Приложение 1.4 Страховочные системы (разработка УИАА)
РУКОВОДСТВО ДЛЯ СУДЕЙ И УЧАСТНИКОВ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ТЕХНИКЕ ПЕШЕХОДНОГО И ЛЫЖНОГО ТУРИЗМА
(прохождение технических этапов).
Теплоухов В.В. (судья 1 категории, г. Первоуральск, 1990 г)
СОДЕРЖАНИЕ
РУКОВОДСТВО ДЛЯ СУДЕЙ И УЧАСТНИКОВ СОРЕВНОВАНИЙ.. 1
ПО ТЕХНИКЕ ПЕШЕХОДНОГО И ЛЫЖНОГО ТУРИЗМА.. 1
СОДЕРЖАНИЕ. 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 2
РАЗДЕЛ 1. СНАРЯЖЕНИЕ. 2
1.1 Веревки. 2
1.2 Карабины.. 2
1.3 Блоки и полиспасты.. 3
1.4 Страховочные системы.. 3
Приложение 1.4 Страховочные системы (разработка УИАА).3
1.5 Самостраховка. 5
1.6 Зажимы.. 5
1.7 Рукавицы.. 5
1.8 Каски. 5
1.9 Узлы.. 6
1.10 Опорные петли. 6
РАЗДЕЛ 2. ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ... 7
2.1 Переправа первого участника вброд. 7
2.2 Переправа первого участника по тонкому льду. 7
2.3 Переправа первого участника через реку по бревну. 8
2.4 Переправа первого участника через сухой овраг (каньон) по дну и по бревну. 8
2.5 Траверс склона участником, идущим на командной страховке (траверс первым участником)8
2.6 Преодоление подъема первым участником с командной страховкой. 9
2.7 Организация перил. 9
2.8 Снятие перил. 10
2.9 Укладка бревна. 10
2.10 Движение по перилам: вброд, по бревну через реку, овраг и по тонкому льду. 10
2.11 Движение по навесной переправе. 10
2.12 Траверс по перилам.. 11
2.13 Спуск (подъем) по склону с самостраховкой по перилам.. 11
2.14 Подъем по склону с верхней командной страховкой. 12
2.15 Спуск по перилам (дюльфер)12
2.16 Спортивный спуск. 13
2.17 Переправа маятником через ручей, овраг. 13
2.18 Транспортировка груза на этапах. 13
2.19 Движение по веревке с перилами (параллельные перила)14
РАЗДЕЛ 3. ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШЕГО.. 14
3.1 Требования к носилкам.. 14
3.2 Транспортировка пострадавшего на носилках по пересеченной местности и вброд. 15
3.3 Транспортировка пострадавшего по навесной переправе. 15
3.4 Транспортировка пострадавшего на сопровождающем на этапах "ПОДЪЕМ" и "СПУСК" по склону. 16
3.5 Транспортировка пострадавшего на несущем, по бревну с перилами. 16
3.7 Организация системы спуска пострадавшего с сопровождающим.. 17
3.8 Организация системы подъема пострадавшего с сопровождающим.. 17
3.9 Транспортировка пострадавшего на волокушах. 18
3.10 Транспортировка пострадавшего в волокушах по тонкому льду.18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 18
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Целью данной разработки является унификация ряда технических приемов, применяемых на соревнованиях по технике пешеходного и лыжного туризма, а также определение единого подхода к оценке применяемого снаряжения, как в плане его технических характеристик, так и в пределах допустимого применения. Конечной задачей является повышение безопасности проводимых соревнований по технике туризма, устранение ряда спорных вопросов в методике подготовки как участников, так и судей соревнований, а также сокращение руководящей документации соревнований и упрощение работы с ними.
Отдельные положения настоящего "Руководства" не должны дублироваться при составлении "Условий соревнований", ограничиваясь общими ссылками на соответствующий раздел или полностью на "Руководство". В случаях, если "Условия соревнований" допускают отклонения от данного "Руководства", каждый такой факт должен быть отражен в "Условиях соревнований" со ссылкой на пункт "Руководства", претерпевший изменения в "Условиях". Случаи нарушения участниками положений, отраженных в настоящем "Руководстве" должны не только наказываться штрафами: при обнаружении нарушения судья обязан немедленно приостановить действия команды (участника) и потребовать ликвидации ошибки.
