Учащимся предлагается разгадать загадки о птицах. 1 страница
Рисунок «У лукоморья».
Учащимся нужно посчитать и назвать (показать с помощью сигнального блокнота или веера цифр), сколько раз используются различные цифры. При проверке учитель обращает внимание, что цифры могут быть расположены произвольно: наклонены, перевёрнуты, отображены зеркально.
Упражнение «Цифрозавры»
Учитель показывает изображения цифрозавров: обитателей острова, составленных из цифр. Учащимся нужно перерисовать в тетрадь портрет любого цифрозавра по выбору.
Переменка 1
Игра на внимание «Смотри не ошибись!» Класс делится на две команды. Учитель поочерёдно показывает костяшки домино (большие). На счёт «1-2-3!» встаёт столько учеников первой команды, сколько точек изображено на правой стороне домино, и одновременно столько учеников второй команды, сколько точек изображено с левой стороны домино.
Интересно знать
Известно несколько версий происхождения игры домино. По одной из них, родиной домино является древний Китай, где игра называлась «костяные таблички». Много веков тому назад для гадания и предсказания будущего китайцы использовали белые кубики с чёрными метками. Кубики изготавливали из слоновой кости, поэтому их так и называли — кости.
Затем кубики решили заменить пластинками, разделёнными на две части. Так каждая косточка домино стала обозначать бросание сразу двух кубиков.
В Европе считают, что домино придумали французские монахи. Словом «домино» они называли своё зимнее одеяние — белый плащ с чёрным капюшоном. Так же называли и чёрно-белые маскарадные костюмы.
В Голландии ежегодно празднуют День домино, когда из косточек домино сооружают всевозможные конструкции.
Игра «Кто рядом?»
Учитель сообщает, что по правилам игры в домино игроки выстраивают цепочку из костяшек так, чтобы они соприкасались половинками с одинаковым числом точек. Всем учащимся раздаётся по 3-4 костяшки домино. Учитель показывает по одному домино, а ученики, у которых есть костяшки, которые могут вступать в игру, выбегают с ними и становятся соответственно справа или слева от учителя. После проверки правильности выполнения показывается новая костяшка и т.д.
Упражнение в парах «Найди ошибку»
Каждая пара получает одну карточку с изображением партии домино. Нужно найти место ошибки и отметить его (обвести или подчеркнуть). Задание можно усложнить, предложив выполнить его самостоятельно (по вариантам).
Переменка 2
Учитель сообщает, что жители цифрозаврового острова цифры пишут необычным способом — носом. Учащимся предлагается «написать» все цифры в воздухе носом.
Игра «Домино»
Класс разбивается на группы по 3-4 ученика, и каждая получает комплект домино. Для игры также можно использовать математическое домино, где на карточках вместо точек изображены цифры, геометрические фигуры, примеры на сложение и вычитание. Вне зависимости от используемого набора правила игры одинаковые: вначале все костяшки (карточки) переворачиваются лицевой стороной вниз, каждый участник игры берёт по 5 штук, остальные домино остаются в резерве. Начинает игру игрок, у которого есть костяшка (карточка)- дубль «0-0» (или «1-1», или «2-2» и т.п.). Затем игроки по очереди выкладывают свои домино, подставляя их с любого конца цепочки. Дубли всегда выкладывают поперёк цепочки. Если у ученика нет нужной костяшки домино и он не может продолжить цепочку, то он по одной добирает из резерва, пока не найдёт подходящую. Игра заканчивается, когда один из игроков израсходовал все свои костяшки (карточки) домино или если игра заблокирована, т.е. ходов больше нет.
Занятие 13. Счётные палочки Кюизенера: цветные числа
Цель: планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут знать: о пособии «Счётные палочки Кюизенера»; уметь: выполнять операции объединения и дополнения, сложения и вычитании в пределах 10 с использованием «Счётных палочек» Кюизенера».
Оборудование: демонстрационный набор цветных полосок, наборы счётных палочек Кюизинера, карточки «Примеры с палочками» — по числу учеников.
