Управление и контроль в спортивной
ТРЕНИРОВКЕ
XI. 1. Основы управления
Известно, что под влиянием тренировки состояние спортсмена » изменяется. Целесообразно различать три типа состояний спортсмена: этапные состояния, сохраняющиеся • относительно длительно — недели или месяцы, (например, состояние спортивной формы, состояние недостаточной тренированности и т. п.); текущие состояния, которые изменяются под влиянием одного или нескольких занятий (оценка этих состояний позволяет правильно определить направленность, характер построения ближайших тренировочных занятий и величину нагрузки в них); оперативные состояния, изменяющиеся под влиянием отдельных упражнений и быстро преходящие (их учитывают при построении программ тренировочных занятий — планировании продолжительности и характера упражнений, интенсивности их выполнения, продолжительности и характера интервалов отдыха).
Постоянно изменяющиеся возможности спортсмена, колебания его состояния под влиянием разнообразных факторов служат основой для управления процессом спортивной тренировки при помощи обратных связей: 1) сведения, идущие от спортсмена к тренеру (самочувствие, отношение к работе, настроение и т. п.); 2) сведения о поведении спортсмена (объем тренировочной работы, ее выполнение, замеченные ошибки и т. п.); 3) данные о срочном тренировочном эффекте (величина и характер сдвигов в функциональных системах, вызванных тренировочной нагрузкой); 4) сведения о кумулятивном тренировочном эффекте (изменения в состоянии тренированности спортсмена) (В. М. Зациорский, 1969; В. А.Запорожанов, 1982).
Рациональное построение тренировочного процесса предполагает его строгую направленность на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности, обеспечивающей ее эффективность. Это возможно лишь при развернутых представлениях о факторах, определяющих эффективную соревновательную деятельность, о взаимосвязях между структурой соревновательной деятельности и структурой подготовленности. Необходимо
четко знать, каковы субординационные отношения между составляющими соревновательной деятельности и подготовленности: 1) соревновательной деятельностью как'интегральной характеристикой подготовленности спортсмена; 2) основными компонентами соревновательной деятельности (стартом, уровнем дистанционной скорости, финишем и др.); 3) интегральными качествами, определяющими эффективность действий спортсмена при выполнении соревновательной деятельности (например, по отношению к уровню дистанционной скорости такими качествами являются специальная выносливость и скоростно-силовые способности); 4) основными функциональными параметрами и характеристиками, определяющими уровень развития интегральных качеств (так, по отношению к специальной выносливости такими характеристиками являются показатели мощности и емкости систем энергообеспечения, экономичности работы, устойчивости и подвижности основных функциональных систем и т. п.); 5) частными показателями, определяющими уровень основных функциональных параметров и характеристик (например, по отношению к тах Уо2— интегральной характеристике аэробной производительности — такими показателями являются процент красных мышечных волокон, объем сердца, минутный объем кровообращения, максимальная вентиляция легких, емкость капиллярной сети, активность аэробных ферментов и т. п.).
Такой подход позволяет упорядочить процесс управления, тесно увязать структуру соревновательной деятельности и соответствующую ей структуру подготовленности с методикой диагностики функциональных возможностей спортсменов, модельными характеристиками соответствующих уровней, системой средств и методов, направленных на совершенствование различных компонентов подготовленности и соревновательной деятельности.
Эффективность управления спортивной тренировкой связана с четким количественным выражением структуры тренированности и соревновательной деятельности, характерной для конкретной дисциплины того или иного вида спорта. Для этого вначале устанавливают модель тренированности й соревновательной деятель ности, избранную в качестве-ориентира на определенном этапе спортивного совершенствования. Затем оценивают функциональные возможности конкретного спортсмена, сопоставляя его индивидуальные данные с модельными, определяют направления в работе и пути достижения заданного эффекта. Далее подбирают средства и методы тренировки, способствующие достижению запланированных результатов, распределяют средства во времени — планируют тренировочный процесс. Завершающими операциями указанного цикла являются поэтапный контроль за эффективностью тренировочного процесса и (в случае необходимости) его коррекция.
Необходимым условием реализации всех операций этого цикла является наличие всесторонних и сбалансированных сведений. Четкие (желательно количественные) представления о структуре соревновательной деятельности и подготовленности спортсмена служат основой для разработки модельных характеристик системы диагностики в процессе этапного контроля и управления. Результаты контроля определяют основные направления работы и пути достижения заданного эффекта, обусловливают подбор средств и методов педагогического воздействия, их объем и соотношение в тренировочном процессе. Последующие процедуры, связанные с результатами предыдущих, предполагают разработку системы построения основных элементов микро-, мезо- и макроструктуры тренировочного процесса и соответствующей методики текущего и оперативного контроля и управления, обеспечивающих протекание адаптационных процессов в заданном направлении.
