IV. 2. Совершенствование тактической подготовленности
Содержание процесса тактической подготовки определяется наличием различных фаз в структуре тактических действий, требующих теоретических знаний техники и тактики спортивной борьбы; способностей к прогнозированию соревновательных ситуаций и их анализу, умения выбирать и реализовывать оптимальные технико-тактические решения в условиях жесткой конкуренции.
В соответствии с этим процесс тактического совершенствования предусматривает несколько относительно самостоятельных разделов и направлений, в совокупности обеспечивающих разностороннюю тактическую подготовленность. В первую очередь следует выделить овладение знаниями общих основ тактики спорта, положений, форм, видов и средств тактики конкретного вида спорта, тенденций развития соревновательной деятельности, правил соревнований и особенностей судейства. Эти знания являются необходимой основой для практического освоения эффективных технико-тактических действий и их реализации в условиях соревновательной борьбы.
Процесс овладения специальными знаниями должен быть строго дифференцирован с учетом особенностей этапа многолетней подготовки. Так на ранних этапах закладываются наиболее общие знания об основах спортивной тактики, изучаются правила соревнований и их влияние на формирование спортивной тактики, . приобретаются знания основных средств, форм и видов тактики данного вида спорта. На этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей, при подготовке спортсменов к главным соревнованиям на первый план выдвигаются изучение'и ана-, лиз основных технических и тактических действий предполагаемых соперников, уровня их физической, психологической и интеллектуальной подготовленности, мест проведения соревнований, состояния спортивных баз, особенностей судейства и поведения болельщиков и т. п.
Знания по тактике приобретаются с помощью широкого круга методов. В их числе анализ соревновательной деятельности выдающихся спортсменов по результатам наблюдений в процессе соревнований, изучение кино- и видеоматериалов, специальной литературы, беседы с тренерами и спортсменами высокого класса и др.
Важнейшим разделом тактической подготовки является овладение практическими элементами спортивной тактики:
— целесообразными средствами и способами соревновательных действий, обусловливающими эффективность соревновательной борьбы; г
— способами рационального распределения сил в процессе соревнований;
— приемами психологического воздействия на соперников и маскировки собственных намерений (Л. П. Матвеев, 1977).
Эффективность овладения практическими элементами спортивной тактики определяется уровнем технической подготовленности спортсмена. Чем шире объем технических навыков и умений, тем больше возможности спортсмена в освоении и реализации эффективных вариантов спортивной тактики. Л. П. Матвеев отмечает, что «основные элементы спортивной тактики представляют собой не что иное, как соединение спортивной техники с целесообразным способом ее использования, соответствующим конкретной соревновательной ситуации, т. е. являются тактическими формами применения спортивной техники. Следует иметь в виду, что элементы тактики всегда крупнее элементов техники: первые включают в себя вторые в качестве своих компонентов, объединяя их в определенном порядке — в форме целесообразных способов ведения состязания. Именно необходимость этого единства технических итактических элементов соревновательных действий должна постоянно учитываться в процессе тактического совершенствования.
Овладение элементами спортивной тактики осуществляется прежде всего с помощью практических методов. Например, в видах спорта циклического характера таким методом является многократное выполнение соревновательных упражнений в строгом соответствии с разработанной тактической схемой и при постоянном контроле за эффективностью двигательных действий. При этом учитываются скорость и время прохождения дистанций и их отрезков, темп движений, расстояние, преодолеваемое в результате одного цикла, и т. д.
В. С. Келлер (1986) рекомендует методы, основанные на использовании специальных организационно-методических приемов, позволяющих моделировать тактику действий, характерную для единоборств и спортивных игр: тренировку без противника; тренировку с условным противником; тренировку с партнером; тренировку с противником.
Метод тренировки без противника применяется для овладения основами технико-тактических действий, обучения активному и сознательному их анализу. Специфическими средствами в этом случае являются основные положения и движения, передвижения, имитационные упражнения, различные их сочетания.
Метод тренировки с условным противником предполагает использование вспомогательных снарядов и приспособлений: мишеней, манекенов, различных тренажерных устройств, моделей противника с программным управлением и т. п. Это позволяет отрабатывать дистанционные, временные, ритмические характеристики действий, развивать и совершенствовать зрительно-двигательные и кинестетические ощущения. Данный метод может успешнр применяться для развития специфических качеств и при моделировании соревновательной деятельности.
