Дифференцированная работа по учебнику. 1-я группаработает с учителем, читает рассказ про кошку Пушинку
1-я группаработает с учителем, читает рассказ про кошку Пушинку.
– Как звали кошку?
– Как шалила Пушинка?
– Подчеркните слова с буквой ш.(12 слов.)
2-я группасамостоятельно читает рассказ Г. Юдина «Что вы знаете о йогах?».
Повторное чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.
– Как вы думаете, ребята, герои прочитанных нами рассказов кошка Пушинка и мышонок Мыша могут поселиться в шалаше? (Да, так как в их кличках есть звук [ш].)
– А вот и последний герой нашей сказки: мишка-топтыжка пожаловал, огромный, лохматый.
– Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.
– Друзья и рады бы мишку впустить, да места нет. А медведь хитрый. Он дал большое трудное задание. Если справятся с ним животные, так и быть, уйдет мишка в лес. Только мышка-норушка еще умнее оказалась. Она задание на части разделила и просит вас помочь его выполнить.
10. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».
Карточка 1.
Ш ш
Прочитайте слова. Поставьте в словах ударение. Разделите на слоги.
Подчеркните слово, в котором больше всего слогов. (Лошадка.)
Карточка 2.
Ж ж
Прочитайте слова. Поставьте в словах ударение. Разделите на слоги.
Подчеркните слово, в котором звуков больше, чем букв. (Движение.)
Карточка 3.
Составьте слова (1-й столбик). Поставьте в словах ударение. Подчеркните слово, над которым не поставили ударение. (Шестерка.)
Карточка 4.
Составьте слова (2-й столбик). Сравните количество букв в словах «стрижи» и«шалаши». В каком из этих слов больше слогов? Подчеркните. (Шалаши.)
Карточка 5.
Ш или Ж?
Впишите букву ш или ж.
III. Итог урока.
– Вот мы и справились со всеми заданиями. Придется мишке-топтыжке уйти.
– Помните, кто придумал, как перехитрить мишку?
Ребус:
К а м ы ш → (мышка)
4 5 1 2 3
– С каким звуком мы познакомились на уроке?
– Дайте характеристику этому звуку.
– Назовите его пару по звонкости – глухости.
– Выделите сначала слова, в которых есть звук [ш], потом [ж].
Запись на доске:
Бабушка вяжет дедушке шарф. Женя шьет кукле новую рубашку.
Урок 39
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Щ, щ
Цели: познакомить с новой буквой; формировать представление детей о звуке [щ’] как о глухом, мягком, непарном звуке; совершенствовать умение производить звукобуквенный анализ слов; способствовать развитию речи; развивать воображение, внимание, память.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
– Что вы знаете о Емеле? (Лентяй.)
– О чём мечтал он, лёжа на печи?
– Сегодня нас ждёт встреча со сказкой. Прочитайте её название. («По щучьему велению».)
Показ иллюстрации к сказке «По щучьему велению».
– Жил-был Емеля. Всю жизнь он лежал на печи, ничего не делал. Однажды зимой старуха-мать говорит: «Стара я стала, сходи к проруби, принеси воды». Делать нечего, пришлось Емеле спускаться с печи, одеваться, обуваться и идти к проруби. Идет Емеля по деревне, а навстречу ему …
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
Да у щетки половой
Палка есть над головой.
Палка – щелк щенков с плеча,
Два щенка ушли пища.
– Сейчас мы попробуем изобразить этих щенков. Выйдите из-за парт. Покажите, какие щенки маленькие. Присядьте, колени обхватите руками.
Щенки медленно растут. Встаньте, поднимите руки вверх.
– Покажите, как щенки подпрыгивают. Прыжки на месте.
– Покажите, как щенки бегают. Бег на месте.
– Сейчас щенки будут лаять. Наберите воздух в грудь, резко выдохните и скажите: «Гав!»
– Идет Емеля дальше, а навстречу ему…
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка – серый бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь – прокачу!
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост, и грива.
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка – серый бок!
– Сейчас попробуем изобразить эту лошадку.
Пришёл Емеля к реке, а что такое прорубь – не знает. Помогите ему. (Прорубь – отверстие, прорубленное во льду.)
II. Работа по теме урока.
– Зачерпнул Емеля одним ведром – а там «..ука, ово.., товари.., ле.., ..епка» (запись на доске).
– Какой звук надо добавить, чтобы получились слова? (Звук [щ’].)
Артикуляционная зарядка.
– Произнесите звук несколько раз.
Вывод: звук согласный, шипящий, глухой, мягкий.
– Сегодня на уроке мы узнаем особенности звука [щ’]. Как вы думаете, что вторым ведром зачерпнул Емеля? (Не просто щуку, а новую букву – для обозначения звука [щ’], чтобы вы могли читать и писать слова.)
– Щука взмолилась: «Отпусти меня в прорубь». А Емеля ей говорит: «Поиграй со мной в рифмы, тогда отпущу».
– Ребята, щука не умеет играть в эту игру, она ведь не училась в школе. Давайте мы поиграем вместо неё? Только одно условие: в рифмованных словах обязательно должен быть звук [щ’].
