Примерная оценка сложности категорийных участков авто-мото маршрутов.
Основные требования к средствам передвижения и примерная характеристика сложности категорированных участков приведены в таблице 1 .
Таблица 6. Примерная оценка сложности категорийных участков авто-мото маршрутов
Категория сложности | Характеристика маршрута | Требования к средствам передвижения |
Категорийных участков нет, или они нетипичны для данного маршрута (например, падение дерева поперек дороги общего пользования). | Не требуется серьезных переделок транспортных средств; могут использоваться дорожные модели мотоциклов и легковые автомобили, неподготовленные снегоходы. | |
Категорийный участок несложный и непротяженный, позволяет ехать на неподготовленном автомобиле или мотоцикле со снижением скорости или принятием повышенных мер безопасности (например, грунтовые участки дорог с выбоинами, участки песка, мосты в плохом состоянии и т.д.). К категорийным участкам 2 к.с. относятся также протяженные грейдерные участки дорог общего пользования (регионы Сибири и Дальнего Востока), горные дороги, по которым имеется автобусное сообщение. | Требуется незначительная подготовка автомобилей, мотоциклов, снегоходов., Более серьезная подготовка техники способствует увеличению скорости движения или безопасности участников, меньшей утомляемости. | |
Категорийный участок может проходить по дорогам общего пользования, по которым сообщение автомобилей (главным образом грузовых и вездеходов) возможно не при любой погоде. Характерны сложности с ориентированием, достаточная степень автономии. | ||
Прохождение отдельных недлинных категорийных участков возможно при помощи других членов группы (страховке или выталкивании), а так же использовании подручных или специально приготовленных средств повышения проходимости. Характерны сложности с ориентированием, высокая степень автономии. Участки дорог проходимы местными жителями на автомобилях высокой проходимости или гусеничном транспорте, но нет сведений о сквозном прохождении туристскими группами - такие участки считаются участками первопрохождения для авто-мото. К категорийным участкам 4 к.с. относятся также протяженные песчаные участки дорог (точнее, следы от проезда машин) по пустыням, с большой автономией (более 100 км). | Требуется серьезная подготовки техники, на автомобилях и мотоциклах в штатной комплектации, как правило, походы невозможны или связаны с большим риском. Допускается использование специальных автомобилей (в том числе грузовых) повышенной проходимости ("джипы"), оборудованных лебедками, цепями противоскольжения и трапиками; мотоциклы должны иметь шины повышенной проходимости. | |
Прохождение достаточно протяженных категорийных участков (десятки км) возможно лишь при помощи других членов группы (страховке или выталкивании), а так же использовании подручных или специально приготовленных средств повышения проходимости. Характерна максимальная степень автономии (в горах 50-100 км, в пустыне 200-500 км). Участки дорог с трудом проходимы местными жителями на автомобилях высокой проходимости или гусеничном транспорте, а также лошадьми - такие участки считаются участками первопрохождения для авто-мото. Переправы требуют специальных средств (возимых или собираемых на месте). При езде по горным тропам ведется их предварительная расчистка и выравнивание, организуется страховка при помощи веревок. | Требуется максимальная подготовки техники и экипировки, использование современных средств связи (раций и спутниковых телефонов) и ориентирования (GPS-навигаторов). | |
См.5 к.сл. с добавлением экстремальных погодных условий, районы Арктики и Антарктики. | Требуется максимальная подготовки техники и экипировки, использование современных средств связи (раций и спутниковых телефонов) и ориентирования (GPS-навигаторов). |
Приложение 8.
Методики категорирования конных маршрутов
Категория спортивного конно-верхового маршрута определяется набором локальных препятствий, способом перевозки необходимого груза (снаряжения и провианта) и туристов, выполнения требований по интенсивности маршрута и общей протяженности маршрута.
Локальные препятствия выбираются по таблицы №2 данной методики и должны соответствовать категории сложности маршрута.
Классифицируемый конный маршрут соответствует определенной категории сложности, если в нем пройдены минимум дваОПданной категории трудности.
Общее количество локальных препятствий должно быть не менее 5 (пяти).
Продолжительности и протяженность конного маршрута должно удовлетворять таб. 2 КТМ и показатель интенсивности маршрута должен быть равен или больше приведенного в таблице 1 данной методики.
