ЗВУК Л согласный сонорный звонкий твердый
При произнесении звука Л губы раскрыты и нейтральны; зубы разомкнуты; язык свободный, распластанный лопаткой; кончик языка поднят и прижат к шейкам верхних резцов; боковые края языка опущены и образуют с коренными зубами щели, через которые свободно проходит воздух.
Занятие 1
1. Артикуляционная, пальчиковая и дыхательно-голосовая разминка:
а) артикуляционная разминка: упражнения "Улыбка", "Лопатка", "Чашечка", "Барабан", "Грибок", "Болтушка", "Накажем непослушный язык"(покусывание кончика языка с "улыбкой").
б) разминка для кистей и пальцев рук: дополнительное упражнение "Кулак-кольцо"(пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо);
в) голосовые и дыхательные упражнения:
— надувание щек одновременно и поочередно;
— выдыхание воздуха в бока с прикушенным кончиком языка;
— "Пароход гудит"- длительное гудение Ы-Ы-Ы с припущенным кончиком языка и "улыбкой" (попеременно шепотом, тихо, громко).
2. Произнеси звук Л-Л-Лмногократно и отрывисто.
3. Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка
ал-ал — ал-ал-ал ал-ал-ал — ал-ал
ол-ол — ол-ол-ол ол-ол-ол — ол-ол
ул-ул — ул-ул-ул ул-ул-ул — ул-ул
ыл-ыл — ыл-ыл-ыл ыл-ыл-ыл — ыл-ыл
ил-ил — ил-ил-ил ил-ил-ил — ил-ил
4. Проговори слоги и слова (2-3 раза)
ал-ал-ал — бал ул-ул-ул — мул
ал-ал-ал — мал ул-ул-ул — стул
ал-ал-ал — вал ел- ел-ел — мел
ал-ал-ал — зал ел-ел-ел — пел
ал-ал-ал — дал ел-ел-ел — сел
ол-ол-ол — гол ыл-ыл-ыл — был
ол-ол-ол — вол ыл-ыл-ыл — выл
ол-ол-ол — пол ыл-ыл-ыл — мыл
ол-ол-ол — тол ыл-ыл-ыл — пыл
ол-ол-ол — зол ыл-ыл-ыл — тыл
ёл-ёл-ёл — мёл ил-ил-ил — бил
ёл-ёл-ёл — вёл ил-ил-ил — мил
ёл-ёл-ёл — осёл ил-ил-ил — вил
ёл-ёл-ёл — козёл ил-ил-ил — пил
5. Запомни, повтори
бал-бол-был-бил мел-пел-сел-бел
мал-мол-мул-мыл кол-пол-тол-зол
вал-вол-выл-вёл пил-мил-вил-бил
был-выл-мыл-ныл
6. Выучи скороговорку.
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осёл.
7. Вставь слова в предложения (слова для вставок найди в упражнении 4).
Катя идёт на ... . Саня забивает .... По степи шагает.... Павел... кофе. Денис... песню. Павел сел на.... На доске лежит.... С козлёнком гулял .... Петя вымыл .... Возит сено сильный....
8. Рассмотри букву Л, сложи ее из счетных палочек, начерти в воздухе пальцами обеих рук поочередно.
9. Напечатай букву Л
10. Найди среди слов в упражнении 4 домашних животных и "помести" их в клетки "хлев" (вписывает взрослый).
Занятие 2
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно-голосовая разминка.
2. Произнеси звук Л-Л-Л многократно и отрывисто.
3. Произнеси слоги с изменением ударения
ал-ал-ал ол-ол-ол ул-ул-ул ыл-ыл-ыл ал-ал-ал ол-ол-ол ул-ул-ул ыл-ыл-ыл ал-ал-ал ол-ол-ол ул-ул-ул ыл-ыл-ыл
4. Проговори слоги и слова (2-3 раза)
ал-ал-ал — пенал ол-ол-ол — футбол
ал-ал-ал — бокал ол-ол-ол — укол
ал-ал-ал — канал ол-ол-ол — стол
ал-ал-ал — вокзал ол-ол-ол — волейбол
ул-ул-ул — обул ел-ел-ел — успел
ул-ул-ул — подул ел-ел-ел — хотел
ул-ул-ул — стул ел-ел-ел — висел
ёл-ёл-ёл — котёл ил-ил-ил — носил
ёл-ёл-ёл — козёл ил-ил-ил — возил
ёл-ёл-ёл — осёл ил-ил-ил — косил
ёл-ёл-ёл — новосёл ил-ил-ил — катил
5. Запомни, повтори слова
пенал - бокал - вокзал - канал волейбол - футбол - баскетбол - стол козёл - осёл - котёл - новосёл
(взрослый 4 раза меняет порядок слов).