Знание "Руководства" обязательно для судей на этапах.
РАЗДЕЛ 1. СНАРЯЖЕНИЕ
Все самодельное снаряжение, применяемое командой на дистанции для организации страховки, натяжения перил и движения по перилам, независимо от качества исполнения, соответствия ГОСТам и технической документации, помещенной в методической литературе, а также независимо от наличия актов ОТК в обязательном порядке должно быть представлено в комиссию по снаряжению перед началом соревнований.
Веревки
1.1.1 Рабочие веревки, применяемые для организации страховки, перил и сопровождения должны быть диаметром не менее 10 мм.
1.1.2 Веревки не должны иметь повреждений оплетки и прядей.
1.1.3 Использование вместо веревок строп и тесьмы для применения по пункту 1.1.1 не разрешается даже при условии равнопрочности указанного сортамента веревки диаметром 10 мм.
1.1.4 Двойной веревкой является: а) сдвоенная (т.е. сложенная вдвое), но имеющая во всех нагружаемых сечениях две ветви; б) две отдельные веревки.
1.1.5 В случаях, если в ходе выступления в соревнованиях веревке нанесено повреждение (перебита, сорвана оплетка и т.п.), ее эксплуатация должна быть немедленно прекращена. Команда может заблокировать поврежденный участок с помощью узла, или, вырезав поврежденный участок, использовать получившиеся части или их соединения.
Карабины
1.2.1 Для выполнения технических задач:
· организация перил и транспортных веревок на спуске (подъеме) участников;
· организация пункта страховки;
· замыкание личной страховочной системы;
· подключение страховочной веревки к участнику;
· организация натяжения веревок с помощью блоков и полиспастов;
· подключение носилок с "пострадавшим" к перилам навесной переправы и транспортным веревкам на подъеме (спуске);
· соединение рабочих веревок
могут применяться только стандартные карабины с муфтами, не имеющие каких-либо доработок, могущих снизить их прочность.
1.2.2 Для выполнения технических задач:
· организация самостраховки;
· организация промежуточных точек страховки;
· подключение сопровождающих веревок к участнику и опоре;
· подключение беседок (личной страховочной системы) к перилам
могут применяться карабины, имеющие конструктивные доработки, не снижающие их прочность, и самодельные карабины из стальных и титановых сплавов, допущенные комиссией по снаряжению. Все указанные карабины должны иметь предохранительные муфты.
1.2.3 Карабины без муфт могут применяться только для транспортировки груза и для закрепления свободных концов веревок, не работающих на страховке или сопровождении.
Блоки и полиспасты
1.3.1 Блоки должны иметь ось из стальных или титановых сплавов диаметром не менее 8 мм и толщину щечек не менее 2 мм. Работающее сечение щечек в месте включения карабина и запрессовки оси должно быть не менее 60 кв.мм (суммарно). Материал щечек - стальные и титановые сплавы.
1.3.2 Ось блока должна быть расклепана или зашплинтована.
1.3.3 Суммарное количество шкивов на полиспасте не должно превышать 4 штук.
1.3.4 Нагружаемые элементы полиспаста не должны иметь детали, присоединенные методом сварки (шов сварки не должен нести нагрузку), а также не должны иметь деталей в виде открытых скоб, гаков и т.п.
1.3.5 Натяжение полиспастов должно производиться веревкой диаметром не менее 10 мм.
1.3.6 Блоки и тележки, используемые для движения людей по навесной переправе должны иметь конструкцию, исключающую попадание рук под шкивы.
1.3.7 При использовании блоков и тележек для движения по перилам людей должно быть соблюдено условие: в случае развала конструкции (выпадение шкивов, разрушение щечек, осей и т.д.) движущийся участник должен остаться подключенным к перилам через стандартное снаряжение (карабин, веревка).
Страховочные системы
1.4.1 Кроме стандартных страховочных систем комиссией по снаряжению могут быть допущены самодельные системы.
1.4.2 Требования по конструкции страховочной системы в соответствии с разработками УИАА приведены в Приложении 1.4.
1.4.3 Страховочный пояс и беседка должны быть сблокированы в единую систему.
