VI. Закрепление изученного. 2. С о с т а в л е н и е п р е д л о ж е н и й к схемам.
1. С п и с ы в а н и е (упр. 452).
2. С о с т а в л е н и е п р е д л о ж е н и й к схемам.
В а р и а н т I – 1-я схема.
В а р и а н т II – 2-я схема.
3. Т в о р ч е с к а я р а б о т а (упр. 450).
Составление предложений.
VII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание:упражнение 451.
У р о к 143.
второстепенный член предложения – определение.
Закрепление. Контрольное списывание
Цели: закрепитьумения правильно выделять в предложении определение; грамотно списывать текст.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение целей урока.
II. Повторение.
П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.
III. Чистописание.
1. П р о ч и т а й т е скороговорку.
Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
– Постарайтесь произнести ее как можно быстрее.
– Какой звук чаще остальных повторяется? ([щ'].)
2. З а п и ш и т е, продолжив закономерность.
Щ щщ Щ щщщ
– Дайте характеристику звуку [щ'].
3. П р о ч и т а й т е пословицу, объясните ее значение.
Маленькая дружба лучше большой ссоры.
– Запишите, подчеркните орфограммы.
– Выделите определения.
IV. Словарно-орфографическая работа.
– Подберите словарные слова с безударными гласными в корне:
Н а п р и м е р: овес, сорока.
-о- | -о-…-о- |
V. Работа по теме урока.
1. К о н т р о л ь н о е с п и с ы в а н и е (упр. 454).
2. С а м о п р о в е р к а.
3. Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е.
– Подчеркните определения.
– Укажите склонение и падеж имен существительных из второго предложения.
VI. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание:упражнение 453.
У р о к 144.
однородные члены предложения
Цели: дать понятие о том, какие члены предложения называются однородными; показать, что однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение целей урока.
II. Чистописание.
1. З а п и ш и т е, продолжив закономерность.
Ао Оа аО
2. П р о ч и т а й т е пословицу, объясните ее значение.
Без коллектива и жизнь несчастлива.
– Запишите, подчеркните орфограммы.
III. Словарно-орфографическая работа.
1. П р о ч и т а й т е. Вставьте пропущенные буквы. К каждому слову первого столбика подберите подходящее по смыслу слово второго столбика.
п..мидор к..ртофель меб..ль п..льто ур..жай ..гурец | жареный з..леный старинная красный богатый зимнее |
– Подчеркните орфограммы.
IV. Работа по теме урока.
1. П и с ь м о п о п а м я т и.
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника.
– Охарактеризуйте данное предложение со стороны наличия главных и второстепенных членов предложения. (Распространенное.)
– Укажите главные члены предложения.
– Обозначьте второстепенные члены предложения. (Дополнения – сорок человек, корову, быка, мясника.)
2. Р а б о т а с п р а в и л о м (с. 90).
3. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (упр. 455).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Закрепление изученного.
1. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а (упр. 457).
2. К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о (упр. 458).
– Какие члены предложения могут быть однородными?
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание:упражнение 456; выучить правило (с. 90).
У р о к 145.
однородные члены предложения
Цель: учить распознавать предложения с однородными членами.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение целей урока.
II. Повторение.
1. П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.
2. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а.
– Что такое второстепенные члены предложения?
– Приведите примеры предложений с однородными подлежащими.
– Приведите примеры предложений с однородными сказуемыми.
3. И н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а.
– Разделите на две группы слова, обоснуйте свой выбор.
Подлежащее, дополнение, определение, существительное, глагол, сказуемое, прилагательное.
– Найдите в данном предложении определение.
Над головой зайца стоял морозный пар.
III. Чистописание.
1. З а п и ш и т е, продолжив закономерность.
Ио Ии Ои
2. П р о ч и т а й т е пословицу, объясните ее значение.
Один цв..ток в..сны не делает.
– Спишите, вставляя пропущенные буквы.
– Определите склонение и падеж существительных.
IV. Работа по теме урока.
1. С л о в а р н о - о р ф о г р а ф и ч е с к а я р а б о т а.
– Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
В п..н..дельник ровно в час мы зажжем на кухне газ. А во вторник утром рано поб..жит в..да из крана. В среду будем печь пиро.. , купим сах..р и тв..рог. Вым..ем в ч..тверг ..кошки, блюдца, ч..шки, вилки, ло..ки. Скатерть в пятницу погладим и за стол в су..оту сядем. Прих..дите на в..селье: в в..скресенье новоселье! Вход в кв..ртиру со дв..ра. Вот и кончена игра. (По О. Дризу.)
– Обозначьте однородные члены предложения.
2. К о л л е к т и в н а я т в о р ч е с к а я р а б о т а (упр. 459).
3. У п р а ж н е н и е в распознавании предложений с однородными членами.
– Выпишите предложения, содержащие однородные члены предложения, укажите их.
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
А. Фет
Самолет тяжеловесный
Рассекает свод небесный.
В. Берестов
Ветерок в саду качал
Легкие качели.
К. Бальмонт
Ливень с ветром пополам
Бьет по веткам, по стволам!
А. Барто
Ф и з к у л ь т м и н у т к а