Применение специальных изометрических упражнений
Рекомендуется: всего упражнений в занятии от 3 до 5; количество повторений каждого упражнения 3-4 раза; продолжительность 4-6 сек; пауза отдыха 3-5 мин.
Используются данные упражнения для силы рук и туловища.
Хотелось бы особенно отметить, что совершенствование технико-тактического мастерства в единоборствах всегда должно протекать в условиях противодействия партнера. Поэтому правильный выбор или подбор спарринг-партнеров позволяет решать большую часть задач технико-тактической подготовки.
Обучение различным составляющим арсенала техники рукопашного боя:
- техника ударов руками
- техника ударов ногами
- техника защитных действий
- техника выполнения удержаний и бросков
- техника перехода от ударной техники к бросковой и наоборот
- техника исполнения болевых и удушающих приемов и защита от них
Рекомендуется проводить параллельно, в среднем поровну распределяя время на изучение программного материала по каждой из составляющих в пределах недельного микроцикла.
Тренировку на снарядах (мешок, груша, манекен и т.д.) следует включать в занятие после определенного закрепления навыков правильного нанесения ударов руками и ногами, выполнения бросков и подсечек, поскольку в противном случае ошибки в технике получат прочное закрепление.
ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА
В течение всего года тренер должен готовить себе помощников в проведении занятий и соревнований. Инструкторская и судейская практика проводится во время занятий и вне занятий. Соревнования районного и областного масштаба должны судить старшие воспитанники школы. Также некоторые неофициальные Первенства и Чемпионаты России могут судить спортсмены групп СС и ВСМ.
Для них необходимо проведение учебных семинаров и сдача необходимых тестов и экзаменов.
По окончании ДЮСШ выпускнику присваивается звание « Инструктор по спорту» и звание « Судья по спорту».
СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Обязательное требование – выступление в Чемпионатах России, соревнованиях международного уровня, выполнение соответствующих классификационных требований – МСМК, ЗМС.
Контрольно-переводные нормативы по ОФП и СФП
Для групп высшего спортивного мастерства
Таблица № 28
Контрольные упражнения | Низкая | Средняя | Высокая |
Бег 60 м с низкого старта, с | 8,4 и выше | 8,3 | 8,2 и ниже |
Прыжок в длину с места, см | 231 и ниже | 233 и выше | |
Челночный бег 4x20 м, с | 16,4 и выше | 16,3 | 16,2 и ниже |
Подтягивание на перекладине, раз | 15 и ниже | 17 и выше | |
Бег 3000 м, мин | 9,5 | 9 и ниже | |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз | 35 и ниже | 37 и выше | |
Поднимание туловища из положения лежа, колени согнуты, кол-во раз | 43 и ниже | 45 и выше | |
Суммарное время 6-и прямых ударов руками, с | 4,3 и выше | 4,2 | 4.1 и ниже |
Суммарное время 6-и боковых ударов ногами, с | 7,2 и выше | 7,1 | 7,0 и ниже |
Суммарное время 6-ти «входов», сек. | 6,2 и выше | 6,1 | 6,0 и ниже |
Суммарное количество бросков, раз | 25 и ниже | 27 и выше | |
Техническая подготовка | Выполнение основных атакующих и защитных действий в стойке и борьбе лежа | ||
Спортивная деятельность | МСМК, ЗМС |
ПРИМЕРНЫЙ ГОДОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
ВЕСЬ ПЕРИОД (32 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
Таблица № 29
№ | Разделы | Месяцы | |||||||||||
IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI | VII | Всего | ||
ОФП | |||||||||||||
СФП | |||||||||||||
ТТП | |||||||||||||
Теория | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
Контрольно-переводные испытания | - | - | - | - | - | - | - | ||||||
Соревнова тельная подготовка | - | - | - | - | - | - | - | ||||||
Инструк - торская и судейская практика | - | - | - | - | - | - | |||||||
Восстанови тельные мероприятия | |||||||||||||
Медицинское обследование | - | - | - | - | - | - | - | ||||||
Воспитательная работа | В процессе занятий | ||||||||||||
Всего за месяц: | |||||||||||||
Всего за год: |
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА.