1.4.4 Веревка, используемая для соединения концов страховочного пояса, беседки и для блокировки, должна быть основной диаметром не менее 10 мм.
1.4.5 Длина веревочной петли, соединяющей концы страховочного пояса, не должна превышать 300 мм.
1.4.6 В случаях, когда страховочная система замыкается карабином, должна быть исключена возможность действия нагрузки на карабин в направлении его поперечной оси.
Приложение 1.4 Страховочные системы (разработка УИАА).
1. Ширина ремней (лент) грудной обвязки и беседки не менее 43 мм. Ширина бретель обвязки не менее 28 мм.
2. Конструкция должна позволять самостоятельно надеть и снять систему.
3. Обеспечение свободного висения без болевых ощущений в течение 10 мин в расслабленном состоянии. Нагрузка при этом должна равномерно распределяться между обвязкой и беседкой. При этом должна быть обеспечена возможность свободно шевелить конечностями. Место подвески системы не должно быть ниже грудины человека. Из положения зависания вниз головой он должен самостоятельно вернуться в положение вверх головой. При раздельной системе место привязывания беседки к обвязке должно быть несколько выше грудины. Грудная обвязка должна плотно огибать грудь под мышками.
4. Позвоночник не должен прогибаться во время свободного висения в системе.
5. Пряжки системы не должны оставлять следа на теле человека. Они не должны располагаться под мышками, районе почек и между ног.
6. При любой нагрузке пряжки должны располагаться параллельно телу человека.
7. Грудная обвязка должна выдерживать нагрузку в 1600 кг. При этом не должно быть повреждений в лентах и швах. При испытании обвязка должна выдерживать нагрузку в течение 1 мин. Затем испытание повторяется - обвязка должна выдержать такую же нагрузку, но уже в течение 5 мин. Если перенести эту нагрузку на петли обвязки, то они должны выдерживать 800 кг каждая.
8. Система должна иметь достаточную прочность плечевых бретель. Согласно требованиям УИАА плечевые лямки, в первую очередь, служат для того, чтобы предотвратить выпадение из системы в случае падения или зависания вверх ногами.
9. При спусках на петли, соединяющие концы системы, приходится тройная нагрузка - три веса человека. Поэтому их прочность с учетом возможных экстремальных условий должна быть не менее 1000 кг.
10. Обвязка должна сохранять свои прочностные показатели при эксплуатации в условиях низких температур (-20 и ниже). Прочность х/б лент при понижении температуры ниже -20 снижается, прочность капроновых остается без изменения.
11. Швы должны иметь контрастный цвет. чтобы можно было определить степень потертости.
12. Металлические части должны иметь радиус кривизны кромок не менее 3 мм (толщина пряжки не менее 6 мм).
13. Применение страховочных систем, основой которых является широкий поясной ремень (лента) не удовлетворяет основным требованиям УИАА, также не отвечает этим требованиям и система "Троль", представляющая собой глубокую беседку и поэтому не допускается в качестве элемента страховки.
Рекомендации ЦРИБ "Турист" по изготовлению самодельного страховочного
снаряжения:
· если можно, обойтись без пряжек;
· все концевые петли должны быть заделаны по принципу коуша;
· категорически запрещается прожигать ленты для удобства прошивания нитей шва и
· применение заклепок;
· обязательная проверка готового предмета и всей системы.
При выборе лент для изготовления страховочного снаряжения необходимо учитывать, что разрывная нагрузка синтетических материалов, применяемых туристами составляет 17+24 кг на 1 кв.мм (при условии, что материал не подвергался покраске в кустарных условиях. В случае окрашивания материала даже при температуре 30-40 градусов разрывная нагрузка может снизиться до 30-50% первоначальной).
Прочность самодельного ниточного соединения ленты можно рассчитать по формуле:
F = 0,8 * N * Рн,
где F - сила разрыва ниточного соединения; 0,8 - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между стежками; N - количество стежков; Рн - сила разрыва одной нити (определяется практическим путем).
Не допускается сшивание силовых элементов системы из лент разной толщины и эластичности. Швы, как правило, выполняются на машине, но возможно и вручную. При этом недопустимо применение шва одной ниткой, разрешается только встречный (сапожный) шов.
Самостраховка
1.5.1 Самостраховка должна быть выполнена из основной веревки диаметром не менее 10 мм, длиной не более 2 м.
