Го года обучения (6 часов в неделю)

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ

  • утверждение в выборе спортивной специализации – рукопашный бой и овладение основами техники.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

  • укрепление здоровья и всестороннее развитие учащихся
  • обучение технике каратэ
  • повышение уровня физической подготовленности
  • отбор наиболее перспективных спортсменов для дальнейших занятий РБ

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ

  • игровой
  • соревновательный
  • круговой
  • повторный
  • равномерный
  • контрольный

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА

  • общеразвивающие упражнения
  • подвижные игры и игровые упражнения с элементами единоборства
  • самостраховка и элементы акробатики
  • скоростно-силовые упражнения
  • базовая школа техники РБ
  • прыжки и прыжковые упражнения
  • комплексы упражнений для индивидуальных тренировок

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ

Основной формой учебно-тренировочного процесса являются:

  • учебно-тренировочные и теоретические занятия
  • занятия по индивидуальным планам
  • медико-восстановительные мероприятия (если необходимо)
  • тестирование и медицинский контроль
  • участие в соревнованиях
  • инструкторская и судейская практика

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТРЕНИРОВКИ

Этап начальной подготовки – один из наиболее важных этапов. Поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения спортивным мастерством в избранном виде. Однако здесь имеется опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма, так как у детей этого возраста существует отставание в развитии отдельных вегетативных функций организма.

Уже на этапе начальной подготовки наряду с применением различных видов спорта, подвижных и спортивных игр следует включать в программу занятий комплексы специально-подготовленных упражнений, близких по структуре к избранному виду спорта. Причем воздействие этих упражнений должно быть направленно на дальнейшее развитие физических качеств, имеющих важное значение именно для рукопашного боя.

На начальном этапе спортивных занятий целесообразно выдвигать на первый план задачу достижения разносторонней физической подготовленности и целенаправленно развивать физические качества, применяя специальные комплексы упражнений и игр (в виде тренировочных занятий) с учетом подготовки спортсмена. Тем самым достигается единство общей и специальной подготовки.

Многие физические качества детей наиболее устойчиво проявляются (с точки зрения прогноза) у мальчиков 1-13 лет, у девочек 10-12 лет. Этот возраст совпадает с этапом начальной спортивной подготовки в рукопашном бою. В следующих возрастных группах (юношей среднего и старшего возраста) все виды прогноза затруднены. Если тренер не увидит самого важного в спортсмене до 13 лет, то не увидит и в 17-18 лет.

Учебно-тематический план представлен в таблице № 13.

ФАКТОРЫ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ НАГРУЗКУ

  • недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;
  • возрастные особенности физического развития;
  • элементы акробатики и самостраховки (кувырки, кульбиты, повороты и др.);
  • всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;
  • метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мячей и др.);
  • скоростно-силовые упражнения (отдельные и в виде комплексов);
  • гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки;
  • школа техники рукопашного боя и изучение обязательной программы технико-тактических комплексов (ТТК);
  • комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (задание на дом).

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Двигательные навыки у юных спортсменов должны формироваться параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха в избранном виде спорта. С самого начала занятий им необходимо овладевать основами техники целостного упражнения, а не отдельных его частей. Обучение основами техники целесообразно проводить в облегченных условиях.

В первый год обучения одной из задач занятий является овладение основами техники избранного вида спорта. При этом процесс обучения должен проходить концентрированно, без больших пауз, т.е. перерыв между занятиями не должен превышать трех дней. Обучение каждому техническому действию или комплексу действий нужно проводить в течение 15-25 занятий (30-35 мин в каждом).

Эффективность обучения упражнениям находится в прямой зависимости от уровня развития физических качеств детей и подростков. Применение на начальном этапе занятий спортом в значительном объеме упражнений скоростно-силового характера, направленных на развитие быстроты и силы, способствует более успешному формированию и совершенствованию двигательных навыков. Игровая форма выполнения упражнений соответствует возрастным особенностям детей и позволяет успешно осуществлять начальную спортивную подготовку юных спортсменов (специализированные игровые методы обучения представлены ниже).

МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ

Контроль на этапе начальной подготовки используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Он должен быть комплексным, проводиться регулярно и своевременно, основываться на объективных и количественных критериях. Контроль эффективности технической подготовки осуществляется, как правило, тренером по оценке выполнения обязательной программы, при сдаче экзаменационных зачетов на промежуточных этапах обучения.

Контроль над эффективностью физической подготовки проводится с помощью специальных контрольных нормативов по годам обучения, которые представлены тестами, характеризующими уровень развития физических качеств.

При планировании контрольных проверок по физической и специальной физической подготовке рекомендуется следующий порядок и последовательность выполнения упражнений:

  • контрольные упражнения проводятся в течение одного дня.
  • упражнения проводятся на скорость, на силу, на выносливость.

В отдельных случаях порядок проверки может быть изменен.

Особое внимание при контроле уделяется соблюдению одинаковых условий: время дня, учет времени приема пищи, предшествующая нагрузка, погода, разминка и т.д. Контрольные проверки желательно проводить в торжественной соревновательной обстановке.

Наши рекомендации