У. 5.1. Структура и оценка координационных способностей
Под координационными способностями следует понимать умение человека наиболее совершенно, быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательные задачи, особенно сложные и возникающие неожиданно. Наиболее точным отражением уровня координационных способностей, по определению Н. А. Бернштейна, является степень соответствия двигательных действий окружающей обстановке.
В структуре координационных способностей следует выделять: 1) способность к овладению новыми движениями; 2) умение дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими; 3) способность к импровизации и комбинациям в процессе . двигательной деятельности.
Способность к овладению новыми движениями особенно важна в сложнокоординационных видах спорта, спортивных играх и единоборствах, т. е. там, где двигательная деятельность характеризуется особенно большим разнообразием и повышенной координационной сложностью.
^Умение дифференцировать различные, характеристики движений и управлять ими проявляется в плавности движений, спо-
собности поддерживать равновесие. Это умение в равной мере значимо для успешной тренировочной и соревновательной деятельности в самых различных видах спорта.
Способность к импровизации и комбинациям в процессе двигательной деятельности — один из важнейших факторов, определяющих результативность в спортивных играх и единоборствах, в сложнокоординационных видах спорта.
Высокий уровень координационных способностей позволяет спортсмену быстро овладеть новыми двигательными навыками, рационально использовать имеющийся запас навыков и двига-• тельные качества — силу, быстроту, гибкость, проявлять необходимую вариативность движений в соответствии с конкретными ситуациями тренировочной и соревновательной деятельности.
Координационные способности проявляются в целесообразном выборе двигательных действий из арсенала освоенных навыков. Поэтому естественно, что координационные способности зависят от двигательной подготовленности спортсмена, количества и сложности освоенных 'навыков, а также эффективности протекания психических процессов, обусловливающих эффективность управления движениями. Чем больше количество, разнообразие и сложность освоенных навыков, тем быстрее и эффективнее приспосабливается спортсмен к неожиданным условиям, решает- новые двигательные задачи, тем адекватнее реагирует на требования возникшей ситуации. Быстрота же и эффективность решения двигательных задач, в свою очередь, увеличивают двигательный запас спортсмена. Наряду с этим координационные способности во многом обусловлены оперативностью спортсмена в переработке информации, поступающей извне.
Способности к правильному восприятию движений и возник
ших ситуаций существенно различаются в видах спорта, где со
ревновательная деятельность носит строго детерминированный
характер (метания, спортивная гимнастика, плавание, бег) и где
она носит в значительной мере вероятностный характер (сприн
терская велосипедная гонка на треке, индивидуальная гонка на
шоссе, бокс, борьба, спортивные игры). Специфические требова
ния к координационным способностям и деятельности анализато
ров предъявляют плавание и водное поло, так как особенности
работы в водной среде значительно усложняют процесс контроля
и управления движениями. Информация, получаемая от анализа
торов, позволяет спортсмену точно воспринимать мельчайшие де
тали движений, обеспечивает их анализ и необходимую коррекцию.
На координационные способности спортсмена особое влияние
оказывают специализированные восприятия — чувства простран
ства, воды, льда, дорожки и т. п., уровнем развития которых во
многом определяется умение спортсмена управлять своими дви
жениями. .
Критериями координационных способностей могут служить трудности решаемой двигательной задачи, точность и экономичность выполняемых движений, время, необходимое для овладения сложными в координационном отношении двигательными дейст-
виями, способность к выполнению неожиданных двигательных действий, коррекции движений по ходу их выполнения, умение сочетать и увязывать разнообразные движения в зависимости от сложившейся ситуации.
Для оценки координационных способностей пользуются дозированным комплексом разнообразных упражнений, выполняемых в строгой последовательности. Общее время, затрачиваемое спорт-■ сменом на все двигательные действия, служит мерой координационных способностей, так как в этом показателе находят свое отражение быстрота и целесообразность их выполнения.