Справка. Дидактическое пособие для формирования элементарных математических представлений «Счётные палочки Кюизенера» представляет собой набор палочек сечением 1 см2 длиной от 1 до 10 см разного цвета, среди которых можно выделить группу красных палочек: розовая (2 см), красная (4 см), коричневая (8 см); группу синих палочек: голубая (3 см), зелёная (6 см), синяя (9 см); группу жёлтых палочек: жёлтая (5 см), оранжевая (10 см); белую палочку (1 см), чёрную палочку (7 см).
Также выпускаются палочки с другими сочетаниями цветов, например: салатовая (3 см), сиреневая (6 см), бордовая («вишнёвая») (8 см).
При проведении занятия палочки можно заменить на цветные полоски из картона размерами 2x2 см (белая) — 7 шт.; 2x4 см (розовая), 2x6 см (голубая), 2x8 см (красная), 2x10 см (жёлтая), 2x12 см (зелёная) — по две полоски; 2x14 (чёрная), 2x16 см (коричневая), 2x18 см (синяя), 2x20 см (оранжевая) — по одной полоске каждого цвета.
Ход занятия
Разминка
Стихотворения «Ступеньки», после каждой строчки которого учитель на доске выкладывает полоску указанного цвета так, чтобы получилась «лесенка».
Мы по лесенке шагаем
И ступеньки все считаем.
Первая — белой бумаги листок,
Вторая — розовый лепесток,
Третья — как голубой океан,
Четвёртая — словно красный тюльпан.
Пятая — жёлтый солнечный свет,
Шестая — зелёных деревьев привет.
Седьмая — чёрный пушистый котёнок,
Восьмая — коричневый медвежонок.
Девятая — прыгает синий мячик,
Десятая — скачет оранжевый зайчик.
Все ступеньки до одной
Знаем в лесенке цветной!
Дидактическая игра «Угадайка»
Учитель загадывает одну палочку. Детям необходимо её угадать, задавая вопросы с использованием фраз «длиннее чем», «короче чем». Игра проводится 2-3 раза с разными палочками.
Упражнение «Поезд»
Учитель при помощи цветных полосок на доске демонстрирует, как из палочек составить «поезд». Далее предлагаются задания, в которых нужно выложить «поезда» из указанного количества и цвета палочек. Например: «Составьте поезд, в котором три голубых и два розовых вагона» и т.д.
Упражнение «Найди большую палочку»
Учитель на доске показывает, как два «вагончика» можно уравнять одной палочкой. Предлагаются задания, в которых задаётся цвет двух-трёх вагончиков», а учащимся необходимо найти палочку, которой их можно уравнять (при этом необходимо учесть, что сумма должна быть не больше 10).
После выполнения двух-трёх заданий учитель показывает, как данные действия могут быть записаны. Например: ж+р=ч.
Эту запись можно прочитать так: «Жёлтая плюс розовая равно чёрная».
Затем несколько заданий предлагаются в виде буквенных записей на доске.
Задания могут выполняться индивидуально, тогда для контроля учащиеся показывают палочку нужного цвета, или в парах — выполняется взаимопроверка.
Переменка 1
Дидактическая игра на развитие памяти «Что изменилось?». На доске в произвольном порядке размещаются 7-10 палочек, после 10-секундного рассматривания учащиеся закрывают глаза и учитель убирает 1-3 палочки. Ученикам нужно назвать цвет спрятанной палочки (её расположение). Игра проводится несколько раз с различным количеством и расположением палочек.
Упражнение «Найди маленькую палочку»
Учитель показывает на доске, что одна палочка «потерялась»,её нужно отыскать и назвать цвет.
После выполнения нескольких заданий, в которых необходимо находить недостающую палочку, даётся буквенная запись проделанных действий. Например: з-к=р.
Запись можно прочитать так: «Зелёная минус красная равно розовая».
Далее предлагается выполнение двух-трёх заданий по буквенным записям. После выполнения каждого задания осуществляется проверка.
Переменка 2
Упражнения на развитие мелкой моторики. Например, при помощи палочек построить башню (если используются цветные полоски — выложить дорожку). При проверке работ могут быть использованы различные критерии: самая высокая, самая устойчивая, самая красивая, самая необычная башня и т.п. (самая длинная, самая ровная, самая интересная дорожка и пр.).
