У. 5.1. Структура и оценка координационных способностей

Под координационными способностями следует понимать уме­ние человека наиболее совершенно, быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательные задачи, особенно сложные и возникающие неожиданно. Наиболее точным отраже­нием уровня координационных способностей, по определению Н. А. Бернштейна, является степень соответствия двигательных действий окружающей обстановке.

В структуре координационных способностей следует выделять: 1) способность к овладению новыми движениями; 2) умение диф­ференцировать различные характеристики движений и управлять ими; 3) способность к импровизации и комбинациям в процессе . двигательной деятельности.

Способность к овладению новыми движениями особенно важ­на в сложнокоординационных видах спорта, спортивных играх и единоборствах, т. е. там, где двигательная деятельность характе­ризуется особенно большим разнообразием и повышенной коор­динационной сложностью.

^Умение дифференцировать различные, характеристики движе­ний и управлять ими проявляется в плавности движений, спо-

собности поддерживать равновесие. Это умение в равной мере значимо для успешной тренировочной и соревновательной дея­тельности в самых различных видах спорта.

Способность к импровизации и комбинациям в процессе дви­гательной деятельности — один из важнейших факторов, опреде­ляющих результативность в спортивных играх и единоборствах, в сложнокоординационных видах спорта.

Высокий уровень координационных способностей позволяет спортсмену быстро овладеть новыми двигательными навыками, рационально использовать имеющийся запас навыков и двига-• тельные качества — силу, быстроту, гибкость, проявлять необхо­димую вариативность движений в соответствии с конкретными ситуациями тренировочной и соревновательной деятельности.

Координационные способности проявляются в целесообразном выборе двигательных действий из арсенала освоенных навыков. Поэтому естественно, что координационные способности зависят от двигательной подготовленности спортсмена, количества и слож­ности освоенных 'навыков, а также эффективности протекания психических процессов, обусловливающих эффективность управ­ления движениями. Чем больше количество, разнообразие и слож­ность освоенных навыков, тем быстрее и эффективнее приспосаб­ливается спортсмен к неожиданным условиям, решает- новые двигательные задачи, тем адекватнее реагирует на требования воз­никшей ситуации. Быстрота же и эффективность решения двига­тельных задач, в свою очередь, увеличивают двигательный запас спортсмена. Наряду с этим координационные способности во мно­гом обусловлены оперативностью спортсмена в переработке ин­формации, поступающей извне.

Способности к правильному восприятию движений и возник­
ших ситуаций существенно различаются в видах спорта, где со­
ревновательная деятельность носит строго детерминированный
характер (метания, спортивная гимнастика, плавание, бег) и где
она носит в значительной мере вероятностный характер (сприн­
терская велосипедная гонка на треке, индивидуальная гонка на
шоссе, бокс, борьба, спортивные игры). Специфические требова­
ния к координационным способностям и деятельности анализато­
ров предъявляют плавание и водное поло, так как особенности
работы в водной среде значительно усложняют процесс контроля
и управления движениями. Информация, получаемая от анализа­
торов, позволяет спортсмену точно воспринимать мельчайшие де­
тали движений, обеспечивает их анализ и необходимую коррекцию.
На координационные способности спортсмена особое влияние
оказывают специализированные восприятия — чувства простран­
ства, воды, льда, дорожки и т. п., уровнем развития которых во
многом определяется умение спортсмена управлять своими дви­
жениями. .

Критериями координационных способностей могут служить трудности решаемой двигательной задачи, точность и экономич­ность выполняемых движений, время, необходимое для овладения сложными в координационном отношении двигательными дейст-


У. 5.1. Структура и оценка координационных способностей - student2.ru

виями, способность к выполнению неожиданных двигательных действий, коррекции движений по ходу их выполнения, умение сочетать и увязывать разнообразные движения в зависимости от сложившейся ситуации.

Для оценки координационных способностей пользуются дози­рованным комплексом разнообразных упражнений, выполняемых в строгой последовательности. Общее время, затрачиваемое спорт-■ сменом на все двигательные действия, служит мерой координа­ционных способностей, так как в этом показателе находят свое отражение быстрота и целесообразность их выполнения.

Наши рекомендации