1.5.2 Применение в качестве материала для самостраховки строп, оплеток веревок не разрешается.
Зажимы
1.6.1 На соревнованиях разрешается применение зажимов, допущенных комиссией по снаряжению.
1.6.2 Зажимы могут быть использованы в качестве вспомогательного средства для организации движения по перилам.
1.6.3 Запрещается использование зажимов в качестве элемента подключения полиспаста к натягиваемой веревке при организации перил.
Рукавицы
1.7.1 Рукавицы являются обязательным предметом снаряжения каждого участника. Рукавицы должны быть изготовлены из плотного материала и полностью закрывать кисть руки. Применение кожаных и текстильных перчаток не заменяет необходимость наличия рукавиц.
1.7.2 Участник обязан находиться в рукавицах при выполнении следующих технических приемов:
· спуск по перилам;
· выполнение страховки;
· торможение носилок, движущихся по навесной переправе;
· движение по навесной переправе, заявленной в условиях соревнований как наклонная переправа;
· работа с сопровождающей веревкой при прохождении участником навесной переправы;
· работа с транспортной веревкой при спуске участников или груза по склону;
· работа с веревкой при укладке бревна через преграду.
1.7.3 При отсутствии рукавиц у участника замена их рукавами, полами штормовки (куртки) запрещается.
Каски
1.8.1 Участник обязан находиться в каске при прохождении следующих технических этапов:
· навесная переправа;
· переправа вброд;
· переправа по бревну;
· переправа по веревке с перилами;
· подъем, траверс, спуск, в том числе и спортивный;
· переправа маятником;
· преодоление и работа на лавиноопасном склоне.
1.8.2 Участник обязан находиться в каске с момента пересечения границы этапа и до выхода из нее.
1.8.3 Каска должна быть оборудована амортизирующим вкладышем, надежным приспособлением для крепления на голове и шнуром-каскоуловителем.
1.8.4 В случае сползания или спадения каски с головы, участник должен немедленно прекратить движение и надеть каску.
Узлы
1.9.1 Применяемые для выполнения технических приемов узлы должны быть выбраны из перечня узлов, рекомендуемых к применению отечественной методической литературой по альпинизму и горному туризму, в т.ч.:
а) узлы для связывания концов веревки:
- прямой;
- академический;
- встречный;
- ткацкий;
- брамшкотовый;
- грейпвайн;
б) узлы для присоединения веревки к объекту (опоре):
- проводник;
- проводник-восьмерка;
- стремя;
- двойной проводник;
- беседочный;
- булинь;
- австрийский проводник;
- карабинная удавка;
- штыковой;
в) схватывающие:
- пруссик;
- австрийский;
- Бахмана;
- несимметричный схватывающий;
г) контрольные узлы:
- простой;
- восьмерка.
1.9.2 Узлы не должны иметь перекрученных прядей, рисунки должны соответствовать изображениям в методической литературе или образцам узлов, представленных судейской коллегии.
1.9.3 Все узлы, кроме:
- встречного;
- грейпвайна;
- проводника-восьмерки;
- беседочного;
- австрийского проводника
должны иметь контрольные узлы.
1.9.4 Все завязанные узлы, в т.ч. и контрольные, должны иметь выход свободного конца не менее 50 мм.
1.9.5 Каждый узел должен использоваться в соответствии с его предназначением и нагружаться согласно рекомендациям по его применению.
1.9.6 Команде при прохождении этапа запрещается разрезать узел и обрезать навешенные основные веревки.
Примечание: В особом случае, с разрешения судьи этапа, допускается срезать на этапе веревки, если команда исчерпала контрольное время прохождения и не может иным способом снять снаряжение.
Опорные петли
1.10.1 В случаях, когда служба дистанции не предоставляет команде опорные точки для организации перил, переправ, страховки (петли, карабины), команда обязана сама организовать в указанных местах опорные петли, пользуясь своим снаряжением, что должно быть отражено в условиях соревнования.
1.10.2 В качестве материала для изготовления опорных петель могут применяться отрезки основной веревки диаметром не менее 10 мм.
1.10.3 В случаях, когда опорные петли выполняют функцию групповой самостраховки, должна использоваться двойная основная веревка.