Реализация целей подготовки

Тренировка и тренировочная деятельность.На тренировке реша­ются следующие задачи: становление навыка игры, развитие физи­ческих качеств и повышение функциональных возможностей орга­низма, расширение арсенала технико-тактических действий, уме­ний вести соревновательное противоборство, приучение к игровой и соревновательной деятельности, формирование личности спорт­сменов. В тренировке выделяют основные стороны подготовки: тех­ническую, тактическую, физическую, функциональную, психичес­кую, теоретическую, интегральную.

Задачи тренировки, направленность ее составных частей (компонентов) дифференцируются применительно к уровню си­стемы подготовки спортсменов. Так, в работе с командами высших разрядов основные усилия направлены на повышение спортив­но-технического мастерства и достижение высоких спортивных результатов.

В системе подготовки резервов на начальном этапе внимание направлено на качественный отбор, овладение основами техни­ки, тактики и т.д., на последнем этапе акцент делается на адап­тации юниоров к тренировочному режиму команд мастеров. Не­одинаковы задачи и содержание компонентов тренировки для школьных спортивных секций и спортивных школ, несмотря на

то, что возраст занимающихся один и тот же. В каждом случае, исходя из того, в какую систему «вложена» (как ее составная часть, подсистема) тренировка, устанавливается ее связь с целью систе­мы, модельными характеристиками, определяются вопросы по­строения, выбора средств и методов, контрольных нормативов и т.д.

Соревнования и соревновательная деятельность.Они составля­ют основу спорта, цель, критерий эффективности и основное спе­цифическое средство подготовки спортсменов. Без ориентации на специфические особенности соревнований невозможна оптималь­ная подготовка спортсменов.

Для каждой команды в определенные сроки есть соревнования, от результатов которых зависит главная оценка их деятельности. Для национальной сборной - это Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы (других регионов), различные международные тур­ниры, для клубных команд национальных лиг - чемпионаты стра­ны и т.д. Эти соревнования являются главными, именно здесь спортсмены демонстрируют свои наивысшие достижения.

Для успешного выступления в соревнованиях необходима подготовка специальная - соревновательная, которая должна осуществляться на этапах, предшествующих основным соревно­ваниям, в годичном цикле, а также в многолетнем аспекте. Од­ной тренировочной деятельности, какой бы она ни была каче­ственной, для успеха в соревнованиях недостаточно. Регулярное участие в соревнованиях с различными по стилю игры и уровню подготовленности командами - обязательное условие для развития и совершенствования у спортсменов необходимых соревнова­тельных качеств.

По отношению к основным соревнованиям все предшествую­щие - подводящие и контрольные - служат целям соревнователь­ной подготовки и эффективному выступлению в основных. В свою очередь, основные соревнования каждого годичного цик­ла являются подводящими к основным в многолетнем цикле (на­пример, в каждом году олимпийского четырехлетия для сбор­ной национальной или в сфере подготовки спортивных резер­вов - момент прихода молодых спортсменов в команды высших разрядов).

Соревновательная подготовка, таким образом, входит состав­ной частью в систему подготовки и в той или иной форме имеет место на протяжении отдельного годичного цикла и в многолет­нем аспекте - с момента начала специализированных занятий спортивной игрой и до окончания активного выступления в спорте высших достижений.

Цель соревновательной подготовки заключается в том, чтобы спортсмены научились в условиях основных соревнований макси­мально реализовать все то, что они усвоили в тренировочном про­цессе.





Реализация целей подготовки - student2.ru Реализация целей подготовки - student2.ru Реализация целей подготовки - student2.ru Реализация целей подготовки - student2.ru В процессе соревновательной подготовки следует руководство­ваться такими положениями:

соревнования должны подбираться таким образом, чтобы по на­правленности и степени трудности они строго соответствовали за­дачам и особенностям подготовки определенных контингентов

спортсменов;

привлекать спортсменов к участию в соревнованиях только при условии достаточной подготовленности к ним;

планировать соотношение соревновательной и тренировоч­ной деятельности так, чтобы способствовать наиболее эффек­тивному осуществлению процесса подготовки и возможно бо­лее полному раскрытию возможностей игроков в условиях со­ревнований;

состав участников и программа соревнований должны обеспе­чить необходимую конкуренцию и условия для максимальной реа­лизации функциональных возможностей.

