов со звуком [С’] из рассказа «Лиса и гусята», пересказ.
Лиса и гусята
Гуси и гусята паслись на поляне. Наелись гуси и гусята и улеглись спать. А тут из
лесу лиса. Гуси спят и не видят лису. Лиса хватает одного гусёнка и убегает с ним в
лес. Несёт лиса гусёнка своим (голодным) лисятам. Лисята наелись. Они сыты и
довольны.
Итог занятия.
- С каким звуком знакомились?
- произнесение, характеристика звука [С’].
- припоминание слов на [С’].
Подг.гр ФФН
Занятие № 19
Тема: «Звуки [С] – [С’]»
Цель: 1. Закрепление правильного произношения и различение звуков.
2. Деление слов на слоги.
3. Звуко-слоговой анализ слов сам, сами, сама.
4. Упражнение в употреблении предлогов на, с (со).
5. Словообразование сложных слов.
6. Словообразование и согласование с существительными относительных
прилагательных.
Оборудование: предметные картинки на [С] – [С’] на столах, сюжетная картинка
«Осень», наборы для составления схем, тетради, карандаши, разрезные
азбуки.
Ход занятия
1. Оргмомент (припоминание картинок на [С’]).
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
3.Сопоставление звуков [С] – [С’]: отгадывание по характеристике, произнесение.
4. Воспроизведение слоговых рядов: