Отличительные особенности радио- телерепортажа и печатного репортажа в спорте

Следует обратить внимание, что все три вида спортивного репортажа отличаются возможностями передачи и как следствие ведущим анализатором восприятия реципиентами. Также следует учитывать, что скорость передачи информации значительно разнится. Например, радио и телерепортаж имеет возможности практически мгновенно быть донесенным до зрителя или слушателя, в то время как печатная пресса значительно отсрочена во времени.

В радиорепортажи можно реализовать все возможности радио, полностью использовать его специфику. Радиорепортаж сочетает сильные стороны информационного радиосообщения (оперативность, актуальность, насыщенность текста) и элементы радиопублицистики (эмоциональное, образное отражение события с определенной ее оценке).

Радиорепортажу присущи специфические свойства – наличие звуковой документальной картины происшествия, которая дает возможность слушателю утолить любознательность и поверить тому, что происходит. Документальные шумы, которые передают атмосферу, обстоятельства события, рассказ корреспондента, который рисует пейзаж, портреты людей и, на конец, живые голоса участников репортажа – все это создает «эффект присутствия», помогает слушателю совершить путешествие на место происшествия.

Ритм, динамика, «калейдоскопичность» – это характеризует репортаж. «Статического репортажа быть не может, как не может быть сидящего репортера», – сказал отечественный репортер Е. Рябчиков [4, с. 67]. Из всех жанров «звуковой» публицистики репортаж динамичный. Характерные особенности спортивного радиорепортажа: «событийность», «эффект присутствия» (термин кинематографа), динамичность, одновременность рассказы с событием, которое происходит. Без этих компонентов репортажа не может быть. Если в репортаже нет хотя бы одного из этих элементов, он перестает быть репортажем. Это уже другой жанр.

В течение всей истории телевидения репортаж был главным жанром и способом информирования. Исследователи определяют репортажность как «имманентное (внутренне присущее), природное свойство телевидения» а репортаж — как «самый распространенный, действенный, ведущий жанр тележурналистики». Не исключением является и телевизионный спортивный репортаж. Проблема его выделения как самостоятельного телевизионного жанра связано со специфическими свойствами телевидения, в частности с непосредственностью и одновременностью существования произведения (собственно репортажа) и предмета его отражения (определенного события), что предусматривает возможность совмещать съемку, монтаж и трансляцию события во время того, как она происходит, т. е. осуществлять одновременно почти все этапы работы над экранным произведением [8, c. 39].

В отличие от телевизионных, печатные СМИ не имеют таких преимуществ, поэтому репортаж не является для них определяющим жанром. Таким образом, репортажность — природная особенность телевизионного искусства, которую можно определить как способность к трансляции. Отметим, что этимология этого понятия происходит от латинского глагола «reportо», что в переводе означает «передавать, сообщать». На основе этого возникло традиционное название телевизионного произведения — передача. Другими словам, репортажным можно назвать любой телевизионный продукт, независимо от формата, способа высказывания, содержания или темы.

Спортивный репортаж в прессе отличается от радио - и телерепортажа возможностью большего углубления в событие (ситуацию, явление), высшей степенью анализа, обобщений, всесторонней оценки, использованием временно-пространственных границ.

Отдельно следует рассматривать проблему киберспорта. В последнее время индустрия видеоигр значительно ускоряет темпы развития, однако специфика данного направления не позволяет в полной мере освещать данные мероприятия в форме репортажа. Как следствие мы можем наблюдать фактически полное отсутствие радио и телерепортажей о соревнованиях [24, c. 64].

Для авторитетных западных медиа видеоигровая индустрия уже давно перестала быть узкой нишевой темой, которой интересуются лишь «какие-то геймеры». Скандалы в геймерских средах выходят далеко за пределы этих сред, их широко обсуждают в СМИ. И когда речь идет о видеоиграх, российские СМИ, ориентированные на широкий круг читателей, обычно ограничиваются сообщениями о том, в который вроде бы ужасный способ те влияют на детей и подростков. Киберспортивные события остаются практически без внимания.

