ЗВУК Л согласный сонорный звонкий твердый

При произнесении звука Л губы раскрыты и ней­тральны; зубы разомкнуты; язык свободный, распластанный лопаткой; кончик языка поднят и прижат к шейкам верхних резцов; боковые края языка опущены и образуют с коренными зубами щели, через которые свободно проходит воздух.

Занятие 1

1. Артикуляционная, пальчиковая и дыхательно-голосовая разминка:

а) артикуляционная разминка: упражнения "Улыбка", "Лопатка", "Чашечка", "Барабан", "Грибок", "Болтушка", "Накажем непослушный язык"(покусывание кончика языка с "улыбкой").

б) разминка для кистей и пальцев рук: дополнительное упражнение "Кулак-кольцо"(пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо);

в) голосовые и дыхательные упражнения:

— надувание щек одновременно и поочередно;

— выдыхание воздуха в бока с прикушенным кончиком языка;

— "Пароход гудит"- длительное гудение Ы-Ы-Ы с припущенным кончиком языка и "улыбкой" (попеременно шепотом, тихо, громко).

2. Произнеси звук Л-Л-Лмногократно и отрывисто.

3. Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка

ал-ал — ал-ал-ал ал-ал-ал — ал-ал

ол-ол — ол-ол-ол ол-ол-ол — ол-ол

ул-ул — ул-ул-ул ул-ул-ул — ул-ул

ыл-ыл — ыл-ыл-ыл ыл-ыл-ыл — ыл-ыл

ил-ил — ил-ил-ил ил-ил-ил — ил-ил

4. Проговори слоги и слова (2-3 раза)

ал-ал-ал — бал ул-ул-ул — мул

ал-ал-ал — мал ул-ул-ул — стул

ал-ал-ал — вал ел- ел-ел — мел

ал-ал-ал — зал ел-ел-ел — пел

ал-ал-ал — дал ел-ел-ел — сел

ол-ол-ол — гол ыл-ыл-ыл — был

ол-ол-ол — вол ыл-ыл-ыл — выл

ол-ол-ол — пол ыл-ыл-ыл — мыл

ол-ол-ол — тол ыл-ыл-ыл — пыл

ол-ол-ол — зол ыл-ыл-ыл — тыл

ёл-ёл-ёл — мёл ил-ил-ил — бил

ёл-ёл-ёл — вёл ил-ил-ил — мил

ёл-ёл-ёл — осёл ил-ил-ил — вил

ёл-ёл-ёл — козёл ил-ил-ил — пил

5. Запомни, повтори

бал-бол-был-бил мел-пел-сел-бел

мал-мол-мул-мыл кол-пол-тол-зол

вал-вол-выл-вёл пил-мил-вил-бил
был-выл-мыл-ныл

6. Выучи скороговорку.

Ослик был сегодня зол:

Он узнал, что он осёл.

7. Вставь слова в предложения (слова для вставок найди в упражнении 4).

Катя идёт на ... . Саня забивает .... По степи шагает.... Павел... кофе. Денис... песню. Павел сел на.... На доске лежит.... С козлёнком гулял .... Петя вымыл .... Возит сено сильный....

8. Рассмотри букву Л, сложи ее из счетных палочек, начерти в воздухе пальцами обеих рук поочередно.

9. Напечатай букву Л

10. Найди среди слов в упражнении 4 домашних животных и "помести" их в клетки "хлев" (вписывает взрослый).

Занятие 2

1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно-голосовая разминка.

2. Произнеси звук Л-Л-Л многократно и отрывисто.

3. Произнеси слоги с изменением ударения

ал-ал-ал ол-ол-ол ул-ул-ул ыл-ыл-ыл ал-ал-ал ол-ол-ол ул-ул-ул ыл-ыл-ыл ал-ал-ал ол-ол-ол ул-ул-ул ыл-ыл-ыл

4. Проговори слоги и слова (2-3 раза)

ал-ал-ал — пенал ол-ол-ол — футбол

ал-ал-ал — бокал ол-ол-ол — укол

ал-ал-ал — канал ол-ол-ол — стол

ал-ал-ал — вокзал ол-ол-ол — волейбол

ул-ул-ул — обул ел-ел-ел — успел

ул-ул-ул — подул ел-ел-ел — хотел

ул-ул-ул — стул ел-ел-ел — висел

ёл-ёл-ёл — котёл ил-ил-ил — носил

ёл-ёл-ёл — козёл ил-ил-ил — возил

ёл-ёл-ёл — осёл ил-ил-ил — косил

ёл-ёл-ёл — новосёл ил-ил-ил — катил

5. Запомни, повтори слова

пенал - бокал - вокзал - канал волейбол - футбол - баскетбол - стол козёл - осёл - котёл - новосёл

(взрослый 4 раза меняет порядок слов).

