Управление и контроль в спортивной

ТРЕНИРОВКЕ

XI. 1. Основы управления

Известно, что под влиянием тренировки состояние спортсмена » изменяется. Целесообразно различать три типа состояний спорт­смена: этапные состояния, сохраняющиеся • относительно длительно — недели или месяцы, (например, состояние спортивной формы, состояние недостаточной тренированности и т. п.); теку­щие состояния, которые изменяются под влиянием одного или нескольких занятий (оценка этих состояний позволяет пра­вильно определить направленность, характер построения ближай­ших тренировочных занятий и величину нагрузки в них); опе­ративные состояния, изменяющиеся под влиянием отдель­ных упражнений и быстро преходящие (их учитывают при по­строении программ тренировочных занятий — планировании про­должительности и характера упражнений, интенсивности их вы­полнения, продолжительности и характера интервалов отдыха).

Постоянно изменяющиеся возможности спортсмена, колеба­ния его состояния под влиянием разнообразных факторов служат основой для управления процессом спортивной тренировки при помощи обратных связей: 1) сведения, идущие от спортсмена к тренеру (самочувствие, отношение к работе, настроение и т. п.); 2) сведения о поведении спортсмена (объем тренировочной рабо­ты, ее выполнение, замеченные ошибки и т. п.); 3) данные о сроч­ном тренировочном эффекте (величина и характер сдвигов в функ­циональных системах, вызванных тренировочной нагрузкой); 4) све­дения о кумулятивном тренировочном эффекте (изменения в состоянии тренированности спортсмена) (В. М. Зациорский, 1969; В. А.Запорожанов, 1982).

Рациональное построение тренировочного процесса предпола­гает его строгую направленность на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности, обеспечивающей ее эф­фективность. Это возможно лишь при развернутых представле­ниях о факторах, определяющих эффективную соревновательную деятельность, о взаимосвязях между структурой соревнователь­ной деятельности и структурой подготовленности. Необходимо

четко знать, каковы субординационные отношения между состав­ляющими соревновательной деятельности и подготовленности: 1) соревновательной деятельностью как'интегральной характери­стикой подготовленности спортсмена; 2) основными компонен­тами соревновательной деятельности (стартом, уровнем дистанци­онной скорости, финишем и др.); 3) интегральными качествами, определяющими эффективность действий спортсмена при выпол­нении соревновательной деятельности (например, по отношению к уровню дистанционной скорости такими качествами являются специальная выносливость и скоростно-силовые способности); 4) основными функциональными параметрами и характеристика­ми, определяющими уровень развития интегральных качеств (так, по отношению к специальной выносливости такими характери­стиками являются показатели мощности и емкости систем энер­гообеспечения, экономичности работы, устойчивости и подвиж­ности основных функциональных систем и т. п.); 5) частными показателями, определяющими уровень основных функциональ­ных параметров и характеристик (например, по отношению к тах Уо2— интегральной характеристике аэробной производитель­ности — такими показателями являются процент красных мышеч­ных волокон, объем сердца, минутный объем кровообращения, максимальная вентиляция легких, емкость капиллярной сети, активность аэробных ферментов и т. п.).

Такой подход позволяет упорядочить процесс управления, тес­но увязать структуру соревновательной деятельности и соответ­ствующую ей структуру подготовленности с методикой диагности­ки функциональных возможностей спортсменов, модельными ха­рактеристиками соответствующих уровней, системой средств и методов, направленных на совершенствование различных компо­нентов подготовленности и соревновательной деятельности.

Эффективность управления спортивной тренировкой связана с четким количественным выражением структуры тренированности и соревновательной деятельности, характерной для конкретной дисциплины того или иного вида спорта. Для этого вначале уста­навливают модель тренированности й соревновательной деятель ности, избранную в качестве-ориентира на определенном этапе спортивного совершенствования. Затем оценивают функциональ­ные возможности конкретного спортсмена, сопоставляя его инди­видуальные данные с модельными, определяют направления в работе и пути достижения заданного эффекта. Далее подбирают средства и методы тренировки, способствующие достижению за­планированных результатов, распределяют средства во времени — планируют тренировочный процесс. Завершающими операциями указанного цикла являются поэтапный контроль за эффектив­ностью тренировочного процесса и (в случае необходимости) его коррекция.

Необходимым условием реализации всех операций этого цик­ла является наличие всесторонних и сбалансированных сведений. Четкие (желательно количественные) представления о структуре соревновательной деятельности и подготовленности спортсмена служат основой для разработки модельных характеристик си­стемы диагностики в процессе этапного контроля и управления. Результаты контроля определяют основные направления работы и пути достижения заданного эффекта, обусловливают подбор средств и методов педагогического воздействия, их объем и со­отношение в тренировочном процессе. Последующие процедуры, связанные с результатами предыдущих, предполагают разработку системы построения основных элементов микро-, мезо- и макро­структуры тренировочного процесса и соответствующей методики текущего и оперативного контроля и управления, обеспечивающих протекание адаптационных процессов в заданном направ­лении.

