Динамика параметров тренировочной работы у спортсменов высокого класса в некоторых видах спорта циклического характера

    Вид спорта
Показатели трениро­вочной работы бег на средние дийтанции бег надлин­ные дис­танции Плавание гребля велоси­педный спорт (трек) велоси­педный спорт (шоссе)
Конец 60-х ГОДОВ Объем рабо­ты,км   Число трени­ровочных за­нятий 3000-5000   200— 220 4000-7000 190— 200 1800—2000   200— 230 2000— 4000   200-240 13000— 18000   220— 290 200— 250
Начало 80-Х годов Объем рабо­ты, км Число трени­ровочных за­нятий 6500— 7500   500— 550 8500— 9500   550— 600 3200— 3600   550— 600 5500— 7000   500— 550 20000— 25000   550— 600 - 35000—-40000   500— 550

отражающие объем тренировочной работы, выполняемой в течение года, увеличились практически вдвое с конца 60-х годов до начала 80-х годов, И эти величины являются далеко не предельными. Например, отдельные выдающиеся спортсмены выполняли значительно большие объемы — до 12 000 км в академической гребле, до 42 000 км в велоспорте, до 4000 км в плавании (длинные дистанции) и т. д.

Тенденция к дальнейшему увеличению объемов тренировочной работы сохраняется и в настоящее время. В частности, многие специалисты различных стран рекомендуют в ближайшие годы увеличить объем работы, затрачиваемой на подготовку спортсменов высокого класса, до 1700—2000 ч в год при 340—360 днях занятий и соревновании (сей-час эти цифры обычно не превышают соответственно 1100—1400 и 300—320). Вместе с тем практика подготовки спортивных команд в различных странах (прежде всего в СССР, ГДР, Австралии) показала, что это направление совершенствования спортивной тренировки во многих видах спорта и отдельных дисциплинах практически исчерпало свои возможности. Многие спортсмены и целые команды, чрезмерно увеличившие объемы тренировочной работы, не достигли ожидаемых результатов; резко возросло число случаев перенапряжения функциональных систем организма; сократились сроки выступления на уровне высших достижений в силу исключительно высоких физических и психических нагрузок, исчерпания адаптационных возможностей организма спортсменов. Чрезмерные величины объема работы вошли в противоречие с другими компонентами тренировочной нагрузки, отрицательно сказались на эффективности процесса специальной физической и технической подготовки спортсменов.

Второе направление — строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса со специфическими требованиями избранного для специализации вида спорта. Это выражается в резком увеличении объема вспомогательной и особенно специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы. Общая подготовка перестала играть существенную роль в тренировке спортсменов высокого класса и используется преимущественно как средство активного отдыха.

Третье направление — постоянное увеличение соревновательной практики как эффективного средства мобилизации функциональных ресурсов организма спортсменов, стимуляции адаптационных процессов и повышения на этой основе эффективности процесса подготовки. Проявляется это в увеличении числа соревновательных дней и продолжительности соревновательного периода, числа соревнований, стартов, игр, схваток и т. д.

Четвертое направление — стремление к строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов. В настоящее время отмечаются излишнее увлечение тренировочными и соревновательными нагрузками, средствами стимуляции работоспособности и одновременно недооценка полноценного отдыха, питания, восстановительных мероприятий.

Пятое направление — расширение нетрадиционных средств подготовки: использование приборов, оборудования и методических приемов, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсмена; применение тренажеров, обеспечивающих сопряженное совершенствование различных двигательных качеств (например, силы и гибкости), физическое и техническое совершенствование; Проведение тренировки в условиях среднегорья и высокогорья, позволяющее интенсифицировать процессы адаптации к факторам тренировочного воздействия, повысить эффективность непосредственной подготовки к главным соревнованиям.

Шестое направление — ориентация всей системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности. Это предусматривает не только совер­шенствование всех ее компонентов, значимых на этапе макси­мальной реализации индивидуальных возможностей, но и созда­ние соответствующего функционального фундамента на ранних этапах многолетней подготовки. При этом необходимо учитывать, что в структуре соревновательной деятельности на уровне высше­го спортивного мастерства значимыми часто оказываются компо­ненты, которые на ранних этапах в силу возрастных особенностей спортсменов и закономерностей становления спортивного мастер­ства не влияют существенно на уровень результата. Поэтому при создании функционального фундамента на этапах предваритель­ной и специализированной базовой подготовки необходимо ориен­тироваться на те составляющие, которые обеспечивают успех на уровне высших спортивных достижений. Ошибки, допущенные в этом отношении, очень трудно компенсировать на этапе макси­мальной реализации индивидуальных возможностей.

Седьмое направление — совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом как общих закономерностей становления спортивного мастерства в конкретном виде спорта, так и индивидуальных возможностей спортсменов. Здесь предусматривается ориентация на групповые и индивидуальные модельные характеристики соревновательной деятельности и подготовленности, соответствую­щую систему подбора и планирования средств педагогического воздействия, контроля и коррекции тренировочного процесса.

Анализ показывает, что это направление, опирающееся на возможность современной диагностической и вычислительной техни­ки, в настоящее время является одним из основных резервов со­вершенствования системы спортивной тренировки, так как позво­ляет создать необходимые условия для рационального управления состоянием спортсмена и протекания адаптационных изменений, обеспечивающих соответствие уровня подготовленности планируе­мой структуре соревновательной деятельности и заданному спор­тивному результату.

Глава II.

Наши рекомендации