Самостоятельная работа
Учащимся раздаются карточки «Примеры с палочками», которые нужно решить: выложить из палочек и записать ответ буквой. Последовательность выполнения и количество примеров — по выбору учащихся. Дети могут обращаться к «лесенке» на доске, на которой рядом с каждой палочкой-ступенькой обозначен её цвет одной буквой (красная палочка, в отличие от коричневой, обозначается двумя буквами «Кр»).
Проверка выполнения примеров на занятии не производится. Следует иметь в виду, что правильное выполнение заданий второго и третьего столбика (задания повышенной трудности и творческого характера) может способствовать выявлению учащихся с нестандартным мышлением.
Творческое задание
Учитель показывает образец «коврика» и предлагает учащимся проанализировать, как он составлен. Затем дети самостоятельно придумывают и составляют коврики на основе других палочек.
В конце занятия можно организовать просмотр полученных композиций. В дальнейшем выкладывание «ковриков» можно использовать на составленного уроках математики при изучении тем «Состав однозначного числа», «Состав числа 10».
Занятие 14. Решение комбинаторных задач
методом перебора вариантов
Цель: планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут знать: о разнообразии видов математических задач (комбинаторная задача); уметь: выполнять последовательный перебор вариантов при решении комбинаторных задач.
Оборудование: рисунок «Кормушка», рисунки с изображением воробья, снегиря, синицы — по 6 рисунков каждой птицы; карточки «Деревья», «Кормушки», «Повесим кормушки» — по числу пар учеников; наборы квадратов (жёлтого, синего, зелёного, красного цветов), карточки-таблицы «Раскрасим кормушки» — по числу групп; карточки «Обед для воробья» — по числу учеников.
Ход занятия
Разминка
Учащимся предлагается разгадать загадки о птицах.
В серой шубке перьевой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, — а всё же птица! (Воробей.)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды —
С первым снегом тут как тут! (Снегирь.)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)
Игра «День-ночь»
В игре участвуют тройки учеников сменного состава, изображающие птиц, которые днём ищут себе корм, а с приходом ночи прячутся в укромные места. Игроки получают рисунки с изображениями птиц — синицы, снегиря, воробья. По команде «День!» ученики свободно передвигаются по классу, по команде «Ночь!» садятся на стулья у доски. Учитель закрепляет полученную последовательность рисунков на доске.
Затем выходит новая тройка участников, которая тоже получает рисунки с изображениями птиц. Но по команде «Ночь!» ученики должны сесть так, чтобы получилась новая комбинация. Полученная последовательность рисунков также крепится на доске и т.д.
После того как будут найдены все шесть возможных вариантов рассадок, учитель вместе с учащимися упорядочивает рисунки на доске.
Например:
Синица, снегирь, воробей.
Синица, воробей, снегирь.
Снегирь, синица, воробей.
Снегирь, воробей, синица.
Воробей, синица, снегирь.
Воробей, снегирь, синица.
В процессе анализа полученных комбинаций учащиеся приходят к выводу, что каждая птица была дважды первой, дважды второй и дважды третьей. Желательно обсудить, как быстро можно составить все шесть вариантов последовательностей.
Интересно знать
Раньше на Руси 12 ноября отмечали Синичкин день. В старину считалось, что именно в этот день прилетают птицы, которые у нас зимуют, а синичка как бы встречает зимних гостей. К этому дню люди старались приготовить кормушки и корм для птиц.
Работа в парах «Повесим кормушки»
Каждая пара учащихся получает карточку «Деревья», три карточки с изображениями кормушек под номерами, карточку-таблицу «Повесим кормушки». Учащимся нужно найти все способы, как можно развесить кормушки по одной на каждом дереве. Один ученик моделирует три разные последовательности расположения кормушек, другой — записывает номера кормушек в карточке. Затем учащиеся в парах меняются ролями. По окончании работы карточки с результатами выполнения задания вывешиваются на доске. Во время проверки надо обратить внимание на карточки, в которых последовательно (упорядочено) определены все возможные способы размещения кормушек.