6. Выучи скороговорку
Ал-ал-ал — пенал на пол упал, ол-ол-ол — пенал упал на стол, ул-ул-ул — пенал упал на стул, ыл-ыл-ыл — Павел пенал забыл.
7. Назови все слова со звуком Л из этой скороговорки.
8. Вставь пропущенные слова в предложения (слова для вставок см. в упр. 4).
Павел ходил купаться на ... . Павел любил ... . Больному сделали .... Павел сел за.... Павел сено .... Павел яму.... Павел сено на возу.... На поляне пасётся....
9. Игра "Закончи слово":
волей- баскет- фут-
Определи, какой звук слышится в конце этих слов.
10. Нарисуй двумя руками одновременно волны по образцу.
Занятие 3
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно-голосовая разминка.
2 Произнеси звук Л-Л-Л многократно и отрывисто.
2. Запомни, повтори слоги
ал-ол-ул-ыл ал-ул-ыл-ол
ол-ул-ыл-ал ал-ыл-ол-ул
ул-ыл-ал-ол ал-ол-ыл-ул
ыл-ал-ол-ул ал-ул-ол-ыл
4. Проговори слова по 2-3 раза
балка Волга белка
палка волны мелко
галка колба вилка
фиалка полка копилка
скакалка ёлка бутылка
гадалка иволга посылка
галстук волк булка
5. Игра "1 -2-5" — иволга, волна, галстук.
6. Вставь пропущенные слова (найди их в упражнении 4, при затруднении
ребенка взрослый предлагает 3-4 слова для выбора подходящего)
"С своей волчихою голодной выходит на дорогу...". На подоконнике цветёт .... С ёлки на... скачет .... Павел послал бабушке.... "Издалека долго течёт река ...". "Там о заре прихлынут ..." В лесу поёт звонкую песню .... На столе стоит пустая ....
7. Упражнения на развитие фонематического восприятия
а) послушай и скажи, одинаковые или разные слова
белка — балка булка палка — полка пилка
б) замени первый звук в слове балка на П, на Г, произнеси слова, которые получились (п)алка (г)алка
8. Повтори скороговорки (упр. 6, занятие 1 и упр. 6, занятие 2).
9. Нарисуй петелькой белку под елкой по образцу,
Занятие 4
1. Артикуляционная, пальчиковая и дыхательно-голосовая разминка.
2. Произнеси звук Л-Л-Лмногократно и отрывисто.
3. Вспомни слова из занятия 3, упражнение 4 - игра "Телефон"или
отбивание мяча о пол.
4. Вставь пропущенный звук Л, проговори получившиеся слова
га . стук ко . готки ву . кан
ба.кон по. день мо.ния
во . ки со . дат ко . баса
ха . ва со . нышко иго . ка
5. Игра "Путаница"- скажи правильно
образец: Павел, галстук, магазин, купил, в — Павел купил галстук в магазине.
Павел, балкон, на, стоял — Павел, галстук, надел, новый — Павел, небо, молния, в, увидел — Павел, ёлка, зал, в, поставил — Павел, халва, Ольга, угостил — Павел, хлеб, колбаса, с, ел —
6. Игра "2-7-9" — солдат, молния, волк.
7. Подбери на слух родственные слова к слову ВОЛК.
В лесу живёт волксо своею волчихой.Сам волчищебольшой и сильный. Волчицапоменьше. В волчьемлогове у них семь маленьких волчат.Самого маленького волчонкапоймал охотник. Он назвал его волчок- лесной бочок.
8. Запомни:
волк, волчица, волчата, волчий, волчище, волчок — родственные слова.
9. Измени предложения по образцу
образец: Михаил повяжет галстук. — Михаил повязал галстук.
Павел ходит на футбол. — Михаил забивает гол. — Нил поймает галку. — Павел купит колбасу и халву — Михаил стоит на балконе. — Павел увидит вулкан. —
10. Запомни, повтори ( взрослый меняет 3-4 раза порядок слов).
Волга — волк — волна — волшебник
11. Нарисуй двумя руками одновременно волны по образцу.
Занятие 5
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно-голосовая разминка.
2. Произнеси звук Л-Л-Л многократно и отрывисто.
3. Произнеси слоги и слова. Постарайся услышать и назови первый звук в
этих словах.