6. Выучи скороговорку

Ал-ал-ал — пенал на пол упал, ол-ол-ол — пенал упал на стол, ул-ул-ул — пенал упал на стул, ыл-ыл-ыл — Павел пенал забыл.

7. Назови все слова со звуком Л из этой скороговорки.

8. Вставь пропущенные слова в предложения (слова для вставок см. в упр. 4).

Павел ходил купаться на ... . Павел любил ... . Больному сделали .... Павел сел за.... Павел сено .... Павел яму.... Павел сено на возу.... На поляне пасётся....

9. Игра "Закончи слово":

волей- баскет- фут-

Определи, какой звук слышится в конце этих слов.

10. Нарисуй двумя руками одновременно волны по образцу.

Занятие 3

1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно-голосовая разминка.
2 Произнеси звук Л-Л-Л многократно и отрывисто.

2. Запомни, повтори слоги

ал-ол-ул-ыл ал-ул-ыл-ол

ол-ул-ыл-ал ал-ыл-ол-ул

ул-ыл-ал-ол ал-ол-ыл-ул

ыл-ал-ол-ул ал-ул-ол-ыл

4. Проговори слова по 2-3 раза

балка Волга белка

палка волны мелко

галка колба вилка

фиалка полка копилка

скакалка ёлка бутылка

гадалка иволга посылка

галстук волк булка

5. Игра "1 -2-5" — иволга, волна, галстук.

6. Вставь пропущенные слова (найди их в упражнении 4, при затруднении
ребенка взрослый предлагает 3-4 слова для выбора подходящего)

"С своей волчихою голодной выходит на дорогу...". На подоконнике цветёт .... С ёлки на... скачет .... Павел послал бабушке.... "Издалека долго течёт река ...". "Там о заре прихлынут ..." В лесу поёт звонкую песню .... На столе стоит пустая ....

7. Упражнения на развитие фонематического восприятия

а) послушай и скажи, одинаковые или разные слова

белка — балка булка палка — полка пилка

б) замени первый звук в слове балка на П, на Г, произнеси слова, которые получились (п)алка (г)алка

8. Повтори скороговорки (упр. 6, занятие 1 и упр. 6, занятие 2).

9. Нарисуй петелькой белку под елкой по образцу,

Занятие 4

1. Артикуляционная, пальчиковая и дыхательно-голосовая разминка.

2. Произнеси звук Л-Л-Лмногократно и отрывисто.

3. Вспомни слова из занятия 3, упражнение 4 - игра "Телефон"или
отбивание мяча о пол.

4. Вставь пропущенный звук Л, проговори получившиеся слова

га . стук ко . готки ву . кан

ба.кон по. день мо.ния

во . ки со . дат ко . баса

ха . ва со . нышко иго . ка

5. Игра "Путаница"- скажи правильно

образец: Павел, галстук, магазин, купил, в — Павел купил галстук в магазине.

Павел, балкон, на, стоял — Павел, галстук, надел, новый — Павел, небо, молния, в, увидел — Павел, ёлка, зал, в, поставил — Павел, халва, Ольга, угостил — Павел, хлеб, колбаса, с, ел —

6. Игра "2-7-9" — солдат, молния, волк.

7. Подбери на слух родственные слова к слову ВОЛК.

В лесу живёт волксо своею волчихой.Сам волчищебольшой и сильный. Волчицапоменьше. В волчьемлогове у них семь маленьких волчат.Самого маленького волчонкапоймал охотник. Он назвал его волчок- лесной бочок.

8. Запомни:

волк, волчица, волчата, волчий, волчище, волчок — родственные слова.

9. Измени предложения по образцу

образец: Михаил повяжет галстук. — Михаил повязал галстук.

Павел ходит на футбол. — Михаил забивает гол. — Нил поймает галку. — Павел купит колбасу и халву — Михаил стоит на балконе. — Павел увидит вулкан. —

10. Запомни, повтори ( взрослый меняет 3-4 раза порядок слов).

Волга — волк — волна — волшебник

11. Нарисуй двумя руками одновременно волны по образцу.

Занятие 5

1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно-голосовая разминка.

2. Произнеси звук Л-Л-Л многократно и отрывисто.

3. Произнеси слоги и слова. Постарайся услышать и назови первый звук в
этих словах.