Метод тренировки с партнером — основной для овладения тактикой действий. Партнер в данном случае является активным помощником. Основные средства при использовании этого метода: парные и групповые упражнения, которые отличаются большим разнообразием и направлены преимущественно на совершенствование тактики.
Метод тренировки с противником применяется для детальной отработки тактики действий, тактического совершенствования с учетом индивидуальных особенностей спортсменов, воспитания умения использовать свои возможности в различных тактических ситуациях, создаваемых противником. Этот метод позволяет совершенствовать тактику действий в условиях информационного и временного дефицита для решения тактических задач, пространственно-временной неопределенности, быстро изменяющихся ситуаций. Такие условия создают определенный эмоциональный фон и высокую напряженность, характерные для деятельности в условиях соревнований.
Выбор того или иного тактического варианта, его отработка и реализация в соревновательной деятельности обусловлены уровнем технического мастерства спортсмена и развития его двигательных качеств, возможностями важнейших функциональных систем, морально-волевой и психической подготовленностью. Поэтому процесс овладения элементами спортивной тактики с помощью практических методов можно рассматривать как своего рода объединяющее начало по отношению к другим составляющим спортивного мастерства.
Для спортсменов, специализирующихся в видах спорта циклического характера, система упражнений и методических приемов становления спортивной тактики включает следующие компоненты (Л. П. Матвеев, 1977):
1) создание облегчающих условий при освоении рациональных вариантов распределения сил на дистанции (лидирование, корректирующая информация о скорости передвижения, темпе движений и т. п.);
2) создание условий, усложняющих реализацию оптимального тактического плана при закреплении тактических навыков (выполнение заданий в непривычных условиях, введение дополнительных помех);
3) выдерживание тактической схемы при существенной вариативности пространственно-временных и динамических характеристик движений или, наоборот, неожиданное изменение тактики по дополнительному сигналу либо в связи с резко изменившейся ситуацией;
4) реализация оптимальной тактической схемы при работе в условиях значительного и постоянно прогрессирующего утомления.
Аналогичные системы могут быть легко разработаны для любого вида спорта.
Важным разделом тактической подготовки является изучение техники и тактики, психических и физических возможностей основных соперников и партнеров, особенностей предстоящих соревнований. Данный раздел приобретает особое значение в процессе подготовки высококвалифицированных спортсменов к главным соревнованиям, характеризующимся высокой конкуренцией и плотностью результатов.
В первую очередь следует изучать технико-тактические возможности спортсменов и команд. Это особенно важно в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, где результат связан с наличием прямого противоборства (например, в индивидуальной велосипедной гонке на шоссе, спринтерской гонке на треке). При изучении возможностей соперников в этих видах спорта основное внимание следует обращать на излюбленные действия, тактические приемы и комбинации, применяемые в различных ситуациях, особенности варьирования средствами и методами соревновательной борьбы в зависимости от условий соревнований и т. п.
Информация о предполагаемых соперниках может быть получена с помощью просмотра и анализа результатов соревнований, рассказов спортсменов и тренеров, анализа личного опыта встречи с этими соперниками и др. Сбор информации следует вести систематически с разбором и анализом технико-тактических, физических, психических и других возможностей соперника, изучением сильных и слабых сторон его подготовленности, стиля и манеры ведения соревновательной борьбы в различных условиях. Особое внимание необходимо обращать на изучение тех качеств, приемов , и действий, которые могут оказать решающее влияние на ход спортивной борьбы и позволяют прогнозировать дальнейшие действия соперника.
Результаты предварительного изучения возможностей основных соперников должны дополняться оценкой применяемых ими приемов и действий в ходе конкретного соревнования. Необходимо помнить, что каждый этап подготовки привносит что-то новое в технико-тактическую оснащенность и физическую подготовленность спортсмена и даже хорошее знание соперника не гарантирует от его неожиданных эффективных действий.
Важным разделом тактической подготовки является оценка условий соревнований и выбор в соответствии с ней технико-тактической схемы ведения соревновательной борьбы.