Кепка – щепка, мука – щука, кит – щит, мель – щель, тётка – щётка, река – щека, венок – щенок.
– Пришёл Емеля домой и показал матери свой улов.
2. Звукобуквенный анализ слов «ящик», «клещи».
–Рассмотрите схемы. Сколько звуков в слове «ящик»? (5.)
– Почему? (Буква я в начале слова обозначает два звука.)
– Выполните звукобуквенный анализ слова «ящик».
– Выполните звукобуквенный анализ слова « клещи».
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. (Они одинаковые, мягкие.)
Знакомство с буквой.
– На что похожа буква Щ?
На расчёску Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Е. Тарлапан
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
В. Степанов
– Замените фишки в схемах слов буквами.
– Разделите слова на слоги. Определите ударный слог.
– Разделите слова на слоги, определите ударный слог.
4. Игра «Живые буквы» (слово «ящик»).
– Убираем буквы в следующем порядке:
· букву, которая обозначает твёрдый согласный;
· букву, которой обозначен звук [й’] (это ловушка, такого звука в слове нет);
· букву, обозначающую согласный непарный мягкий звук.
– Скажите, какие буквы остались. (Гласные.)
· Убрать букву, которой записан безударный гласный;
· убрать букву, которой записан ударный гласный.
– В чём особенность этой буквы в начале слова?
Поиск слов в слове.
– Найдите слово в слове «овощи». (Щи.)
– Найдите слова в слове «товарищи». (Товар, ищи, щи.)
– Какое слово повторилось?
– Емеля проголодался. Давайте, ребята, сварим щи!
У шипящей этой буквы
Щи и борщ кипят в котлах.
Сколько свёклы, сколько брюквы
И капусты на столах!
По С. Маршаку
– О какой шипящей букве рассказала старуха-мать? Что вы о ней узнали?
6. Чтение слогов, слов и рассказа «Щенок».
– Прочитайте слоги.
– Прочитайте слова, которые были составлены из слогов.
– Найдите и прочитайте среди этих слов такие, которые соответствуют модели: зелёная фишка, красная фишка, синяя фишка, красная фишка. (Такое слово одно – «щука».)
– Сравните слоговой состав слов. Найдите и прочитайте слово, в котором только один слог.
– Прочитайте слова, в которых два слога.
– Какое слово осталось непрочитанным? Почему? (Овощи, 3 слога.)
– Приведите примеры овощей, в названии которых было бы 3 слога. (Помидор, картофель, огурец, баклажан и т. д.)
– Прочитайте слова, где щ в начале, в середине, на конце.
Хорошо читающие дети работают по индивидуальным или групповым заданиям.
1. Подготовить инсценировку стихотворения А. Шибаева «И я бы мог…».
2. Прочитать слова: пильщик, ныряльщик, каменщик, стекольщик, дрессировщик, барабанщик, купальщик, часовщик.
– Какие из них обозначают профессии? Почему эти люди так называются?
3. Подобрать как можно больше слов со слогом «ще» или со слогом «щи».
– Вышел Емеля на улицу, а навстречу ему мальчик Митя идёт. В руках он держит маленькую собачку-детёныша. Как сказать по-другому? (Щенок.)
– Расскажите, каким мог быть этот щенок. (Дети подбирают слова-признаки: маленький, хорошенький, забавный, игривый, добрый.)
– Прочитайте рассказ «Щенок».
Хорошо читающие дети получают для чтения тексты:
1) А. Барто. «Щенок», «Встреча».
2) С. Михалков. «Мой щенок» (отрывки).
3) Е. Благинина «Мой щенок».
Выразительное чтение.
– У Юнны Мориц есть стихотворение «Огромный собачий секрет».
Учитель может прочитать это стихотворение, включить запись песни, показать отрывок из мультфильма.
– Как вы понимаете выражение «собака бывает кусачей только от жизни собачей»?
– Собака – друг человека. И от того, как мы относимся к этим животным, зависит подчас их жизнь. Больно видеть, когда берут щенка, забавляются с ним, пока он маленький, а когда он вырастает взрослым псом, его выгоняют на улицу. Мне очень хочется надеяться, что вы так никогда поступать не будете.
Работа со считалкой.
– У Емели в доме тоже живёт щенок. Вот послушайте.
Что щенок опять стащил?
Щётку в угол утащил,
Только грызть её не хочет,
Щётка нос щенку щекочет.
– Какие назначения могут быть у щёток?
Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой – башмаки,
Этой щёткой чищу брюки,
Все три щётки мне нужны.
– Емеля знает очень много считалок. Ребята, зачем нужны считалки? (Чтобы определить, кто водит в игре.)
– Послушайте любимую считалку Емели и постарайтесь запомнить все слова с буквой Щ.
Щуку тощую с реки
Притащили рыбаки.
Щука хищная страшней,
Чем страшилище Кощей.
Мы ей дали овощей
И погуще жирных щей.
Щука шлёпнула хвостом,
Словно щёлкнула хлыстом,
И таким ударом крепким
Расщепила стол на щепки.
Е. Ефимовский
– Какие слова вы запомнили?
Лексическая работа.
