Определите исконное значение слов.

Задания (нефилологи)

Прочитайте строки из произведения А.С. Пушкина и ответьте на вопросы.

1) Из какого произведения А.С. Пушкина эти строки?

2) Какое слово, использованное автором, не соответствует современной орфографической норме? Объясните причину такого написания.

Бывало, он ещё в постеле:

К нему записочки несут.

Ответ:

1) «Евгений Онегин».

2) Это слово «постеле». В пушкинское время это слово относилось не к третьему, а к первому склонению (постеля – в постеле).

2. Перепишите предложения, заменив римские числительные словами.

1) Прочитав XL главу книги, он уснул.

2) Это были LXXX школьные соревнования по шахматам.

3) Мультсериал «Футурама» начинается встречей нового МММ года.

4) Я оказался DCC покупателем в новом магазине и получил ценный приз.

Ответ:

1) сороковую;

2) восьмидесятые;

3) трёхтысячного;

4) семисотым.

Прочитайте предложения и определите частеречную принадлежность выделенных слов.

1) Дома́ в нашем городе в большинстве своём невысокие.

2) Он редко появлялся до́ма, только на праздники приходил.

3) Наш дом напоминал нам уютное гнёздышко, где по вечерам собиралась вся наша большая семья.

4) Домо́й мы возвращались уже сумерками.

5) Прошлой зимо́й мы ездили на горнолыжный курорт.

6) По утрам вместо зарядки мо́ю полы.

7) Мою́ соседку часто навещают внуки.

8) Мы про́сто опять опоздали.

9)Решение было про́сто.

10) Он не болен, про́сто очень устал.

Ответ:

1) дома́ (сущ.), до́ма (наречие), дом (сущ.), домо́й (наречие), зимой (сущ.), мо́ю (глагол), мою́ (мест.), про́сто (наречие), про́сто (крат. прил.), про́сто (союз).

Выберите верный орфографический вариант устойчивого сочетания.

Гла(з, с) вопиющего в пустыне

Да пр(и, е)будет с тобой Сила!

Г(и, е)е(н, нн)а огненная

Скр(и, е)пя сердце(м)

Власти пр(и, е)держащие

Ответ:

Глас вопиющего в пустыне.

Да пребудет с тобой Сила!

Геенна огненная.

Скрепя сердце.

Власти предержащие.

Определите исконное значение слов.

Варенье

Живот

Зелье

Колено

Красный

Лето

Неделя

Обворожить

Ответ:

Варенье – варево, то, что сварено

Живот – жизнь

Зелье – зелень, зелёное

Колено – поколение

Красный – красивый, прекрасный

Лето – год

Неделя – воскресенье, выходной день

Обворожить – околдовать

6.Установите соответствие между словами в левой и правой колонках.

Инфлюэнца Природа
Фортеция Поэт
Натура Грипп
Полон Шея
Выя Плен
Зодчий Глаза
Кормчий Воин
Очи Крепость
Витязь Рулевой
Пиит Архитектор

Ответ:

Инфлюэнца Грипп
Фортеция Крепость
Натура Природа
Полон Плен
Выя Шея
Зодчий Архитектор
Кормчий Рулевой
Очи Глаза
Витязь Воин
Пиит Поэт

7. Распределите приведенные ниже конструкции на две группы: 1) словосочетания; 2) предложения. Какие из конструкций не вошли ни в одну из этих групп? Почему?

Буду дома, очень ответственный, нашел в Интернете, самый быстрый, пользование компьютером, будет дружить, мобильная связь, синий от холода, семеро козлят, мы с тобой, кроме присутствующих, светлело небо.

Ответ.

Словосочетания: очень ответственный, нашел в Интернете, пользование компьютером, мобильная связь, синий от холода, семеро козлят, мы с тобой.

Предложения: буду дома, светлело небо.

Не входят ни в одну группу: самый быстрый (аналитическая, т.е. сложная, превосходная степень прилагательного), будет дружить (аналитическая, т.е. сложная, форма будущего времени глагола), кроме присутствующих (субстантивированное причастие с предлогом).

8. Определите ударение в именах собственных, связанных с филологией и разными видами искусства.

1) «Анджело» (поэма А.С. Пушкина)

2) Аничков мост (через реку Фонтанку в Санкт-Петербурге)

3) Шарлотта Бронте (английская писательница)

4) «Иванов» (пьеса А.П.Чехова)

5) Кабаниха (персонаж пьесы А.Н. Островского «Гроза»)

6) Макбет (шотландский король, персонаж трагедии У. Шекспира)

7) «Леди Макбет Мценского уезда» (повесть Н.С.Лескова)

8) «Казаки» (повесть Л.Н. Толстого)

9) Борис Кустодиев (русский художник)

10) Микеланджело Буонаррoти

11) Николай Новиков (русский просветитель)

12) Алексей Новиков-Прибой

13) Артур Рембо

14) «Тайная вечеря» (картина Леонардо да Винчи)

15) Фигаро (персонаж опер «Севильский цирюльник» Дж. Россини и «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта)

16) Фигаро (персонаж комедий П. Бомарше)

17) «Фигаро» (газета, Франция)

18) Н.М. Языков (русский поэт)

Ответ.