При текущем управлении оценивается реакция организма спортсменов на нагрузки отдельных тренировочных занятий, их серий и микроциклов. В результате разрабатывается такой режим нагрузок и отдыха в течение отдельного занятия, тренировочных микроциклов и мезоциклов, который обеспечивает условия, необходимые. Для адаптации организма спортсмена в нужном направлении. К этим условиям относятся: 1) соотношение занятий с большими, значительными, средними и малыми нагрузками, способными, с одной стороны, предъявлять к организму спортсменов требования, стимулирующие адаптационные процессы, а с другой — способствовать протеканию этих процессов; 2) рациональное соотношение в мезоциклах «нагрузочных» и восстановительных микроциклов; 3) оптимальное соотношение в микро- и мезоциклах работы различной преимущественной направленности; 4) направленное управление работоспособностью, восстановительными и адаптационными процессами за счет комплексного применения педагогических и дополнительных средств (физических, психологических, фармакологических и т.п.) и методов тренировки. При оперативном управлении оценивается реакция организма спортсмена на отдельные упражнения и принимаются меры для достижения заданного тренировочного эффекта. *В числе этих мер — четкое представление о составе средств м методов, способных стимулировать развитие соответствующих качеств и способностей, об их взаимодействии в занятии; оперативная коррекция отдель-. ных параметров тренировочной нагрузки (продолжительности и интенсивности работы при выполнении упражнений, продолжительности и характера пауз между ними и т. п.) с целью получения заданных реакций; направленное управление реакциями организма на отдельные упражнения с помощью различных дополнительных средств.
XI. 2. Основы контроля
В соответствии с необходимостью оценивать этапные, текущие и оперативные состояния спортсменов принято различать три вида контроля: поэтапный, текущий и оперативный.
Основные задачи поэтапного контроля — определениеизменения состояния спортсменов под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период. В связи с этим в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивается уровень различных сторон подготовленности, выявляются недостатки и дальнейшие резервы совершенствования. В результате вырабатываются индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или весь макроцикл.
Частота обследований при поэтапном контроле может быть различной. Она зависит прежде всего от особенностей годичного планирования тренировочного процесса. Наиболее эффективна такая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле —на I и II этапах подготовительного.периода и в соревновательном периоде.
Объективное проявление функциональных возможностей спортсмена в большинстве тестов возможно лишь после специальной .подготовки к обследованию, которая должна заключаться в устранений утомления от предшествующей тренировочной работы, настройке на серьезное отношение к выполнению программ тестов и т. п. Поэтому нужно, во-первых, подводить спортсменов к поэтапному контролю в оптимальном состоянии и, во-вторых, по возможности обеспечивать стандартные условия обследования.
Задача текущего контроля — оценка реакции организма спортсмена на работу различной преимущественной направленности, определение формирования процессов утомления под влиянием нагрузок отдельных занятий, учет протекания восстановительных процессов, выявление особенностей взаимодействия разных по величине и направленности нагрузок в течение дня или микроцикла. Все это позволяет оптимизировать процесс тренировки в течение дня, микроцикла и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития необходимых адаптационных перестроек.
Оперативный контроль направлен преимущественно на оптимизацию программы тренировочных занятий, выбор таких упражнений и их комплексов, которые в наибольшей мере будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальные для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность упражнений, величину отягощения и т. д.
Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного — на очередной тренировочный макроцикл или этап, текущего — на мезоцикл, микроцикл, занятие, оперативного — на отдельное упражнение или комплекс упражнений. В процессе контроля могут оцениваться:
- эффективность соревновательной деятельности;
- уровень развития двигательных качеств, технико-тактического мастерства, психической и интегральной подготовленности;
- возможности отдельных функциональных систем и механизмов, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность;
- реакция организма на предлагаемые тренировочные нагрузки, особенности протекания процессов утомления и восстановления;
- показатели нагрузки различных структурных образований тренировочного процесса — упражнений, отдельных занятий, микро-, мезо- и макроциклов и т. д.
Одной из основных задач контроля является рациональный подбор тестов, которые должны:
- объективно отражать оцениваемые качества и способности; ,
- быть понятными и для испытуемых, и для тех, кому они выдают информацию;
- естественно вписываться в тренировочный процесс, не нарушая его организации и не ставя перед спортсменом непривычных задач, вызывающих неблагоприятные реакции психики и функциональных систем;
- в сумме достаточно всесторонне оценивать реакцию на тренировочные воздействия, подготовленность спортсмена в соответствии с данными о ее структуре.