ла-ла-ла — лак ло-ло-ло — лом

ла-ла-ла — лама ло-ло-ло — лоб

ла-ла-ла — лампа ло-ло-ло — лось

ла-ла-ла — лапа ло-ло-ло — лодка
ла-ла-ла — ласточка ло-ло-ло — локоть

ла-ла-ла — лакомка ло-ло-ло — локон

ла-ла-ла — лакей ло-ло-ло — логово

лу-лу-лу — луг лы-лы-лы — лысый

лу-лу-лу — лук лы-лы-лы — лыжи

лу-лу-лу — луна лы-лы-лы — лыко
лу-лу-лу — лужа лы-лы-лы — лыжник

4. Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка

ла-ла — ла-ла-ла ла-ла-ла — ла-ла

ло-ло — ло-ло-ло ло-ло-ло — ло-ло

лу-лу — лу-лу-лу лу-лу-лу — лу-лу

лы-лы — лы-лы-лы лы-лы-лы — лы-лы

5. Запомни, повтори (Взрослый меняет порядок слов)

луна - лампа - локоть - логово лама - лодка - лук - лакомка лось - ласточка - локоны - лопата

6. Игра "10-8-2" —лось, лосиха, лосёнок.

7. Игра "Чей, чья, чьё?"— упражнение в словообразовании
притяжательного прилагательного от слова лось.

Чьи у лося рога? — Лосиные рога

Чья у лося голова? —

Чьи у лося глаза?—

Чьи у лося ноги? —

Чьи у лося копыта? —

Чей у лося хвост? —

Чей у лося нос?—

Чьё у лося туловище? —

8. Вставь пропущенные слова в рассказ о лосях.

... - огромный лесной красавец. Ростом ... больше двух метров. Ноги у... стройные высокие, почти белого цвета. Особенно красивы у ... рога. Зимой ... теряют свои великолепные рога. Вырастают они у ... только летом. А ... совсем безрогие. У ... обычно один маленький ... . У ... вырастают рога только к двум годам. Питаются... травой, ветками, корой деревьев. ... очень быстро бегают и хорошо плавают. ... рога высоко ценятся.

Слова для вставок: лось, лосиха, лосёнок, лосиные, лосята.

9. Закончи слова — игра в мяч

ла — ло — лу —

10.Разгадай ребус (отгадай, какая это птица?). Нарисуй отгадку.

Занятие 6

1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно-голосовая разминка.

2. Произнеси звук Л-Л-Лмногократно и отрывисто.

3. Проговори слоги и слова

ла-ла-ла — булавка ло-ло-ло — болото

ла-ла-ла — акула ло-ло-ло — головка

ла-ла-ла — пиала ло-ло-ло — полоска

ла-ла-ла — юла ло-ло-ло — колонна

ла-ла-ла — пила ло-ло-ло — колонка

ла-ла-ла — палатка ло-ло-ло — солома

ла-ла-ла — салат ло-ло-ло — солонка

ла-ла-ла — халат ло-ло-ло — колодец

лы-лы-лы — волы лу-лу-лу — белуга

лы-лы-лы — вилы лу-лу-лу — голубка

лы-лы-лы — полынь лу-лу-лу — колун

лы-лы-лы — малыш лу-лу-лу — тулуп

лы-лы-лы — улыбка лу-лу-лу — валун

лы-лы-лы — столы лу-лу-лу — шалун

4. Запомни, повтори слова (Взрослый меняет порядок слов.)

акула - белуга - улыбка - болото палатка - халат - тулуп - солома пиала - салат - столы - солонка

5. Игра "2-8-10" — пиала, фиалка, солонка.

6. Выучи, отгадай загадку и назови слова со звуком Л из нее.

Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят. (Ёж)

7. Внимательно послушай рассказ "Хотела галка пить"и запомни слова
со звуком Л.

Хотела галка пить. Увидела: стоит кувшин с водой. А вода в нём была на самом дне. Галка скакала, скакала - всё без толку. Никак не смогла галка достать воду. И стала галка кидать в кувшин камешки. Кидала, кидала и накидала столько, что вода поднялась и галка смогла напиться. Какая умная галка!

(адаптированный текст по Л.Н. Толстому)

8. Измени предложения по образцу

Образец: Галка хочет пить. — Галка хотела пить.

Галка скачет возле кувшина. — Галка кидает камешки в кувшин. — Вода поднимается всё выше. — Галка пьёт воду —

9. Перескажи рассказ "Хотела галка пить".

10. Вспомни и назови слова со звуком Л из рассказа.

11. Нарисуй иллюстрацию (рисунок) к рассказу или выполни аппликацию.

Занятие 7

1. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательно-голосовая разминка.

2. Произнеси звук Л-Л-Лмногократно и отрывисто.

3. Проговори слоги с изменением ударения

Наши рекомендации