Технико-тактический блок Те.Та.Б
Координационно-технический блок К.Т.Б.
Цели:
Формирование специальных двигательных качеств, навыков и умений футболиста, позволяющих ему быть свободно-непринужденным, рационально-эффективным и быстрым во всем многообразии специфических перемещений (движений) и действий с мячом и без мяча.
Задачи: Подбор необходимых методов и средств, обеспечивающих обучение футболиста:
1. Быстроте работы ног:
· частота движения;
· «переступы»;
· старты с различных исходных положений.
2. Технике перемещения:
· смена направления движения;
· смена темпа.
3. Акробатическим навыкам:
· кувырки;
· перевороты;
· падения;
· подкаты;
· стойки.
4. Широкоамплитудным, свободным движением всех частей тела.
5. Улучшение подвижности и стабилизации всего опорно-двигательного аппарата.
6. Экономичность и рациональность специфических действий с мячом и без мяча.
Технический блок Т.Б.
Футбол состоит не только из техники, но без техники нет футбола!
Цели:
Формирование у юного футболиста специальных технических навыков, умений и качеств, а также обучение основам футбольной техники.
Задачи:
1. Дальнейшее развитие чувства мяча;
2. Формирование навыка владения мячом: жонглирование;
3. Обучение основам техники:
· ведение мяча;
· удары по мячу ногой;
· передачи мяча;
· прием мяча;
· удар по мячу головой (облегченный мяч);
· обманные движения (финты), от 4 до 6.
Методические нормы и требования:
1. Упражнения выполняются свободно – непринужденно, левой и правой ногой и с поднятой головой.
2. Обучение техническим приемам базируется на универсализме.
3. Тренировки носят комплексно-тематический характер и направлены на формирование у детей специальных технических навыков и умений.
4. Постепенный переход от игрового метода к методу простых и комплексных упражнений.
5. Увеличивается количество повторений:
- у детей в этом возрасте увеличивается концентрация внимания и развивается терпение выполнять более длительные упражнения;
- у детей появляется способность различать частные элементы.
6. Не требовать идеального исполнения:
- быть терпимым (внимательным) к ошибкам (исправлять только грубые ошибки).
7. Использовать разные упражнения (вариативность), но все они должны быть «футбольные».
8. Создание гомогенных (равных по умениям) групп и индивидуальный подход в обучении.
Принципы подбора упражнений:
· эмоциональный фон;
· предыдущий опыт;
· соединение фрагментов в комплексное упражнение с необходимыми техническими элементами;
· игровая форма по теме.
Роль тренера (Coaching):
· Тренер должен прежде всего любить детей;
· Быть преисполненным понимания и оптимизма;
· Быть взвешенным в управленческих комментариях;
· При малейшей возможности поощрять детей;
· Просто и доступно для детей выражать свои мысли;
· Быть примером во всем;
· Владеть основами техники и тактики;
· Уметь доходчиво объяснить и показать технические и технико-тактические приемы;
· Владеть дидактическими принципами обучения;
· Требовать и оказывать профессиональную помощь;
· Желание футболистов совершенствовать свое мастерство находится в прямой зависимости от личностных и профессиональных качеств тренера.
Технико-тактический блок Те.Та.Б.
В процессе формирования у детей специальных двигательных навыков и умений, а также при обучении их основам футбольной техники исключительно важное значение имеет тактическая подготовка футболиста.
Поэтому наряду с дальнейшим формированием способности ориентироваться в различных игровых ситуациях на этом этапе подготовки начинается обучение футболистов основам индивидуальной, групповой и командной тактики.
Цели:
Обучение футболистов основам тактики игры в обороне и атаке на уровне индивидуальных, групповых и командных взаимодействий.
Задачи:
1. Обучение основным тактическим элементам игры в обороне.
Индивидуальные:
· Выбор позиции в единоборствах;
· Единоборства: 1*1, 2*2, 3*3, 4*4 – равенство;
1*2, 2*3, 3*4 – меньшинство;
2*1, 3*2, 4*3 – большинство.
Групповые:
· Взаимодействия игроков при единоборствах:
равенство 1*1 – 4*4;
меньшинство 1*2 – 3*4;
большинство 2*1 – 4*3.
· Страховка друг друга.
Командные:
· Компактность всех игроков (глубина и ширина).
2. Обучение основным тактическим элементам в атаке.
· Единоборства 1*1, 2*2, 3*3, 4*4.
- равенство;
- меньшинство;
- большинство.
· Прикрывание мяча;
· Контроль мяча:
- индивидуальный;
- групповые взаимодействия;
- командные взаимодействия.
· Открывания;
· Забегания;
· Скрещивание;
· Игра в численном преимуществе.
3. Обучение навыков постоянного контроля за своим расположением на футбольном поле.
Методические указания:
· При планировании и проведении учебно-тренировочных занятий должен соблюдаться принцип единства технической и тактической подготовки.
· Эффективность технико-тактической подготовки будет высокой, если в учебно-тренировочном занятии будет учтен принцип (метод) перехода упражнения от простого к комплексному, а затем все будет закреплено в игровом упражнении.
· Страх перед мячом не должен иметь места.
· Каждый игрок имеет право на ошибку.
Роль тренера (Coaching):
· Владеть основами техники и тактики;
· Уметь доходчиво объяснить и показать технические и технико-тактические приемы;
· Владеть дидактическими принципами обучения;
· Требовать и оказывать профессиональную помощь;
· Желание футболистов совершенствовать свое мастерство находится в прямой зависимости от личностных и профессиональных качеств тренера.
Воспитательный блок В.Б.
Учебно-тренировочный и воспитательный процесс на этом этапе подготовки должен быть направлен на формирование у футболистов профессионального отношения к занятию футболом с соблюдением всех норм и требований спорта высоких достижений.
· Пунктуальность и порядок как необходимая норма жизни команды.
· Опрятность и личная гигиена.
· Воспитание взаимоуважения и дружбы между игроками.
· Привитие детям уважительного отношения к требованиям тренера и судьи.
· Воспитание ответственности и самостоятельности.
· Соблюдение распорядка дня и режима отдыха и питания.
· Воспитание у футболистов чувства гордости за право быть членом клуба ЦСКА г. Алматы.