Переменка 1
Игра на внимание «Птицы летают высоко». Ученики барабанят пальцами по краю парты. Учитель называет различных представителей животного мира. Если звучит название птицы — ученики поднимают руки вверх, если звучит название зверя, насекомого, рыбы и др. — продолжают барабанить. Игра может быть проведена в быстром темпе на выбывание.
Работа в группах «Раскрасим кормушки»
На доске открывается контурное изображение кормушки. Каждая группа учащихся получает по четыре разноцветных квадрата и карточку-таблицу «Раскрасим кормушки».
Группам нужно найти различные варианты окрашивания стенок кормушки так, чтобы каждая стенка была окрашена в один из четырёх цветов. При выполнении задания учащиеся моделируют каждый вариант с помощью квадратов, а затем записывают в карточке первые буквы названий цветов. Время работы групп регламентируется (4-5 мин). При подведении итогов оценивается число найденных способов окрашивания и использование рациональных приёмов перебора вариантов. Перед началом выполнения задания можно провести обсуждение возможных вариантов решения в случае, когда для окрашивания первой стенки выбран жёлтый цвет.
Одно из решений показано на рисунке.
ж | к | з | с |
ж | к | с | з |
ж | з | к | с |
ж | з | с | к |
ж | с | к | з |
ж | с | з | к |
Переменка 2
Пальчиковая гимнастика «Птички на кормушке»: раскрытая ладонь одной руки изображает кормушку, а указательный палец другой — клюв птицы. Действия могут сопровождаться словами:
Маленькая птичка
Зёрнышки клевала,
Птичка-невеличка
Крошки собирала.
Рекомендуется «покормить» сначала каждый пальчик на одной руке, затем всю «стайку» вместе.
Тест «Обед для воробья»
Каждый ученик получает карточку «Обед для воробья». В пустых кружочках — «тарелочках» — нужно расставить буквы я («ягода»), ж («жучок»), с («семечко») так, чтобы составить разные варианты угощения для воробья из трёх «блюд». Для проверки сформированности навыка решения комбинаторных задач число кружков на карточке больше числа возможных вариантов решения (эта информация учащимся не сообщается). Проверка выполнения задания на занятии не производится.
Занятие 16. Задачи на упорядочение множеств,
состоящих из трёх элементов
Цель: планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут знать: о об отношениях «больше — меньше», «раньше — позже», «старше — младше» и др.; уметь: упорядочивать множества из двух-трёх элементов.
Оборудование: мяч, 6-8 рисунков с изображениями различных объектов, 3 магнита разного цвета, рисунок «Рыбалка в Простоквашино»; карточки со словами «выше», «дальше», «шире», «больше», «длиннее», «старше», «быстрее», «громче», «тяжелее», «левее», «ниже», «ближе», «уже», «меньше», «короче», «младше», «медленнее», «тише», «легче», «правее» и др.; карточки-схемы «Рыбалка в Простоквашино» — по количеству пар учеников, карточки «Лесные олимпийские игры», три фишки разного цвета — по количеству групп; карточки «Медали» — по числу учеников.
Ход занятия
Игра с мячом «Наоборот»
Учащиеся стоят около парт или в кругу. Учитель бросает мяч и называет любое слово-отношение, например «громче». Ученик ловит мяч и, возвращая его, называет отношение с противоположным смыслом, например «тише».
Упражнение «Подбери слово»
Каждый ученик получает карточку, на которой написано одно слово («выше», «дальше», «тоньше», «младше» и т.д.).
На доске открываются два рисунка, например изображения слона и кота. Требуется подобрать слова, которые можно вставить между данными изображениями так, чтобы получились верные утверждения. Учащиеся с соответствующими карточками поочерёдно выходят к доске и называют полученные утверждения. Например: «Слон тяжелее кота», «Слон выше кота», «Слон больше кота» и т.д.
Затем изображения меняются местами и составляются новые утверждения. Например: «Кот легче слона», «Кот ниже слона», «Кот меньше слона» и т.д.
Упражнение выполняется несколько раз с разными парами рисунков (вместо изображений могут быть использованы пары слов). Например: «дедушка — внучка», «бочка — ведро», «подсолнух — ромашка», «поезд — вагон», «карандаш — стержень».