Климатические особенности мест соревнований, состояние погоды, оборудование баз и т. п. могут оказать решающее влияние на исход спортивной борьбы в различных видах спорта. Например, различные покрытия площадок для тенниса (пластиковые, деревянные, травяные, бетонные, грунтовые), полотна велотрека (деревянное, бетонное, синтетическое), футбольного поля (травяное, синтетическое) требуют разных вариантов выполнения одних и тех же технических приемов и комбинаций.
Температура и направление движения воздуха, состояние лыжни и льда, горнолыжных трасс, трасс для бобслея также оказывают существенное влияние на выбор и подготовку инвентаря и формы. Ошибки здесь чреваты значительным снижением спортивных результатов. Изучение и учет климатических и погодных условий могут иметь решающее значение для реализации эффективных технико-тактических схем ведения соревновательной борьбы и достижения высоких результатов во всех дисциплинах парусного спорта.
На основе полученных знаний о состоянии мест соревнований, возможностях соперников, учета собственных возможностей и состояния в момент конкретных соревнований, а также учета соревновательной борьбы прогнозируется рациональная тактика спортсмена или команды. Обычно выделяют два уровня прогнозирования: а) прогнозирование основных форм, средств и видов тактики соперников, а также собственных технико-тактических планов, наиболее вероятных ситуаций, которые могут сложиться в ходе всего соревнования и конкретных стартов, встреч, поединков; б) оперативное прогнозирование действий соперника и своих действий в отдельные моменты соревновательной борьбы.
Важным разделом тактической подготовки является разработка индивидуальных моделей тактических действий с учетом особенностей конкретных соревнований, возможностей основных соперников и умения реализовывать их в зависимости от хода соревновательной борьбы.
При создании индивидуальных моделей тактических действий необходимо руководствоваться:
— осознанием собственной технико-тактической оснащенности, достоинств и недостатков подготовки;
— пониманием взаимосвязи между подготавливающими действиями и основными средствами ведения соревновательной борьбы;
—осознанием необходимости выдержки и разумного риска, знанием вариантов поведения в различные момента поединка, умением проводить разминку и регулировать психическое состояние;
— способностью противодействовать различным по стилю и силам соперникам;
— пониманием психологической и тактической специфики соревновательной борьбы;
— четким представлением о целях подготовки, участия в соревнованиях, в отдельном поединке, о возможности и реальности достижения поставленной цели (В. С. Келлер, 1985).
При совершенствовании рациональных моделей ведения тактической борьбы спортсмен должен отрабатывать ее элементы и составные части, а также всю схему тактической борьбы в подготовительных, контрольных и подводящих соревнованиях. При этом нужно создавать в этих соревнованиях условия, максимально близкие к тем, которые будут в главных соревнованиях. Особенно это относится к составу соперников, их технико-тактической оснащенности в спортивных играх и единоборствах.
Детально разработанные модели оказываются наиболее эффективными в соревнованиях с хорошо знакомыми соперниками, а также в большинстве циклических, скоростно-силовых и сложнокоор-динационных видов спорта, где соревновательные действия соперников строго Детерминированы. Что же касается спортивных игр, единоборств, ряда дисциплин велосипедного спорта (индивидуальные гонки на шоссе и треке, спринтерская гонка), то здесь не удается предвидеть все возможные варианты развертывания спортивной борьбы. Поэтому в процессе тактической подготовки следует разрабатывать несколько моделей тактических действий, которые могли бы быть реализованы в зависимости от условий, сложившихся в конкретном поединке. Одновременно следует предусматривать и возможность оперативной коррекции разработанных моделей, адекватной требованиям соревновательной ситуации, что обусловливает лабильность, вариативность и в конечном счете эффективность применяющихся моделей. Способность интуитивно находить и реализовывать правильные решения в сложных и вариативных условиях спортивной борьбы связана с творческими возможностями спортсмена, особенностями его мышления, своеобразным талантом (С. П. Белиц-Гейман, 1977). Эти возможности совершенствуются в процессе приобретения спортивного опыта, в результате многочисленных встреч с различными по манере ведения соревновательной борьбы соперниками, разнообразной, проникнутой творческой атмосферой тренировочной деятельности.