Сверхсила
Физиологами установлено, что человек может усилием воли потратить только до 70% своей мускульной энергии, а остальные 30% - резерв на случай чрезвычайных обстоятельств. Приведем некоторые примеры таких обстоятельств.
Однажды полярный летчик, закрепляя лыжи у самолета, севшего на льдину, почувствовал толчок в плечо, думая, что это шутит товарищ, летчик отмахнулся: "Не мешай работать". Толчок повторился снова, и тогда, обернувшись, человек ужаснулся: перед ним стоял громадный белый медведь. В одно мгновение летчик оказался на плоскости крыла своего самолета и стал звать на помощь. Подбежавшие полярники убили зверя. "Как ты влез на крыло?" - спросили они летчика. "Прыгнул", -- ответил тот. В это трудно было поверить. При повторном прыжке летчик не смог преодолеть даже половины этого расстояния. Оказалось, в условиях смертельной опасности он взял высоту, близкую к мировому рекорду.
Во время Великой Отечественной войны при обороне Севастополя группа бойцов вкатила на вершину Сапун-горы тяжелое орудие. Позднее, когда бой закончился, даже значительно большее число людей не могли сдвинуть орудие с места.
А вот какой случай из практики тренировки космонавтов вспоминает Герой Советского Союза Н.П. Каманин в своей книге "Путь в космос начинается с зарядки".
В августе 1967 г. шла очередная тренировка космонавтов - прыжки с парашютом. Над побережьем Черного моря время от времени расцветали белые купола.
С космонавтом Алексеем Леоновым случилось ЧП: когда купол заполнился воздухом, лямка парашюта зацепилась за металлическую спинку, крепящуюся за ранцем, и обмотала ногу космонавта. Он завис вниз головой.
Приземлиться на темя или затылок - перспектива унылая. А тут еще порыв ветра понес парашютиста на прибрежные скалы… Тщетно пытался он высвободить ногу. Тогда, напрягая все силы, он отогнул металлическую спинку и вытащил из-под нее лямку… На земле, уже не один, а с помощью трех других космонавтов Алексей Леонов пытался разогнуть металл, но не смог. Просто так, без крайней нужды не получилось.
В другом случае летчик, покидая терпящий аварию самолет, руками разорвал шланг, соединяющий высотный армированный толстой стальной спиралью, тщетно пытались разорвать четыре дюжих парня. Как тут не вспомнить слова Наполеона: "Духовная сила человека относиться к физической как три к одному".
Зарегистрирован и такой случай. Человек, падая с небоскреба, зацепился рукой за штырь в стене и висел на одной руке до тех пор, пока не подоспела помощь.
Интересный пример описан и в книге Х. Линдемана "Аутогенная тренировка": "Во время ремонта тяжелого американского лимузина молодой человек попал под него и был придавлен к земле. Отец потерпевшего, зная сколько весит автомобиль, побежал за домкратом. В это время на крики молодого человека из дома выбежала его мать и приподняла руками кузов многотонной машины с одной стороны, чтобы ее сын смог вылезти. Страх за сына открыл матери доступ к неприкосновенному запасу сил".
Аналогичный случай был зарегистрирован во время землетрясения в Иране, где женщина приподняла весивший несколько центнеров обломок стены, который придавил ее ребенка. Во время другого бедствия - на пожаре, пожилая женщина вытащила из дома кованный сундук со своим добром. Когда же пожар кончился, она не смогла сдвинуть его с места, и пожарники с трудом втащили его обратно.
А вот случай, происшедший в декабре 1978 г. в мордовском селе Шейн-Майдан с Антониной Семеновой Грошевой:
"12 декабря вечером я покормила на ночь телят и шла домой с фермы. Было уже темно. Но я двадцать два года хожу по этой дороге, и боязни никакой не было. До крайнего дома оставалось с полкилометра, когда я вздрогнула от толчка сзади, и сразу же кто-то вцепился мне в ногу. Собака? Есть у нас в селе огромная злая собака, хозяева на ночь выпускают ее побегать. Я повернулась и замахнулась сумкой. И тут увидела: волк! Он сбил меня с ног, и я подумала: ну вот и смерть. Если бы не платок, так бы оно и было, потому что зверь вцепился мне в горло. Я схватила руками его за челюсти и стала их разжимать. А они как железные. И у меня откуда-то силы взялись - левой рукой оттянула нижнюю челюсть, а когда хотела схватить и правой - рука скользнула в пасть. Я протолкнула ее поглубже и поймала язык. Наверное, волку от этого сделалось больно, потому что он перестал рваться, и я смогла подняться на ноги. Кричала, звала на помощь, но никто не услышал, а может, и слышали да испугались - мало ли что ночью бывает". Далее Антонина Семеновна тащила волка за язык более полукилометра до своего дома и убила его тяжелым дверным засовом.