Вот в Библии написано, что Бог создал человека по Своему образу и подобию.
Вы употребили слово «язычество». Как Вы его понимаете?
Слово «язычество» происходит от слова «народ» – по-славянски «язык», т.е. это народная вера. Язычество – это та религиозная система, которая у человека возникает всегда, если человек не воспитан в вере в Единого Бога. Как сорняк: если забросить поле, не засеивать его пшеницей, не поливать, не вскапывать, то вырастет то, что вырастет – сорняк. И язычество – это то, что вырастает там, где нет культуры передачи живой веры в Бога, предания, традиции. То есть это то, что растет, само собой. В язычестве всегда есть отношения с обожествляемыми тварными силами по принципу торга – «ты мне – я тебе», когда человек думает, что он может от божества получить. Языческое потребительское отношение может быть к Богу, к вере и у человека, который называет себя христианином. Христианское отношение опирается на опыт общения, когда ты впускаешь Бога в свою жизнь, и Он может в ней действовать. А языческое отношение – это когда хочется поставить свечку потолще, чтобы эффект был погуще. Такая вера всегда «меновая». Она может быть в шаманизме, может быть в очень «высоком» греческом, египетском язычестве. Это некоторая попытка управлять стихиями мира сего. Религиоведение в ХХ веке открыло, что любое самое примитивное племя знает, что есть Бог Творец (хоть в Австралии, хоть в Африке, хоть в Южной Америке). Но общение с Ним чаще всего в этих племенах табуировано (табу – это немотивированный запрет). К Нему обращаться нельзя, почему – неважно. Можно обращаться к силам мира сего, к энергиям. Танцы около костра – это попытка определенными ритмами вогнать человека в определенное состояние и разбудить эти стихийные энергии. И что происходит? В человеке личностное начало уходит, а стихийное вырывается наружу. Все эти стихийные энергии создают ощущение свободы. Не дают свободу, не освобождают, а дают ощущение. За счет чего? В человеке существуют различные нравственные, моральные ограничения: человек не позволяет себе того, того и того, потому что он человек. Но когда эти ограничения снимаются, то энергии начинают вырываться из человека, у него возникает ощущение свободы, драйва жизни. Футбольные болельщики, кстати, действуют по этому же принципу событийно-религиозного сознания, где важна принадлежность к чему-то большему, значительному, какому-то важному сообществу. Через это утверждается собственная значимость, какой-то смысл жизни появляется. Языческие культы направлены не к Богу. Даже когда при этом человек говорит про Бога, в действительности ему Сам Бог не интересен. Ему интересно то, что Бог дает. Язычество – пространство этого мира. Здесь оно разнообразно, очень разнообразно. Но его принцип всегда – «ты мне, я тебе», и это договор не с Богом, а с силами этого мира.
Человеку часто трудно перед Богом БЫТЬ, он прячется от Бога, поэтому он часто осмысляет свою жизнь через то, что ИМЕЕТ. Я имею работу, дом, семью, значит я ЕСТЬ. Но таким образом человек себя теряет, перестает ощущать. Человек живет в этом мире и привыкает смотреть на себя в третьем лице, думать о себе в третьем лице, в категории «он»: «Как я выгляжу, что обо мне думают, какая у меня работа, какая у меня машина?» Видеть себя в категории «я» можно лишь в общении с другим человеком, с близким другом, с Богом или с Божьим творением – это переживание часто проявляется в горах или в других очень красивых местах.
Вот в Библии написано, что Бог создал человека по Своему образу и подобию.
Нет, не так. Задумал по образу и подобию, а создал по образу. Это принципиальное значение имеет. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.» (Быт 1:26-27)