При текущем управлении оценивается реакция организма спортсменов на нагрузки отдельных тренировочных занятий, их серий и микроциклов. В результате разрабатывается такой ре­жим нагрузок и отдыха в течение отдельного занятия, трениро­вочных микроциклов и мезоциклов, который обеспечивает условия, необходимые. Для адаптации организма спортсмена в нужном на­правлении. К этим условиям относятся: 1) соотношение занятий с большими, значительными, средними и малыми нагрузками, способными, с одной стороны, предъявлять к организму спорт­сменов требования, стимулирующие адаптационные процессы, а с другой — способствовать протеканию этих процессов; 2) ра­циональное соотношение в мезоциклах «нагрузочных» и восста­новительных микроциклов; 3) оптимальное соотношение в микро- и мезоциклах работы различной преимущественной направленности; 4) направленное управление работоспособностью, восстановитель­ными и адаптационными процессами за счет комплексного при­менения педагогических и дополнительных средств (физических, психологических, фармакологических и т.п.) и методов тренировки. При оперативном управлении оценивается реакция организма спортсмена на отдельные упражнения и принимаются меры для достижения заданного тренировочного эффекта. *В числе этих мер — четкое представление о составе средств м методов, способных стимулировать развитие соответствующих качеств и способностей, об их взаимодействии в занятии; оперативная коррекция отдель-. ных параметров тренировочной нагрузки (продолжительности и ин­тенсивности работы при выполнении упражнений, продолжитель­ности и характера пауз между ними и т. п.) с целью получения заданных реакций; направленное управление реакциями организ­ма на отдельные упражнения с помощью различных дополнитель­ных средств.

XI. 2. Основы контроля

В соответствии с необходимостью оценивать этапные, текущие и оперативные состояния спортсменов принято различать три вида контроля: поэтапный, текущий и оперативный.

Основные задачи поэтапного контроля — определениеизменения состояния спортсменов под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на по­следующий макроцикл или период. В связи с этим в процессе по­этапного контроля всесторонне оценивается уровень различных сторон подготовленности, выявляются недостатки и дальнейшие резервы совершенствования. В результате вырабатываются инди­видуальные планы построения тренировочного процесса на отдель­ный тренировочный период или весь макроцикл.

Частота обследований при поэтапном контроле может быть различной. Она зависит прежде всего от особенностей годичного планирования тренировочного процесса. Наиболее эффективна та­кая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле —на I и II этапах подготовительного.перио­да и в соревновательном периоде.

Объективное проявление функциональных возможностей спортсмена в большинстве тестов возможно лишь после специальной .подготовки к обследованию, которая должна заключаться в устра­нений утомления от предшествующей тренировочной работы, на­стройке на серьезное отношение к выполнению программ тестов и т. п. Поэтому нужно, во-первых, подводить спортсменов к поэ­тапному контролю в оптимальном состоянии и, во-вторых, по воз­можности обеспечивать стандартные условия обследования.

Задача текущего контроля — оценка реакции организма спортсмена на работу различной преимущественной направлен­ности, определение формирования процессов утомления под влия­нием нагрузок отдельных занятий, учет протекания восстанови­тельных процессов, выявление особенностей взаимодействия раз­ных по величине и направленности нагрузок в течение дня или ми­кроцикла. Все это позволяет оптимизировать процесс тренировки в течение дня, микроцикла и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития необходимых адаптационных перестроек.

Оперативный контроль направлен преимущественно на оптимизацию программы тренировочных занятий, выбор таких упражнений и их комплексов, которые в наибольшей мере будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут исполь­зоваться разнообразные тесты, позволяющие выявить оптималь­ные для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсив­ность упражнений, величину отягощения и т. д.

Указанные виды контроля служат основой для разработки со­ответствующих планов подготовки: перспективного — на очеред­ной тренировочный макроцикл или этап, текущего — на мезоцикл, микроцикл, занятие, оперативного — на отдельное упражнение или комплекс упражнений. В процессе контроля могут оцениваться:

- эффективность соревновательной деятельности;

- уровень развития двигательных качеств, технико-тактического мастерства, психической и интегральной подготовленности;

- возможности отдельных функциональных систем и механизмов, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность;

- реакция организма на предлагаемые тренировочные нагрузки, особенности протекания процессов утомления и восстановления;

- показатели нагрузки различных структурных образований тре­нировочного процесса — упражнений, отдельных занятий, микро-, мезо- и макроциклов и т. д.

Одной из основных задач контроля является рациональный подбор тестов, которые должны:

- объективно отражать оцениваемые качества и способности; ,

- быть понятными и для испытуемых, и для тех, кому они выда­ют информацию;

- естественно вписываться в тренировочный процесс, не нарушая его организации и не ставя перед спортсменом непривычных за­дач, вызывающих неблагоприятные реакции психики и функцио­нальных систем;

- в сумме достаточно всесторонне оценивать реакцию на трени­ровочные воздействия, подготовленность спортсмена в соответствии с данными о ее структуре.

Наши рекомендации