Контроль в подготовке спортсменов 26.2.1. Значение и виды контроля
Контроль направлен на сбор, оценивание и анализ необходимой информации о реальном ходе тренировочного процесса и состояния спорт-;мена. Он охватывает все стороны процесса подготовки ипозволяет целенаправленно управлять им.
Планирование и контроль неотделимы друг от друга. С целью получения достоверной и надежной информации в практике спорта используются эазнообразные методы контроля: сбор мнений спортсменов и тренеров; шализ рабочей документации тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время тренировки и соревнований определение и регистра-1ия показателей, характеризующих деятельность спортсменов на трениро-ючных занятиях (хронометрирование, пульсометрия, динамометрия, ви-(еозапись и т.д.); тесты (контрольные испытания) различных сторон юдготовленности спортсменов, медико-биологические измерения и др. Сонтроль в подготовке спортсменов должен предусматривать, прежде все-о, оценку тренировочных и соревновательных нагрузок, поскольку они [вляются основным фактором воздействия на развитие спортивной рабо-оспособности; состояния спортсменов, их подготовленность (физическая, ехническая и др.), спортивные результаты спортсменов и их поведение на оревнованиях.
Контроль над тренировочными и соревновательными нагрузками.Гово-»я о тренировочной нагрузке, следует иметь в виду, что под данным поня-ием понимают функциональную прибавочную активность организма (от-юсительно уровня покоя или другого исходного уровня), вносимую ыполнением тренировочных упражнений, и степень преодолеваемых при том трудностей (Л.П. Матвеев).
Контроль нагрузок предполагает оценку следующих ее характеристик М.А. Годик): 1) специализированная нагрузка, т.е. мера сходства данно-о тренировочного средства с соревновательным упражнением и на основе того распределение всех средств на специализированные и неспециализи-
Таблица 26.3 Примерный план занятий хоккеистов в микроцикле специально-подготовительного этапа (по В.П.Савину, 1990)
Дни занятий | 3 августа | 4 августа | 5 августа | 6 августа | 7 августа | |
Дневное занятие | Направленность | Скоростно-силовая (аэробно-анаэробная) | Скоростно-силовая (анаэробно-алактатная) | Комплексное развитие физических качеств (смешанная) | Технико-тактическая, скоростная выносливость (смешанная) | Силовая выносливость (смешанная) |
Нагрузка | Средняя: объем — 80 мин, интенсивность — 5 баллов | Средняя: объем — 60 мин, интенсивность — 6 баллов | Средняя: объем — 60 мин, интенсивность — 4 балла | Большая: объем — 90 мин, интенсивность — 7 баллов | Средняя: объем — 60 мин, интенсивность — 6 баллов | |
Содержание | Разминка — 20 мин Круговая тренировка — 8 станций (50 м) Режим: работа — 1 мин Пауза — 1 мин 3 круга (серии). Пауза между сериями — 3 мин (вне льда) | Разминка — 25 мин Старты, ускорения рывки с силовыми проявлениями. Игровые упражнения 2x0, 2x1, 3x1, 3x2 (на льду) | Разминка — 20 мин Парные упражнения. Упражнения на координацию движений. Акробатические упражнения, кувырки, стойки. Эстафета (вне льда) | Разминка — 25 мин ОРУ в движении. Различные виды челночного бега. Игровые упражнения в потоке 3x2 (двойная атака), 5x4 (тройная атака). Двусторонняя игра на льду | Разминка с блинами — 15 мин Упражнения на тренажерах: а) плечевой пояс б) нижние конечности (вне льда) | |
Вечернее занятие | Направленность | Техническая (аэробная) | Технико-тактическая, специальная выносливость (смешанная, лед) | Технико-тактическая (аэробная, лед) | Тактическая(аэробно-анаэробная) | Тактическая (смешанная) |
Нагрузка | Средняя: объем — 100 мин, интенсивность — 4 балла | Большая: объем — 100 мин, интенсивность — 6 баллов | Средняя: объем — 90 мин, интенсивность — 5 баллов | Средняя: объем — 70 мин, интенсивность — 5 баллов | Большая: объем — 100 мин, интенсивность — 6 баллов | |
Содержание | Разминка — 20 мин ОРУ в движении. Упражнения на совершенствование бега, ведения передачи, бросков в потоке по кругу — 20 мин Упражнения в ведении, передаче, обводке во встречном потоке — 30 мин Двусторонняя игра (на льду) | Разминка — 25 мин Катание с шайбами, ОРУ 3x2 (двойная атака) во встречном потоке, работа — 30 мин, пауза — 1 мин 20 с. Броски в ворота в движении 5x4 (три атаки); работа — 50 мин, пауза — 3 мин 30 с. Двусторонняя игра — 25 мин | Разминка с шайбами — 15 мин Упражнения — 2x0, 2x1, 2x0, 3x1, 5x0, 5x2, 5x3. Двусторонняя игра — 25 мин | Разминка — 12 мин ОРУ с клюшками и шайбами в движении. Упражнения на совершенствование позиционной атаки. Упражнения на совершенствование игры в численном равенстве 5x4. | Разминка с шайбами — 15 мин Упражнения на совершенствование позиционной обороны. Упражнения на выход из-под давления. Двусторонняя игра (на льду) |