– Прочитайте слова: клещи, трещотка, щит.
– Объясните значения этих слов. (Дети объясняют, учитель показывает иллюстрации.)
– Послушайте стихотворение «Нина раз считала вещи».
– Чем необычно это стихотворение?
– Как правильно ответить на вопрос: «Сколько было бы вещей, если б не было клещей»? Расскажите, как вы рассуждали.
– Кто внимательно слушал, скажите: все ли предметы, о которых говорится в стихотворении, нарисованы на рисунке?
– Перечитайте стихотворение самостоятельно и проверьте своё предположение.
– Какие из перечисленных предметов относятся к одежде, инструментам, письменным принадлежностям, музыкальным инструментам?
9. Знакомство с правилом написания гласных после звуков [ч’] и [щ’]. Составление слов по схемам.
– Емеля очень любит слушать сказки, которые рассказывает старуха-мать.
Учитель включает запись сказки.
– Прочитайте стихотворение-правило.
– О чём в нём говорится? (В буквосочетаниях ча – ща пишется буква а, в буквосочетаниях чу – щу пишется буква у.)
– Постарайтесь подобрать слова к схемам. (Роща, чаща, пища; туча, свеча, саранча; лечу, кричу, молчу; свищу; щука.) Запишите слова, которые вы подобрали к данным схемам, в тетрадь. Подчеркните буквосочетания, о которых говорится в правиле.
– Объясните, почему после щ не пишутся буквы ю,я.
10. Самостоятельная работа по тетради «Я учусь писать и читать».
1) Закрасить те части рисунка, в которые вписана буква щ;
2) прочитать и дать ответ на стихотворение-задачу;
3) подчеркнуть названия овощей, необходимых для приготовления щей;
4) найти и подчеркнуть слова с буквосочетаниями ши, ща, щу.
III. Итог урока.
– Придумайте слова с новым звуком.
– Какой буквой он обозначается?
– Напечатайте слова в тетради.
– Вспомните, о чём мечтал Емеля, лёжа на печи?
– Какие его мечты сбылись? (Вода сама приходит в дом – водопровод; машина или трактор перевозят грузы; мотоцикл или машина – средство передвижения женихов.)
Вывод: мечта может стать реальностью. Что для этого нужно? (Учиться.)
– Чему вы научились сегодня?
Урок 40
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Х, х
Цели: познакомить с буквой Х, х; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и буквой, которая их обозначает.
На партах у детей лежат квадратные листочки.
– Выполните указания.
Загадаю вам загадку.
Выполняйте по порядку:
Раз – листочки поднимаем,
Два – листочки загибаем,
Три – еще разок свернули,
На четвертый развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив? Назови!
Крест-накрест две единички,
Хворостинки или спички –
Вот и Х! Запомнишь вмиг,
Звук при выдохе возник!
Т. Синицына
II. Работа по теме урока.
1. Звуковой анализ слов «хобот», «хвост».
– Рассмотрите схему, расположенную напротив рисунков. Подумайте, с какими словами вам придется сегодня работать? Может, это слова «слон» и «лиса»? Почему эти слова не подходят?
Хвост вороны иль барана
Не похож на хвост фазана.
Хвост мышиный, хвост совиный
Не такой, как петушиный.
Но, однако, зверь иль птица –
Всяк своим хвостом гордится!
Курица, хомяк, корова
Не хотят хвоста другого!
Т. Синицына
– Выполните звукобуквенный анализ слов «хобот» и «хвост».
– Что можно сказать о звуках, указанных в схемах стрелочками? (Они одинаковые.)
– Есть ли у твердого согласного звука [х] мягкая пара? (Есть, это звук [х’].)
– Звуки [х], [х’] обозначаются буквой Х.
Хлеб и хмель, хрусталь и холод,
Хлопья, храм, слоновий хобот,
Хлопок, сладкая халва,
Буква Х, тебе – хвала!
Т. Синицына
– На что похожа буква х?
1-й ученик. Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка,
Деревянная вертушка,
Ветру вольному подружка.
2-й ученик. Х все ходит, ходит, ходит –
Места, что ли, не находит.
3-й ученик. Х на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь – порешь,
Хочешь – шьешь,
Хочешь – сам себя стрижешь.
4-й ученик. Х – хромая хромоножка,
Прихромала понемножку,
Хочет хорошо ходить,
Храброй буквой хочет быть.
– Замените фишки в схемах слов буквами.
– Разделите слова на слоги. Определите ударный слог.
– Найдите и назовите как можно больше признаков сходства и различия слов «хобот» и «хвост».
– Уберите из схемы сначала все гласные буквы, а затем и согласные.
– Кто больше запомнит слов с буквой х?
– Холодно! – хныкал хомяк-хохотун. – Хатка хлипкая. Халат худой! Худо!
– Хорошо! – хорохорился хомяк-хлопотун, хватая хлеб, хрумкая хурмой.
Ходили ходики. Хрустел хворост. Не хатка-хибарка – хоромы.
Хороший хозяин хомяк-хлопотун!
По Л. Яхнину
– Давайте и мы позабавим смешного хомяка, покажем ему, как научились читать.