Упражнение «Кто есть кто?»
На доске изображена прямая, на которой стрелкой указано направление «вправо». На прямой расположены два магнита разного цвета.
Учитель объясняет, что в любой паре отношений одно из слов указывает на больший признак, другое — на меньший. Эти слова можно расположить на прямой так, чтобы слово, которое означает большее отношение, располагалось правее, а слово, которое обозначает меньшее отношение, — левее.
В процессе обсуждения определяется цвет магнита, который соответствует каждому слову в паре «выше — ниже» («дальше — ближе», «тяжелее — легче», «громче — тише», «старше — младше»).
Затем следует рассмотреть несколько конкретных ситуаций.
Например: «Тигра прыгнул дальше, чем Пятачок. Каким магнитом можно изобразить Тигру, каким Пятачка?», «Самолёт летает выше, чем воздушный змей. Покажите, где самолёт, где змей?», «Шнурок толще нити. Где нить, где шнурок?», «Волк больше зайца. Какой магнит — "волк", а какой — "заяц"?», «Африка ближе, чем Австралия. Что обозначается первым магнитом: Австралия или Африка?», «Велосипед ездит медленнее автомобиля. Где обозначен велосипед?», «Алесь младше Аси. Каким магнитом его можно обозначить?».
Если выполнение задания не вызывает затруднений, можно добавить ещё один магнит другого цвета, и предложить ситуации, где нужно установить соответствие между тремя объектами.
Примеры ситуаций: «Тигра прыгнул дальше Пятачка, а Руру — дальше, чем Тигра», «Самолёт летает выше, чем воздушный змей, а ракета — выше самолёта», «Шнурок толще нити, но тоньше верёвки», «Волк больше зайца, но меньше медведя», «Австралия дальше, чем Африка, но ближе, чем Южный полюс», «Велосипед ездит медленнее автомобиля, но быстрее самоката», «Алесь младше Аси, но старше Тимы».
Переменка 1
Дидактическая игра на внимание «Согласны — не согласны». Учитель произносит различные предложения, если ученики согласны с ним, то поднимают руки вверх, если не согласны — приседают. Во время игры учащиеся стоят возле парт с закрытыми глазами. Примеры предложений: «Сахар слаще соли», «Отец старше сына», «Бегемот легче котёнка», «Золото дороже железа», «Парта ниже стула», «Учебник тоньше тетради», «Вишня меньше арбуза», «Шоколад твёрже дерева», «Ластик меньше пенала», «Берёза выше одуванчика», «Колобок хитрее Лисы».
Разбор задачи «Рыбалка в Простоквашино»
На доске открывается рисунок «Рыбалка в Простоквашино». Учитель читает условие задачи: «Однажды жители деревни Простоквашино пошли на рыбалку. Когда они забросили удочки, то оказалось, что Матроскин забросил дальше Шарика, а дядя Фёдор — дальше Матроскина. Чей поплавок был ближе к берегу?»
Каждая пара учащихся получает карточку-схему «Рыбалка в Простоквашино».
Схемы заполняются под руководством учителя в ходе анализа задачи:
1. «Матроскин забросил удочку дальше Шарика». Чей поплавок нужно отметить левее, а чей — правее?
Учитель на доске магнитами, а учащиеся на схемах точками отмечают поплавок Матроскина правее, а поплавок Шарика — левее.
2. Известно, что дядя Фёдор забросил удочку дальше Матроскина.
Где отметить поплавок Дяди Фёдора: правее или левее Матроскина?»
В схему вносятся соответствующие изменения.
3. С помощью схемы определите, чей поплавок оказался ближе к берегу?
Переменка 2
Рекомендуется проведение подвижной физкультминутки на тему «Олимпийские игры». Решение задач в группах
Учитель сообщает, что на лесных олимпийских играх в каждом виде состязаний были награждены участники, которые заняли первое, второе и третье места. Чтобы узнать, как распределились места, нужно решить задачи. Класс делится на группы по три ученика, каждая группа получает три фишки разного цвета и карточку «Лесные олимпийские игры».