ПЛАН-СХЕМА ГОДОВОГО ЦИКЛА
Современное представление о планировании годовых циклов подготовки связано с ее определенной структурой, в которой выделяют: микроциклы, мезоциклы и макроциклы.
Микроциклом тренировки называют совокупность нескольких тренировочных занятий, которые вместе с восстановительными днями составляют относительно законченный повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса. Как правило, длительность микроцикла составляет одну неделю.
В спортивных единоборствах по направленности тренировочных воздействий принято выделять 6 блоков построения недельных микроциклов:
- развивающий физический (РФ);
- развивающий технический (РТ);
- контрольный (К);
- подводящий (П);
- соревновательный (С);
- восстановительный (В).
Мезоцикл – это структура средних циклов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов. Строительными блоками мезоцикла служат микроциклы различного типа. В практике средний цикл тренировки содержит от 2 до 6 микроциклов.
Микроцикл тренировки предполагает три последовательные фазы:
- фаза приобретения спортивной формы;
- фаза сохранения (относительная стабилизация) спортивной формы;
- фаза некоторой утраты спортивной формы.
Построение макроцикла основывается на периодизации круглогодичной тренировки.
На этапах спортивно-оздоровительной и начальной подготовки периодизация учебного процесса носит условный характер, так как основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке. На этих этапах подготовки исключительно важное значение имеет обучение детей технике выполнения физических упражнений. Формирование двигательных навыков и умений создаст необходимую предпосылку для дальнейшего совершенствования двигательного стереотипа.
Важно стремиться к тому, чтобы юный спортсмен с самого начала овладевал основами техники целостных упражнений, а не их отдельных элементов. Такой подход к обучению двигательным действиям позволит эффективно подойти к пониманию и изучению технического, тактического арсенала рукопашного боя.
На учебно-тренировочном этапе годовой цикл подготовки включает периоды:
- подготовительный;
- соревновательный;
- переходный.
Для спортсменов до 2-х лет обучения главное внимание продолжает уделяться разносторонней физической подготовке, повышению уровня функциональных возможностей, дальнейшему расширению арсенала технико-тактических навыков и приемов.
При планировании годовых циклов для спортсменов свыше 2-х лет обучения в подготовительном периоде средствами ОФП решаются задачи дальнейшего повышения уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности и на их основе повышения уровня специальной физической работоспособности.
Продолжительность подготовительного периода 6-9 недель. Этот период подразделяется на два типа – общей подготовки и специальной подготовки. Распределение тренировочных средств осуществляется с помощью недельных микроциклов. В них предусматривается определенная последовательность и повторяемость занятий разной направленности и нагрузки.
На первом этапе подготовительного периода ставятся задачи:
- повышения уровня общей физической подготовленности, развития силы, быстроты, выносливости, расширение арсенала двигательных навыков;
- овладение основными элементами техники: падениями, самостраховкой, захватами, ударами, защитами, передвижениями и т.д.;
- накопление теоретических знаний.
Для данного этапа характерен достаточно большой объем тренировочной нагрузки.
На втором этапе продолжается развитие физических качеств, совершенствование техники, изучаются элементы тактики, организуются учебные, учебно-тренировочные и контрольные поединки. Большое внимание уделяется развитию моральных и волевых качеств.
В соревновательном периоде основная задача – участие в подводящих, контрольных и основных соревнованиях.
Успешный результат в соревнованиях обеспечивается стабильно высоким уровнем общей и специальной подготовленности учащихся, поэтому соотношение средств подготовки должно адекватно соответствовать значимости соревнования (см. табл. 30).
Вариант построения тренировочного процесса в годовом цикле