Обучение системе игры через игрока передней линии
Подготовительные и подводящие упражнения
Команда (шесть учащихся) располагается по зонам площадки. Из зоны 6 противоположной половины площадки бросок набивного мяча через сетку в зону 6, из зоны б—в зону 3, из зоны 3 — в зону 4(2), из зоны 4(2) — через сетку. Из зоны 6 мяч бросают поочередно во все зоны; после броска нападающего команда делает переход. То же, но передача волейбольного мяча после подбрасывания его над собой.
Упражнения по технике
Расстановка игроков та же, что и в предыдущем упражнении, с той лишь разницей, что подача мяча выполняется с места подачи. Прием подачи в зону 3 — передача для атакующего удара по заданию, стоя лицом или спиной к нападающим зон 4, 2. То же, но прием подачи в зону 2, 4.
Упражнения по тактике
Упражение то же, только со стороны выполняющего подачу добавляется сначала 1, а затем 2 и 3 блокирующих игрока. Передача для атакующего удара выполняется в зону «слабейшего» блокирующего, который меняет свое местонахождение. То же, но передача против одного блокирующего — средний блокирующий смещается во время приема подачи к кому-либо из крайних, передачу следует направить в ту зону, где остался один блокирующий.
Принципобучения командным тактическим действиям со второй передачи игрока, выходящего с задней линии, такой же. Направление подач варьируется, выход к сетке связующий осуществляет из 1, 6, 5 зон. При передаче для атакующего удара его главной задачей является переиграть блокирующих, меняя ритм атаки, передвижения нападающих к сетке с изменением направления и скрестно. По мере овладения атакующим ударом и передачей в прыжке изучают систему нападения с приема-передачи или с откидки, а также вариант передач для атаки игроками задней линии.
Обучение тактическим действиям в защите (индивидуальным, групповым, командным)
В основе успеха тактических действий в защите лежит высокий уровень развития специальных качеств, совершенное владение техникой приема мяча и блокирования и на этой основе -- высокий уровень овладения навыками индивидуальных действий и рационального построения взаимодействий игроков в процессе групповой и командной тактики.
Индивидуальные тактические действия
Индивидуальную тактику в защите составляют действия без мяча (при выборе места для приема и блокирования) и с мячом (при приеме подачи, а защите, блокировании).
1. Развитие специальных качеств и формирование технических умений в процессе подготовительных и подводящих упражнений.
Воспитанию необходимых для игры в защите качеств содействуют все упражнения на быстроту передвижения с остановками и изменением направления. Кроме того, применяют и типичные для защиты упражнения, например: нападающие подбрасывают мяч над собой, стоя у сетки, и в определенный момент бросают через сетку, стоя на месте или в прыжке. Защитники наблюдают за ними, стремясь не пропустить момент и направление броска.
Нападающие с набивными мячами передвигаются у сетки, выполняют остановки и в прыжке подбрасывают мяч над собой. Блокирующие должны своевременно занять исходное место и положение, прыгнуть на блок так, чтобы ладонями накрыть мяч.
Во время передвижения определенным способом — имитация приема мяча (способы приемов обусловлены сигналом).
Два-три мяча подвешены на разной высоте — для приема снизу двумя руками, сверху, в падении. По сигналу игроки выполняют те или другие приемы (соответственно сигналу).
Нападающие передвигаются у сетки и после остановки имитируют атакующий удар в различных направлениях. Блокирующие должны своевременно выбрать место и в прыжке закрыть блоком определенное направление. Блокирование стоя на подставке.
2. Воспитание тактических умений в процессе использования упражнений по технике.
Прием мяча от верхних подач снизу двумя руками, от нижней прямой—сверху. Подачи чередуют (принимающим способ известен).
В парах: прием мяча от нападающего удара в разных направлениях.
Трое нападающих в зонах 4, 3, 2 на подставках, принимающие— за линией нападения, связующие—в зонах 4, 3, 2. Прием мяча от нападающего удара в зону связующего игрока. После приема защитник становится в конец колонны, а связующий, передав мяч над собой, отправляет его нападающему. То же, но удары выполняют в прыжке с собственного набрасывания. То же, но с передач партне-
рй. Нападающие чередуют ускоренные удары с медленными (обманными).
В блокировании техника и тактика выступают в неразрывном единстве: техника определяет правильную постановку рук на пути мяча, тактика — в каком месте, в какой момент и в каком направлении будет удар. Примерные упражнения: блокирование атакующих ударов с собственного набрасывания в определенном направлении. То же, но направление меняется: по ходу, по линии, с переводом. Блокирование атакующих ударов с разных по характеру передач. Блокирование атакующих ударов в двух зонах.
3. Обучение индивидуальным действиям в защите с помощью упражнений по тактике. Прием мяча от подач, разных по силе, направлению, траектории. Задача принимающих заключается в том, чтобы своевременно определить, какое действие (замысел) предпримет подающий. В соответствии с этим они должны правильно выбрать место и способ приема.
Блокирование атакующих ударов в заданном направлении (зона атаки определяется по сигналу). Блокирование атакующих ударов, выполняемых разными способами из одной зоны. Блокирование атакующих ударов, выполняемых из двух зон, двумя блокирующими — ударов из трех зон. Блокирование при групповых тактических взаимодействиях в нападении.