Интенсивность маршрута определяется среднесуточной скоростью передвижения группы на маршруте.
ИМ = ПМ / ЗП.
где ИМ – интенсивность маршрута
ПМ – Протяженность маршрута (в км), пройденная активным способом
ЗП – Зачетная продолжительность активной части маршрута (в днях).
ЗП = ПП – Д,
где ПП – Продолжительность похода, фактическая
Д – количество дневок. Для походов I – IV категории сложности равно 1.
Поход может считаться спортивным, если показатель интенсивности не ниже указанный в таблице 1 данной методике.
Таблица 1
Маршрут | Категория сложности | Минимальное кол-во участников | Минимальное количество км | Интенсивность маршрута | |
Конно-верховой (вьючный) | I | ||||
II | |||||
III | |||||
IV | |||||
Конно-верховой с сопровождением | Вьючная лошадь(-и) | I | |||
II | |||||
III | |||||
IV | |||||
Упряжная лошадь | I | ||||
II | |||||
III | |||||
IV | |||||
Автотранспортом | I | 2 * | |||
II | 4 * | ||||
III | 4 * | ||||
IV | 6 * | ||||
Упряжной поход | I | 4 ** | |||
II | 6 ** | ||||
III | 6 ** |
* - При сопровождении конно-верхового похода автотранспортом участниками считаются только туристы едущие верхом.
** - При упряжном походе все туристы должны участвовать в управлении лошадьми, меняясь друг с другом.
Таблица №2 Локальные препятствия
Участки местности | К.С. | Характеристика локального препятствия |
1. Дорожное покрытие | I | Грунтовая дорога, используемая лесовозная дорога, тракторная дорога с протяженностью участка не менее 20 км и крутизной не более 15 ° |
II | Заброшенная дорога, зимник летом, каменная дорога, протяженность не менее 20 км и крутизной не более 15 ° | |
III | Хорошо утоптанные скотопрогонные тропы, трудно проходимое бездорожье протяженность не менее 20 км и крутизной не более 15 ° | |
IV | Горные тропы с выступающими частями скального массива , прерывающиеся скотопрогонные тропы с протяженностью не менее 20 км и крутизной более 15 ° | |
2. Растительные участки | I | Участки леса, лугов, полей протяженностью не менее 20 км, проходятся по тропам, просекам или легко без них. Не требует выбора маршрута движения. |
II | Участки леса протяженностью не менее 20 км проходятся по тропам или без них. На непродолжительных участках требуют выбора маршрута движения. | |
III | Участки леса протяженностью не менее 10 км с наличием густозаросших участков и трудно проходимого подлеска. Склоны крутизной до 20 ° | |
IV | Склоны крутизной не менее 20 ° протяженностью не менее 1 км со скрытыми в траве неровностями, углублениями, камнями. | |
3. Болотистые участки | I | Непродолжительные болотистые участки, разливы рек до 50 м участки глубиной не более 0,4 м |
II | Не вязкие заболоченные участки протяженностью до 100 м глубиной не более 0,6 м | |
III | Непродолжительные вязкие до 50 м заболоченные участки глубиной до 0,4 м | |
IV | Вязкие заболоченные участки протяженностью более 50 м требуется обязательная предварительная развертка маршрута. | |
4. Осыпи, морены, курумы | II | Непродолжительные, до 500 м, осыпные участки осыпей, морен проходятся по хорошей тропе с небольшим скоплениями камней и крутизной склона до 20.° |
III | Небольшие скопления камней, мелкая осыпь протяженностью не менее 500 м и крутизной склона до 30 °. Короткие участки с «живой осыпью» | |
IV | Продолжительные более 500 метров осыпные склоны с участками «живых» камней, требующие предварительного выбора варианта прохождения. | |
5. Перевалы | I | Н/К перевал по классификатору перевалов, движение по дорогам, ярко выраженным тропам с крутизной взлета не более 20 ° и длиной не более 200 м |
II | Н/К перевал по классификатору перевалов, движение по тропе или по травянистому склону с крутизной перевального взлета до 30 ° на подъем и 20 ° на спуск и длиной не менее 500 м. | |