ла-ла-ла — лак ло-ло-ло — лом
ла-ла-ла — лама ло-ло-ло — лоб
ла-ла-ла — лампа ло-ло-ло — лось
ла-ла-ла — лапа ло-ло-ло — лодка
ла-ла-ла — ласточка ло-ло-ло — локоть
ла-ла-ла — лакомка ло-ло-ло — локон
ла-ла-ла — лакей ло-ло-ло — логово
лу-лу-лу — луг лы-лы-лы — лысый
лу-лу-лу — лук лы-лы-лы — лыжи
лу-лу-лу — луна лы-лы-лы — лыко
лу-лу-лу — лужа лы-лы-лы — лыжник
4. Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка
ла-ла — ла-ла-ла ла-ла-ла — ла-ла
ло-ло — ло-ло-ло ло-ло-ло — ло-ло
лу-лу — лу-лу-лу лу-лу-лу — лу-лу
лы-лы — лы-лы-лы лы-лы-лы — лы-лы
5. Запомни, повтори (Взрослый меняет порядок слов)
луна - лампа - локоть - логово лама - лодка - лук - лакомка лось - ласточка - локоны - лопата
6. Игра "10-8-2" —лось, лосиха, лосёнок.
7. Игра "Чей, чья, чьё?"— упражнение в словообразовании
притяжательного прилагательного от слова лось.
Чьи у лося рога? — Лосиные рога
Чья у лося голова? —
Чьи у лося глаза?—
Чьи у лося ноги? —
Чьи у лося копыта? —
Чей у лося хвост? —
Чей у лося нос?—
Чьё у лося туловище? —
8. Вставь пропущенные слова в рассказ о лосях.
... - огромный лесной красавец. Ростом ... больше двух метров. Ноги у... стройные высокие, почти белого цвета. Особенно красивы у ... рога. Зимой ... теряют свои великолепные рога. Вырастают они у ... только летом. А ... совсем безрогие. У ... обычно один маленький ... . У ... вырастают рога только к двум годам. Питаются... травой, ветками, корой деревьев. ... очень быстро бегают и хорошо плавают. ... рога высоко ценятся.
Слова для вставок: лось, лосиха, лосёнок, лосиные, лосята.
9. Закончи слова — игра в мяч
ла — ло — лу —
10.Разгадай ребус (отгадай, какая это птица?). Нарисуй отгадку.
Занятие 6
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно-голосовая разминка.
2. Произнеси звук Л-Л-Лмногократно и отрывисто.
3. Проговори слоги и слова
ла-ла-ла — булавка ло-ло-ло — болото
ла-ла-ла — акула ло-ло-ло — головка
ла-ла-ла — пиала ло-ло-ло — полоска
ла-ла-ла — юла ло-ло-ло — колонна
ла-ла-ла — пила ло-ло-ло — колонка
ла-ла-ла — палатка ло-ло-ло — солома
ла-ла-ла — салат ло-ло-ло — солонка
ла-ла-ла — халат ло-ло-ло — колодец
лы-лы-лы — волы лу-лу-лу — белуга
лы-лы-лы — вилы лу-лу-лу — голубка
лы-лы-лы — полынь лу-лу-лу — колун
лы-лы-лы — малыш лу-лу-лу — тулуп
лы-лы-лы — улыбка лу-лу-лу — валун
лы-лы-лы — столы лу-лу-лу — шалун
4. Запомни, повтори слова (Взрослый меняет порядок слов.)
акула - белуга - улыбка - болото палатка - халат - тулуп - солома пиала - салат - столы - солонка
5. Игра "2-8-10" — пиала, фиалка, солонка.
6. Выучи, отгадай загадку и назови слова со звуком Л из нее.
Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят. (Ёж)
7. Внимательно послушай рассказ "Хотела галка пить"и запомни слова
со звуком Л.
Хотела галка пить. Увидела: стоит кувшин с водой. А вода в нём была на самом дне. Галка скакала, скакала - всё без толку. Никак не смогла галка достать воду. И стала галка кидать в кувшин камешки. Кидала, кидала и накидала столько, что вода поднялась и галка смогла напиться. Какая умная галка!
(адаптированный текст по Л.Н. Толстому)
8. Измени предложения по образцу
Образец: Галка хочет пить. — Галка хотела пить.
Галка скачет возле кувшина. — Галка кидает камешки в кувшин. — Вода поднимается всё выше. — Галка пьёт воду —
9. Перескажи рассказ "Хотела галка пить".
10. Вспомни и назови слова со звуком Л из рассказа.
11. Нарисуй иллюстрацию (рисунок) к рассказу или выполни аппликацию.
Занятие 7
1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно-голосовая разминка.
2. Произнеси звук Л-Л-Лмногократно и отрывисто.
3. Проговори слоги с изменением ударения