«А́́нджело» – поэма А.С. Пушкина

Ани́чков мост через реку Фонтанку в Санкт-Петербурге

Бро́нте Шарлотта – английская писательница

«Ива́нов» – пьеса А.П. Чехова

Кабани́ха – персонаж пьесы А.Н. Островского «Гроза»

Макбе́т – шотландский король, персонаж трагедии У. Шекспира

«Леди Ма́кбет Мценского уезда» – повесть Н.С.Лескова

«Каза́ки» – повесть Л.Н. Толстого

Кусто́диев Борис – русский художник

Микела́нджело Буонаррóти – итальянский скульптор, художник, архитерктор эпохи Возрождения

Новико́в Николай – русский журналист, издатель и общественный деятель эпохи Русского Просвещения

Но́виков-Прибо́й Алексей Силантьевич – русский советский писатель-маринист

Рембо́ Арту́р – французский поэт

«Та́йная ве́черя» – картина Леонардо да Винчи

Фи́гаро – персонаж опер «Севи́льский цирю́льник», Дж. Россини и «Свадьба Фи́гаро» В. А. Моцарта

Фигаро́ – персонаж комедий П. Бомарше

«Фигаро́» – газета во Франции

Язы́ков Н.М. – русский поэт

9. В русских былинах встречается город Опсков. По мнению ученых, появление там такого названия - результат ошибки. Какое сочетание слов указывает на источник этой ошибки?

(А) у Опскова; (Б) в Опскове; (В) где Опсков; (Г) вот Опсков; (Д) впереди Опсков.

Ответ. Б.

10. Заполните пробел в отрывке из шуточного стихотворения Козьмы Пруткова «Доблестные студиозусы»:

«Здорово, наш старый товарищ!

Реши поскорее наш спор: Кто доблестней, Кох или Вагнер?» –

Спросили с бряцанием шпор.

Я комнату взглядом окинул

И, будто узором прельщён:

«Мне нравятся очень... _____!» –

Сказал им и выбежал вон.

(А) картины; (Б) гардины; (В) рисунки; (Г) портьеры; (Д) обои.

Ответ. Д.

11. Какое слово можно понять и как прилагательное, и как глагол?

(А) славную; (Б) милую; (В) дельную; (Г) жалую; (Д) радую.

Ответ. Д.

12. Вставьте слово, пропущенное в цитате из «Писем русского путешественника» Н. М. Карамзина:

Не бойтесь: быстрый луч света издали озаряет ваши глаза – ещё несколько шагов, и вы опять в __________ мире, на берегу журчащей речки, среди прелестных ландшафтов.

(А) сливочном; (Б) подсолнечном; (В) кукурузном; (Г) арахисовом; (Д) машинном.

Ответ. Б.

13. Где нужна запятая?

(А) Здесь есть (...) чем поживиться. (

Б) Потом будет (...) что вспомнить.

(В) Это мало (...) кто знает. (Г) Лучше там (...) где нас нет.

(Д) Всегда есть (...) с чем сравнить.

Ответ. Г.

14. Название какого конкурса синтаксически устроено не так, как остальные? Почему?

(А) Мисс Россия; (Б) Мисс Мира; (В) Мисс Вселенная; (Г) Мисс Весна; (Д) Мисс Земля.

Ответ. Б. Род. п. зависимого слова. Все остальные конструкции – аналитичны.

Найдите речевые ошибки, охарактеризуйте их, приведите нормативные варианты.

1. Всякий раз, приезжая в Читу, я был ему чрезмерно благодарен.

2. Даже в наше время, придя к своей бабушке и дедушке, они рассказывают о себе, о своей молодости, о победах.

3. Первое, на что бросился глаз, – это чистота в салоне.

4. В связи с пожароопасной ситуацией нам нужны добровольцы, которые могли бы вывешивать в лесу аншлаги.

5. Заведующий детским садом: «Мы садим деревья вместе с родителями».

6. Ледоход пройдет аналогично предыдущего года…

(По материалам газет и ТВ).

Ответ.

1. Лексическая ошибка – неправильный выбор слова. «Чрезвычайно», а не «чрезмерно».

2. Синтаксическая – неверное использование деепричастного оборота.

3. Лексическая – использование фразеологизма. «Бросается в глаза», а не глаз.

4. Лексическая – неверный выбор слова. Другое значение слова «аншлаг».

5. Синтакисческая – нарушен порядок слов. От этого страдает смысл (как будто садят и деревья, и родителей). «Мы вместе с родителями садим…»

6. Синтаксическая ошибка, неверная форма управления – «аналогично предыдущему…».

Наши рекомендации