Также следует акцентировать внимание на том, что издания, ориентированные на массового потребителя, фактически никогда не касаются данной проблемы. Репортажи о киберспорте можно увидеть лишь на страницах специализированных изданий, в телерепортаж данное событие может попасть только в том случае, если есть высокие достижения наших спортсменов. А зачастую, репортажи и вообще информация о киберспорте размещена лишь в сети.

Дополнительной проблемой киберспортивной журналистики в России является то, что тематические блоги и издания обычно очень узкоспециализированные, и руководят ими люди без опыта или образования в журналистике. Поэтому на журналистские стандарты здесь не обращают внимания. Дискуссии, которые ведутся в российском медиасообществе относительно сексизма и ксенофобии, авторов этих изданий обычно вообще не трогают, что важно, в частности, учитывая общую токсичность среды онлайн-игр.

Это не столько вина, сколько беда блогеров и обозревателей, которые пытаются писать про любимую сферу на низовом уровне: в основном это геймеры, а не журналисты. После того, как самый рейтинговый игровой журнал Gameplay перестал выходить в свет, на рынке не существует медийного проекта, который бы смог укомплектовать команду профессионалов для освещения игровой и киберспортивной жизни — поэтому для тех, кто пишет про видеоигры и киберспорт, исчезли всякие ориентиры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что репортаж, по сравнению с другими жанрами журналистики, на фоне информационных материалов в новостном выпуске, максимально субъективный жанр, что является его особенностью, которая придает ему определенную свободу в отношении содержания и обогащения авторскими соображениями, также это наиболее оперативный и динамичный жанр освещения спортивных событий. Данные обстоятельства являются отличительной особенностью и делают данный жанр уникальным.

Нами были выделены основополагающие жанровые признаки. Согласно распространенной классификации репортаж относится к первой группе. Были установлены основные отличия репортажа от иных жанров журналистики. Среди них необходимо особо отметить такие: документальность (т.е. передача информации должна базироваться на принципе документальной точности); достоверность (исходя из того, что репортаж ведется непосредственно с места события – необходимо достоверно и точно передавать суть происходящего); объективность (практически невозможно реализовать на практике, но по возможности репортеру нужно стремиться уйти от субъективной оценки происходящего); оперативность (главная отличительная черта репортажа, так как передача информации должна быть молниеносной).

Спортивный репортаж имеет свои особенности, в особенности необходимо акцентировать внимание на стилистических особенностях. Так, спортивный комментатор при передаче информации использует очень много узкоспециализированных терминов, который либо присущи только спортивной сфере, либо имеют иносказательное толкование. Т.е. речь спортивного комментатора ориентирована на определенный круг реципиентов. Спортивный репортаж в отличие от других может включать в себя использование таких речевых оборотов как жаргонизмы. Очень распространенным остается использование метафор и гипербол. Некоторые исследователи указывают, что спортивные репортеры используют некий «лингвистический код».

В зависимости от способа передачи информации можно выделить газетный (журнальный) репортаж, радиорепортаж, телерепортаж. Они в значительной степени разнятся по скорости передачи информации, если теле-радиорепортажи имеют возможность мгновенной передачи информации, та репортаж в газете на это не способен, поэтому в случае печатных СМИ используется более детальный анализ и система пояснений, что позволяет удерживать свою аудиторию и сохранить «эффект присутствия».

В настоящее время в бытность человечества врывается киберспорт, но на сегодняшний день это направление не нашло своей ниши в информационном пространстве. Все чаще для репортажей о данном виде спорта ведутся на страницах специальных, специализированных журналов, блогах и сайтах.

В ходе нашего исследования была достигнута цель, все задачи были разрешены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ворошилов В.В. Журналистика: учебник / В.В. Ворошилов – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 447 с.

2. Зильберт А.Б. Спортивный дискурс: точки пересечения с другими дискурсам (проблемы интертекстуальности) // Язык, сознание, коммуникация. – М.: МАКС – пресс, 2001. – Вып.19. – С. 103-112.

3. Зильберт, Б.А. Социопсихолингвистические исследования текстов радио, телевидения, газеты / Б. А. Зильберт; под ред. акад. АПН СССР В. Г. Костомарова. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1986. - 211 с.