III | 1А перевал по классификатору перевалов. Простые, осыпные, снежные склоны крутизной до 20 ° со стороны подъема, пологие (до 15 °) ледники без трещин, с тропами на подходе и на подъеме и спуске. | |
IV | 1А, 1Б перевал по классификатору перевалов. Несложные, протяженные снежные и осыпные склоны крутизной до 30 °, пологие протяженные участки льда, обычно прикрытые снегом требующие предварительного выбора варианта прохождения. | |
6. Траверсы гребня, хребтов. | I | Движение по лесистому, травяному гребню крутизной до 20 ° по хорошей тропе или легко без нее, протяженностью не менее 500 м. |
II | Движение по лесистому, травяному, осыпному гребню крутизной до 20 ° по неявной тропе, протяженностью не менее 1000 м. | |
III | Движение по мокрому травяному или по осыпному, снежному, фирновому гребню крутизной до 20 ° по неявной тропе, протяженностью не менее 1000 м. | |
IV | Движение по мокрому травяному или по осыпному, снежному, фирновому гребню без троп крутизной более 20 °, протяженностью не менее 1000 м. |
7. Каньоны, прижимы | I | Движение по тропам, дорогам в каньонах. Длина пути вдоль каньоне или вдоль прижима не более 500 м. |
II | Движение по тропам или легко без них в каньонах. Длина пути вдоль каньоне или вдоль прижима более 500 м. | |
III | Движение по песку, гальке, траве, осыпям, неглубокому снегу. Длина пути в каньоне или вдоль прижима не менее 500 м | |
IV | Движение по песку, гальке, мокрой траве, осыпям, глубокому снегу, льду, воде крутизной склона до 30 °. Длина пути в каньоне или вдоль прижима не менее 500 м | |
8. Песчаные участки | I | Отдельные гряды или лунки песков протяжённостью не менее 100 м |
II | Сплошные участки ровных песков протяжённостью не менее 500 м | |
III | Сплошные пески с дюнами, грядами, барханами протяжённостью не менее 1 км | |
IV | Сплошные пески с дюнами, грядами, барханами протяжённостью не менее 2 км | |
9. Снежные участки | I | Движение по снежному покрову или легко по тропе протяжённостью не менее 10 км и глубиной до поверхности земли или глубиной следа от саней до 20 см |
II | Движение по снежному покрову, лестным, открытым участкам без троп протяжённостью не менее 1 км глубиной до поверхности земли от 0,2 до 0,6 м | |
III | Движение по раскисшему или неплотному снежному покрову протяжённостью не менее 1 км глубиной до поверхности земли или глубиной от 0,4 до 0,6 м | |
IV | Движение по раскисшему или неплотному снежному покрову протяжённостью не менее 1 км глубиной до поверхности земли или глубиной более 0,6 м | |
10. Ледовые участки, Ледники крутизной не более 15 ° | I | Ровные участки льда протяжённостью не менее 500 м, покрытый сыпучим кристаллическим снегом глубиной не менее 20 см |
II | Ровные участки льда протяжённостью не менее 1 км с шероховатой поверхностью, покрытый сыпучим кристаллическим снегом глубиной не менее 10 см | |
III | Ровные участки льда протяжённостью не менее 1 км с ровной поверхностью покрытый сыпучим кристаллическим снегом глубиной менее 20 см | |
IV | Наклонные участки льда до 15° и протяжённостью не менее 500 м, покрытый сыпучим кристаллическим снегом глубиной менее 20 см | |
11. Водные участки, переправы | I | Переправы через реки с небольшой скоростью течения (не более 1 м/с) или небольшие водные участки по существующим бродам, глубиной до 0,4 м, переходы вброд при ширине потока не менее 5 м |
II | Переправы через реки со скоростью течения (не более 1,5 м/с) или небольшие водные, глубиной до 0,4 м, переходы вброд при ширине потока не менее 10 м | |
III | Переправы через реки со скоростью течения (не более 1,5 м/с), глубиной до 0,8 м, переходы вброд при ширине потока от 10 до 20 м | |
IV | Переправы через реки со скоростью течения (не более 2 м/с), глубиной до 1 м, переходы вброд при ширине потока более 10 м | |