Учитель знакомит учащихся с первой частью условия задачи (читает часть А), и учащиеся распределяют между собой роли (кто кем будет из действующих лиц задачи). Затем дважды читается продолжение задачи (часть Б) и ученики моделируют ситуацию на схеме (каждый выкладывает «свою» фишку). После решения задачи всеми группами она проверяется на доске. Затем учитель читает новую задачу, ученики снова распределяют роли и т.д.
Варианты задач:
Метание шишек.
А. В соревновании по метанию шишек участвовали Енот, Бобёр и Белка.
Б. Енот бросил шишку дальше Бобра, а Белка дальше Енота. Кто занял первое, кто — второе, кто — третье место?
Бег.
А. В соревновании по бегу участвовали Зайчонок, Лисёнок и Волчонок.
Б. Волчонок пробежал быстрее Лисёнка, а Зайчонок — быстрее всех. У кого первое место?
Прыжки в высоту.
А. В соревнованиях по прыжкам в высоту участвовали Лягушка, Кузнечик и Сверчок.
Б. Кузнечик прыгнул выше Сверчка, но ниже, чем Лягушка. Какое место заняла Лягушка?
Поднятие бревна.
А. В поднятии бревна соревновались Медвежонок, Лосёнок и Зубрёнок.
Б. Медвежонок смог поднять бревно тяжелее, чем Зубрёнок. А Зубрёнок — тяжелее, чем Лосёнок. Как распределились места между участниками?
Самостоятельная работа
Учитель сообщает, что победители соревнований были награждены медалями, которые были красного, синего и жёлтого цвета. Каждый ученик получает карточку «Медали». Нужно раскрасить медали, если известно, что красная медаль находится правее жёлтой, а синяя — правее красной.
Проверка выполнения задания проводится по усмотрению учителя
Занятие 15. Задачи на установление взаимнооднозначного соответствия между множествами, состоящими
из двух-трёх элементов
Цель: планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут знать: о взаимно однозначном соответствии между элементами двух множеств; уметь: устанавливать взаимнооднозначные соответствия между множествами, состоящими из двух-трёх элементов с помощью схемы.
Оборудование: рисунок «Обручи», карточки «Соедини линией» — по числу пар учеников, карточки «Профессии» — по числу групп, карточки «Детективные дела», три конверта разного цвета, изображения Холмса, Пуаро, Коломбо — по числу учеников.
Ход занятия
Разминка
На доске открывается рисунок «Обручи».
По содержанию рисунка учитель задаёт различные вопросы.
Какие фигуры находятся в синем обруче?
Ø Назовите все фигуры, которые находятся в красном обруче?
Ø Какие фигуры одновременно находятся и внутри синего, и внутри красного обруча?
Ø Какие фигуры лежат в синем и не лежат в красном обруче?
Ø Какие фигуры лежат в красном обруче и не лежат в синем?
Ø Какие фигуры лежат вне обоих обручей?
Ø В каком обруче лежат некрасные фигуры?
Ø В каком обруче не лежат большие фигуры?
Целесообразно, чтобы учащиеся отвечали индивидуально, а класс оценивал правильность ответов при помощи сигнальных карточек обратной связи («светофор» или др.).
Упражнение «Да — нет»
Учитель называет 8-10 различных утверждений по рисунку «Обручи». Если ученик согласен с утверждением, то записывает в тетради знак «+» («да»), если не согласен ставит знак «-» (нет).
Примеры утверждений: «Квадраты — красные, жёлтые и зелёные», «Квадраты — не голубые», «Треугольники — маленькие фигуры», «Треугольники — не красные фигуры», «Круги — не зелёные» и т.д.
Для проверки можно продемонстрировать правильную последовательность знаков.
Упражнение в парах «Соедини линией».
Каждая пара получает карточку «Соедини линией».
Учитель объясняет правила выполнения задания: если называется верное утверждение — от фигуры к «цвету» проводится сплошная линия, если утверждение неверное — пунктирная (образец линий следует продемонстрировать). Примеры утверждений:
Квадрат — красный. Квадрат — несиний. Квадрат — нежёлтый.
Треугольник — незелёный. Треугольник — жёлтый. Треугольник — некрасный.