4. Зиянгиров Э.К. Тропы и стилистические фигуры в речи спортивных комментаторов Э.К. Зиянгиров; - Пенза. – Издательский Дом "Академия Естествознания". – 2015. – 233 с.

5. Ким М.Н. Жанры современной журналистики / М.Н. Ким. – СПб.: Изд-во Ми-хайлова В.А., 2004. – 336 с.

6. Киселева В. А. Лексико-фразеологическая экспликация концепта футбол в спортивном дискурсе: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.02.01 / Киселева Виктория Анатольевна; - СПб.: 2009. – 25 с.

7. Логинова Т.А. Экспрессия и оценка в английском спортивном дискурсе Логинова Т.А.; - М.: АВАНТ – пресс. – Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 2. – С. 166 – 168.

8. Мазуров К.В., Немчинова Н.В., Мазурова Н.А. Терминологические эквиваленты в футбольной терминологии русского и английского языков. – Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. – 2015. № 6. – С. 245-252.

9. Малышева Е.Г. Русский спортивный дискурс. Монография. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2011. — 370 с.

10. Мельник Г. С. Основы творческой деятельности журналиста / Г. С. Мельник, А. Н. Тепляшина. — СПб.: Питер, 2008. — 272 с.

11. Мисонжников Б. Я. Жанры журналистики: предмет и форма творческой рефлексии // Жанры в журналистском творчестве: Материалы научно-практического семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов» (19 марта 2003 года, Санкт-Петербург) / Отв. ред. Б. Я. Мисонжников. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. — С. 3–15.

12. Михайлов С., Мостов А. Спортивная журналистика / С. Михайлов, А. Мостов. – С.Пб, 2005. – 220 с.

13. Подорога В. А. Новая философская энциклопедия: В 4 тт / В. А. Подорога. [Электронный ресурс]. — М.: Мысль, 2001. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1112/СОБЫТИЕ. — Заглавие с экрана.

14. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики / Е. Прохоров. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 367 с.

15. Смелкова З., Ассуирова Л., Савова М., Сальникова О. Риторические основы журналистики: работа над жанрами газеты: учебное пособие. – М.: Наука, 2003. – 320 с.

16. Спорт в зеркале журналистики / Составитель Солганик Г. – М.: Мысль, 1989. – 220 с.

17. Тепляшина А. Н. К вопросу типологии жанров массовой прессы // Жанры в журналистском творчестве: Материалы научно-практического семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов» (19 марта 2003 года, Санкт-Петербург) / Отв. ред. Б. Я. Мисонжников. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. — С. 16–28.

18. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 312 с.

19. Третьяков В. Т. Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики / Предисл. С. А. Маркова. — М.: Ладомир, 2004. — 623 с.

20. Тюрина А.А. Принцип доступности и экспрессивности как одна из основополагающих коммуникативных стратегий спортивного репортажа (на материале речей комментаторов футбольных матчей). – Статья в сборнике научных трудов конференции. – Традиции и Инновации в строительстве и архитектуре. Материалы 70-й юбилейной Всероссийской научно-технической конференции по итогам НИР 2012 года. Самарский государственный архитектурно-строительный университет. 2013. – Самара. - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный архитектурно-строительный университет". – 2013. – C. 123 – 127.

21. Ученова В. В. Современные тенденции развития журналистских жанров // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 1976. — № 4. — С. 37–45.

22. Учёнова В.В. Гносеологические проблемы публицистики / В.В. Учёнова. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1971. – 147 с.

23. Фаткуллина Ф.Г. Категория деструктивности в современном русском языке: автореф. дис. докт. филол. наук. – Уфа, 2002. – 43 с.

24. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» / В. Л. Цвик. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 495 с.

25. Цвик В. Л. Телевизионная служба новостей: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» / В.Л. Цвик. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 319 с.

26. Юрков А. А. Функциональная основа системы журналистских жанров // Жанры в журналистском творчестве: Материалы научно-практичного семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов» (19 марта 2003 года, Санкт-Петербург) / Отв. ред. Б. Я. Мисонжников. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. — С. 45–49.

Наши рекомендации