Таблица 26.4 Матрица контроля нагрузок в игровых видах спорта
(по М.А. Годику, 1988)
Специализиро-ванность | Сложность | Направленность | Дни микроцикла | ||
1-й | 2-й | п | |||
Специализированные упражнения | Игровые упражнения, завершаемые ударом (броском) Игровые упражнения без завершения Стандартные комбинации Индивидуальные упражнения, в парах, тройках | Смешанная Смешанная Смешанная Аэробная Избирательная: 1. 2. к .. | 43 20 | 15 35 | 30 10 25 |
Неспециализированные упражнения | Циклические упражнения Координационные упражнения | Избирательная: 3. 4. к .. Смешанная | 10 30 | 15 15 |
рованные, определение их соотношения за определенный промежуток времени (год, период, этап, месяц, неделю и одно занятие); 2) координационная сложность нагрузки. Для этого надо выделить признаки, на основании которых все тренировочные средства будут подразделяться на простые и сложные. К числу таких признаков можно отнести скорость и амплитуду движений, наличие или отсутствие активного противоборства, дефицит времени, внезапность изменения ситуации и др.; 3) направленность нагрузки, исходя из преимущественного воздействия применяемого упражнения, его компонентов на развитие того или иного качества или функциональной системы организма. По направленности различают такие группы нагрузок (Н.И. Волков): анаэробная алактатная (скоростно-силовая), анаэробная, гликолитическая (скоростная) выносливость, аэробно-анаэробная (все виды физических способностей), аэробная (общая выносливость), анаболитическая (сила и силовая выносливость); 4) величина нагрузки, а именно: определение абсолютных или относительных показателей объема и интенсивности внешней (физической), либо внутренней (физиологической) стороны нагрузки. В некоторых случаях информативными оказываются комбинированные показатели нагрузки, которые определяются как произведение (или отношение) параметров физической и физиологической нагрузок.
Естественно, показатели, используемые для контроля нагрузок, бу-1ут различны в зависимости от вида спорта (табл. 26.4).
Глава 26. Планирование, контроль и учет в процессе спортивной тренировки спортсменов 435
Таблица 26.5 Система контрольных упражнений по физической подготовке на этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки (юноши)
(по М.Я. Набатниковой)
Группа | Общая | Специальная | |
видов | Вид спорта | физическая | физическая |
спорта | подготовка | подготовка | |
Бег | Прыжок в длину с мес- | Бег 30, 60, 100, 400, | |
на средние | та; тройной прыжок в | 3000, 5000 м; бег | |
дистанции | длину с места; прыжки | 2х(4х400 м); бег со ско- | |
в шаге 100 м; подтяги- | ростью 60% от макси- | ||
вание | мальной | ||
Лыжные | Бег 30, 100, 1000 и | Передвижение на лы- | |
гонки | 3000 м, прыжок в дли- | жах: 100 м с ходу; 500 | |
ну с места, прыжок в | м с ходу; 100 м с ходу | ||
длину с разбега; пры- | бесшажным ходом; со | ||
жок в высоту с разбе- | скоростью 60 и 80% от | ||
га; десятикратный пры- | максимальной; пере- | ||
жок типа тройного; | движение на лыжерол- | ||
подтягивание; бег со скоростью 60% от мак- | лерах 10 км | ||
Циклические | симальной | ||
Бег | Бег 60, 100, 800, 3000 | Бег на коньках: 500, | |
виды спорта | на коньках | и 5000 м; прыжок в дли- | 1000, 1500, 3000, 5000, |
ну с места; тройной | 10 000 м; многоборье | ||
прыжок в длину с мес- | малое: 500—1500— | ||
та; подтягивание: сум- | 1000-3000; спринтер- | ||
марная относительная сила мышц ног и разгибателей туловища | ское многоборье | ||
Плавание | Прыжок в высоту с ме- | Плавание основным | |
ста; бросок набивного | способом с толчка 2x25 м; | ||
мяча (вес 2 кг) двумя | 50 м; 4x50 м с ин- | ||
руками из-за головы из | тервалом 15 с интенсив- | ||
положения сидя; сгиба- | ностью 90% от макси- | ||
ние туловища вперед | мальной на 50 м; 6x100 м | ||
«до отказа» за 30 с из | в режиме 2 мин. С ин- | ||
положения лежа на спи- | тенсивностью 90% от | ||
не, руки за голову, сто- | максимальной на 100 м, | ||
пы закреплены; выкрут прямых рук, держащих палку прямым хватом, за спину; стоя на скамейке наклон вперед; бег 3000 м | 1500 м |
Top
каздел in. 1еория и методика спорта
Продолжение таблицы 26.5
Скоростно- силовые виды спорта | Спринтерский бег (100 и 200 м). Бег с барьерами (НО м) | Прыжок в длину с места; тройной прыжок в длину с места; десятикратный прыжок в длину с места | Бег 30 м с ходу и со старта; бег 60 м со старта; бег 300 м |
Метания (копье, ядро, диск) | Прыжок в длину с места; тройной прыжок в длину с места; приседание со штангой; взятие штанги на грудь; рывок штанги; сведение и разведение рук с отягощениями; бег 30 м с ходу (ядро, диск) | Бросок ядра снизу вперед; бросок ядра через голову назад; метание ядра одной рукой с места; бег 30 м с ходу (для копьеметателей) | |