На каждом этапе подготовки и в годичных циклах должно быть достаточное число спортивных соревнований, чтобы задачи мно­голетней подготовки могли решаться успешно. Очень большое чис­ло соревнований может отрицательно отразиться на процессе под­готовки, так же, как и слишком малое число или их отсутствие. Ориентировочные нормы соревновательной нагрузки в годичном цикле: в командах квалифицированных спортсменов - 80-90 игр, в командах молодых спортсменов 18-20 лет - 60-70, в комайдах 15-17-летних волейболистов - 40-60. Половина игр - это подво­дящие и основные соревнования.

Восстановительные мероприятия.При современных уровнях соревновательных и тренировочных нагрузок средства восстановле­ния и методика их применения в процессе тренировочной и сорев­новательной деятельности рассматриваются как важный фактор достижения целей системы подготовки спортсменов наряду с тре­нировкой и соревнованиями.

Восстановительные средства используются в ходе отдельных тренировочных занятий, соревнований, в интервалах между заня­тиями и соревнованиями, на отдельных этапах годичного цикла

соревнований.

Восстановительные средства применяются на фоне гигиеничес­ки целесообразного распорядка дня и рационального питания. Они используются для снятия утомления после нагрузки, для избира­тельного восстановления с учетом предстоящей работы, для сти­муляции работоспособности перед тренировочной нагрузкой и со­ревнованиями.

Существуют средства психолого-педагогического и медико-биологического воздействия. К психолого-педагогическим отно­сят рациональное использование тренировочных и соревнователь­ных нагрузок; применение общей физической подготовки, позво­ляющей изменить двигательную активность и тем создать благо-

приятные условия для протекания процесса восстановления; ис­пользование оптимальной продолжительности отдыха; примене­ние психорегулирующей тренировки.

К медико-биологическим средствам относят специализирован­ное питание, фармакологические препараты; распорядок дня; раз­личные виды массажа; гидропроцедуры (суховоздушная и парная баня и др.); бальнеопроцедуры (хвойные ванны и др.); электросве-тотерапия, электростимуляция, ультрафиолетовое облучение, аэро-нионизация, баротерапия; кислородотерапия.

Формирование личности спортсменов.Достижение целей систе­мы подготовки непосредственно связано с формированием лично­сти спортсменов. Успех в этом решающим образом зависит от про­фессионализма тренера и профессионального отношения к трени­ровочной и соревновательной деятельности самого спортсмена.

Здесь многое зависит от построения тренировочного процесса, выбора средств и методов, сочетания тренировочной и соревнова­тельной деятельности, совместной работы тренера и спортсмена (команды).

Работа по формированию личностных качеств занимает суще­ственное место на всем протяжении спортивной карьеры спортсме­на - от начала занятий спортивной игрой и до прекращения актив­ных выступлений в сфере спорта высших достижений.

Важное значение в формировании личности спортсменов име­ют интеллектуальная (теоретическая) подготовка и специальная психологическая подготовка.

Контрольные вопросы и задания

1.Опишите системный характер подготовки спортсменов в спортивных играх.

2. Опишите многолетнюю подготовку спортсменов-игровиков.

3. Какова структура системы подготовки спортсменов в спортивных играх?

4. Назовите модельные характеристики соревновательной деятельности спортсменов в спортивных играх.

5. Назовите модельные характеристики уровня подготовленности спорт­сменов.

6. Какова роль тренировки и соревнования в системе подготовки спортиг-ровиков?

Литература к разделу I

Бабушкин В. 3. Специализация в спортивных играх. - Киев, 1991.

Васильков Г. А., Васильков В. Г. От игры к спорту. - М., 1985.

Галицкий А., Переплетчиков Л. Путешествие в страну игр. - М., 1971.

Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В. П., Лихачев В.Е. Спортивные игры: Программа педагогических университетов и институтов по специально­сти 022300 - физическая культура и спорт. - М., 1996.





Реализация целей подготовки - student2.ru Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Л., 1992. Игры, обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В.Петрушинского. - М., 1994. Оливова В. Люди и игры: У истоков современного спорта. - М., 1989. Полиевский С. А. и др. Тренажеры в спортивных играх. - Ташкент, 1992. Спортивные игры / Под ред. В.В.Марищука. - М., 1985. Спортивные игры и методика преподавания / Под ред. Ю. И. Портных. -

М., 1986.

Спортивные игры / Под ред. В. Д. Ковалева. - М., 1988.

РАЗДЕЛ II

БАЗОВЫЕ ВИДЫ СПОРТИВНЫХ ИГР.

ИСТОРИЯ, ТЕХНИКА, ТАКТИКА,

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Реализация целей подготовки - student2.ru Глава 6. ВОЛЕЙБОЛ

Наши рекомендации