Основные показатели развития ребенка раннего возраста
Возраст: 2г – 2г.6мес.
Общая моторика | Хорошо бегает; |
Удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу, учится спускаться по наклонной доске самостоятельно; | |
Спрыгивает с предмета высотой 10-15 см, приземляясь на обе ноги; Поднимается и спускается с лестницы; | |
Хорошо бросает мяч двумя и одной рукой в разных направлениях; Ловит мяч с близкого расстояния; | |
Играя, поднимается на носочки, ходит на цыпочках; | |
Катается на 3-х колесном велосипеде, перебирая по полу ногами. | |
Тонкая моторика | Работает с пластилином, глиной: лепит примитивные формы (щипковыми движениями); |
Удерживает карандаш и кисть тремя пальцами для рисования горизонтальных и вертикальных штрихов, может нарисовать кривую и закругленную линию; может попытаться скопировать крест; | |
Хорошо держит ложку и совершает вращательное движение кистью при зачерпывании жидкой пищи; | |
Намыливает руки мылом, при умывании трет лицо ладонями. | |
Когнитивное развитие | Строит башню из 6-8 кубиков; |
Ориентируется в контрастных величинах по убыванию-возрастанию в пределах 3-4 предметов (кубики, кольца пирамидки), соотнося их по размерам «больше-меньше»; | |
Соотносит конфигурацию объемных геометрических предметов с их плоскостным изображением; | |
Ориентируется в 4-х основных цветах и некоторых оттенках, подбирает по образцу, может назвать 1-2 цвета; | |
Часто пытается использовать один предмет для воздействия на другой (бьет молоточком по дощечке, «как взрослый мастер»); | |
Различает «один-много», начинает формироваться понятие о числе; | |
Учится подбирать парные картинки, называет многие картинки по темам: «животные», «посуда», «одежда», «мебель». | |
Навыки самообслуживания | Хорошо держит ложку в ладони и ест аккуратно, не обливаясь; Частично одевается и раздевается; Самостоятельно одевает носочки, шапочку; Может снять расстегнутую одежду; Контролирует свои физиологические потребности, сообщая о них определенными словами; Подражает элементам бытовых действий близких людей: сметает крошки со стола, вытирает тряпочкой «лужицу». |
Социально-эмоциональное развитие. | Распознает эмоциональные состояния близких людей, реагирует на них; Подражая взрослому жалеет плачущего ребенка, больное животное; Использует для выражения своих чувств определенные жесты, эмоциональные слова и интонации; Эмоционально предвосхищает результаты знакомых действий, избегает неприятных событий, ситуаций; Злится при ограничении свободы движений; Удерживает внимание взрослого или другого ребенка (жестами, улыбками, заглядыванием в глаза). |
Игра | Играет самостоятельно; |
Проявляет фантазию; | |
Производит несколько последовательных игровых действий, связанных между собой одним простым сюжетом; | |
Выбирает для игры рядом со сверстниками аналогичные игрушки («параллельная игра»); | |
Любит совершать действия, производящие изменения в окружающей среде (включает-выключает свет). | |
Речь | Понимает рассказ (без показа) о событиях, опирающихся на прошлый опыт, но в новой ситуации (Курочка Ряба). |
Пользуется многословными предложениями. | |
Словарь активных слов включает 1200 слов. | |
Появляются вопросы: «Где?», «Куда?». | |
Произносит все звуки, кроме «Р», «Л», шипящих. |
Основные показатели развития ребенка раннего возраста.
Возраст: 2г.6мес. – 3 г.
Общая моторика | Меняет темп, направление и характер движения во время ходьбы и бега, может одновременно выполнять два разных движения (топать и хлопать); |
Самостоятельно удерживает равновесие, спускаясь по наклонной доске; | |
Подпрыгивает на двух ногах; | |
Может несколько мгновений удержать равновесие, стоя на одной ноге. | |
Перепрыгивает или легко перешагивает невысокие препятствия (до 10-15 см.). | |
Хорошо бросает и «футболит» мяч. | |
Тонкая моторика | Рисует карандашом, держа его, как взрослый; |
Изображает на бумаге круговые, вертикальные и горизонтальные линии; | |
Срисовывая, начинает копировать более сложные формы («круг», «крест»), рисует человека «головоног»; | |
Самостоятельно раскатывает «колбаски» и «шарики» из пластилина, лепит примитивные фигурки по своему замыслу; | |
Ловко складывает и достает мелкие предметы из ящичков, бутылочек; | |
Собирает 4-6 формочек, вкладывая меньшую в большую; | |
Пользуется детскими ножницами. | |
Когнитивное развитие | Строит башенку из большого числа кубиков (до 10 шт.); |
Строит более сложные, чем раньше, конструкции по собственному замыслу; | |
Находит 5-6 парных картинок из десяти; | |
Вместе со взрослым играет с разрезными картинками из двух частей; | |
Может назвать некоторые из 4-х основных цветов и некоторые геометрические фигуры в игре; | |
Собирает пирамидку из 4-8 колец, учитывая размер; | |
Имеет представление о числе (показывает и говорит «1, 2, 3, много, мало); | |
Называет около 50 изображений по темам: «животные», «посуда», «одежда», «мебель», «люди», «транстпорт». | |
Навыки самообслуживания | Быстро одевается и раздевается с помощью взрослого (застегивает 1-2 пуговицы, самостоятельно обувается и снимает вещи без застежек); |
Знает, где хранится одежда и обувь, относит ее на место по просьбе взрослого; | |
Складывает свою одежду на стульчике; | |
По просьбе убирает за собой игрушки и мусор. | |
Социально-эмоциональное развитие. | Знает свою половую принадлежность; |
Проявляет отзывчивость; | |
Управляет поведением взрослых путем «детских истерик», «вспышек гнева»; | |
Испытывает яркие эмоциональные переживания в играх с детьми, при просмотре телевизора, посещении зоопарка и т.п.; | |
Воспринимает через собственные эмоции понятия «больно», «холодно», «хочется»; | |
Запоминает прежние эмоциональные впечатления. | |
Игра | Подражает сверстникам в игре; |
Участвует в простых групповых играх, развивающих речевые и двигательные навыки; | |
Играет в сюжетно-ролевые игры (берет на себя роль «мамы», «врача»); | |
Проявляет инициативу в игре; | |
Возрастает роль воображения и фантазирования в игре («творческая игра»); | |
Подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта. | |
Речь | Понимает содержание рассказов, сказок о событиях, которые сам не видел, но отдельные элементы ему знакомы. |
Пользуется сложными конструкциями с придаточными предложениями. | |
Может связно рассказывать. | |
Появляются вопросы: «Когда?», «Почему?». | |
Придумывает новые слова. |