Виды спорта со сложной координацией движений | Гимнастика | Бег 20 м с ходу; прыжок вверх со взмахом рук; лазанье по канату без помощи рук | «Спичак»; высокий угол; горизонтальный вис сзади; горизонтальный вис спереди; круги двумя на ручках; круги двумя на теле гимнастического коня; шпагаты; наклон вперед; мост, поднимание и удержание ног |
Фигурное катание на коньках | Бег 30 м с ходу; бег 60 м со старта; прыжок в длину с места; прыжок в длину с разбега; тройной прыжок в длину с места; бросок ядра двумя руками вперед и назад | Прыжки: аксель 2,5—1,5 оборота; сальхов 3—2; тулуп 3—4; риттбергер 3—2; лутц 3—2; скоростная проба; вращение в ласточке; вращение винт; вращение волчок; прыжок во вращении в ласточке; относительная статическая сила туловища, бедра, плеча, стопы |
Контроль над физической подготовленностьювключает измерение уровня развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и связанных с ними способностей. Основным методом контроля в этом случае является метод контрольных упражнений (тестов). При выборе тестов необходимо соблюдать следующие условия: определить цель тестирования; обес-течить стандартизацию измерительных процедур; использовать тесты с высокими значениями надежности и информативности; использовать тесты,
Глава 25, Планирование, контроль и учет в процессе спортивной тренировки спортсменов____ 437
техника, выполнения которых сравнительно проста и не оказывает существенного влияния на результаты тестирования; тесты должны быть настолько хорошо освоены, чтобы при их выполнении усилия спортсмена были направлены на достижение максимальных результатов, а не на стремление выполнять движение технически грамотно; иметь максимальную мотивацию на достижение предельных результатов в тестах; иметь систему оценок достижений в тестах.
Степень развития физических способностей определяется с помощью двух групп тестов. Первая группа, в которую входят неспецифические тесты, предназначена для оценки общей физической подготовленности, а вторая группа включает специфические тесты, которые используются для оценки специальной физической подготовленности. Необходимо отметить, что выбор тестов для оценки физической подготовленности во многом зависит от видов спорта, возраста, квалификации спортсменов, структуры годичного или многолетнего цикла спортивной тренировки. В табл. 26.5 приводится система контрольных упражнений в различных видах спорта для оценки общей и специальной технической подготовленности спортсменов на этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки.
Контроль над технической подготовленностьюзаключается в оценке того, что умеет делать спортсмен и как он выполняет освоенные движения — хорошо или плохо, эффективно или неэффективно, результативно или нерезультативно. В процессе контроля оценивается объем, разносторонность, эффективность и освоенность техники движений. Первые два критерия отражают количественную, а последние два — качественную сторону технической подготовленности.
Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и соревнованиях. В этом случае технику оценивают по факту исполнения конкретных технических действий: выполнил — не выполнил, умеет — не умеет. С этой целью используют визуальные наблюдения, видеозапись, киносъемку.
Разносторонность определяется степенью разнообразия технических приемов, которыми владеет спортсмен. Например, в спортивных играх и единоборствах — это степень разнообразия атакующих и защитных действий. Информативным показателем разносторонности техники является частота использования разных технических приемов и их соотношение в тренировочных или соревновательных условиях.
Эффективность техники спортивного движения определяется по степени ее близости к оптимальному варианту. В зависимости от того, как она определяется: на основе сопоставления: с каким-либо эталоном или с техникой спортсменов высокой квалификации или с результатами в соревновательном и контрольном упражнении — различают абсолютную, сравнительную и реализационную эффективность техники.
При определении эффективности техники применяют три вида оценок — интегральные, дифференциальные и дифференциально-суммарные. Интегральные — оценивают эффективность техники упражнения в целом: дифференциальные связаны с оценкой некоторых элементов соревновательного или тренировочного упражнения: дифференциально — суммарные — определяются на основе суммирования эффективности отдельных элементов техники спортивного упражнения.
i скадсл т. 1еирин и методика спорта
Втабл. 26.6 и 26.7 приведены показатели абсолютной и реализационной эффективности техники движений и способы их оценки в некоторых видах спорта.
Таблица 26.6 Показатели абсолютной эффективности техники движений в некоторых видах спорта (сводные данные)