Спортивной тренировки спортсменов

Сущность и назначение планирования, его виды

Планирование, контроль и учет— составные элементы управления под­готовкой спортсменов. Привлекая спортсменов к разработке планов, ана­лизу проделанной работы в течение определенного времени, надо иметь в виду, что эффективность подобного сотрудничества во многом зависит от того, насколько занимающиеся понимают значение планировании и уче­та, его содержание и технологию.

Под планированием подразумевают, прежде всего, процесс разработки системы планов, рассчитанных на различные промежутки времени, в рамках которых должен быть реализован комплекс взаимосвязанных це­лей, задач и содержание спортивной тренировки. Предметом планиро­вания в процессе подготовки спортсменов являются цели, задачи, сред­ства и методы тренировки, величина тренировочных и соревновательных нагрузок, внутренние сдвиги в организме спортсменов под влиянием на­грузок (тренировочный эффект), количество учебно-тренировочных за­нятий и дней отдыха, системы восстановительных мероприятий, конт­рольные нормативы, воспитательные мероприятия, условия тренировки и др. План тренировки, в свою очередь, — это документ, в котором раскрываются направленность, содержание, порядок, последовательность и сроки осуществлении тренировочных и вне тренировочных заданий, связанных с достижением поставленных тренером и спортсменом целей — ближних, промежуточных или отдаленных. Научно обоснованные планы подготовки позволяют избегать стихийности в действиях тренера и спорт­смена, излишних затрат времени, сил и материальных средств, низкого качества учебно-тренировочной работы и в конечном счете достичь более высоких результатов в избранном виде спорта. В зависимости от того, планируется ли тренировка отдельного спортсмена или команды, планы делятся на индивидуальные или общие (групповые).

Нередко разрабатываются смешанные (индивидуально-групповые) пла­ны, которые сходны по некоторым основным признакам с групповыми и в то же время учитывают индивидуальные особенности спортсменов. По дли­тельности планируемого периода можно выделить следующие разновиднос­ти планов — многолетние, годовые, месячные (на мезоцикл), недельные (на микроцикл), на тренировочный день, на одно занятие. Индивидуаль­ные планы разрабатываются как на короткие промежутки времени (отдель­ные занятия, микроциклы, мезоциклы, этап, период, год), так и на длин­ные (4 года и более). Последние обычно составляются для особо перспективных спортсменов (кандидатов в мастера спорта и выше). Груп­повые планы разрабатываются, прежде всего, на команду (в спортивных играх, гребле и др.). Для высококвалифицированных спортсменов группо­вые планы, как правило, дополняются индивидуальными.

Нужно иметь в виду, что планирование — ведущая и направляю­щая функции тренера в управлении учебно-тренировочным процессом

рис. 26.1). Центральным звеном, ядром управления является программа ренировки. Программирование — это объективная характеристика любо-о вида деятельности. Оно позволяет быть этой деятельности управляв­ши. Программа тренировки — это руководство для спортивного педагога ! его учеников. С ее помощью тренер управляет развитием подготовленно-ти спортсменов, ростом их достижений. Реализуясь через систему трени-овочных заданий, тренировочная программа вызывает определенный тре-ировочный эффект, выражающийся в изменении фактического состояния портсмена — оперативного, текущего или этапного. Информация об из­биениях этих состояний, полученная с помощью трех форм контроля — перативного, текущего и этапного, затем сопоставляется с соответству-)щими параметрами заданного (моделируемого) состояния и на основе того сравнения вносятся коррекции в план тренировки. Однако вноси-[ые тренером в этих случаях коррекции нередко являются либо преждевре-[енными, либо запаздывающими. Поэтому вероятность достижения мо-елируемого состояния в планируемые сроки снижается. Например, в юмент ответственных соревнований спортсмен может не показать свой аилучший планируемый результат, а достигнет его раньше главных стар-ов или через некоторое время после них.

Естественно, чтобы показать запланированный результат к намечен-ому времени, следует иметь опережающую информацию об уровне готов-ости спортсмена в макро-, мезо- и микроциклах тренировки. Ее можно олучить путем прогнозирования состояний спортсмена на основе сравне-ия запланированных и прогнозируемых характеристик каждого типа со-гояний спортсмена, выполненной работы, повышения эффективности носимых в программу коррекций.

Следовательно, планирование, контроль и прогнозирование тесно свя-1ны между собой, дополняют друг друга и являются неотъемлемыми эле-ентами управления тренировочным процессом.

Процесс планирования тренировки спортсменов включает следующие вязанные между собой этапы:

1) этап разработки проекта плана тренировки, который сводится к остроению модели будущего состояния спортсмена и модели тренировоч-ого процесса, обеспечивающего достижение этого состояния к опреде-гнному моменту времени;

2) этап реализации плана подготовки;

3) этап его коррекции (рис. 26.2).

Данные этапы присущи каждому виду планирования тренировки спорт-менов. Однако исходные предпосылки и содержание этапов будут разными ри разработке и реализации того или иного вида тренировочных планов, [апример, при составлении многолетнего плана структуры многолетней тре-ировки (количество этапов, их возрастные границы, продолжительность) удет иной, чем при разработке плана тренировки на один год.

Многолетнее (перспективное) планирование тренировки

Многолетний план подготовки спортсменов составляется на 2, 3 года

более, в зависимости от их возраста, подготовленности, спортивного

гажа, цикличности подготовки и других факторов. Исходными данными

спортивной тренировки спортсменов - student2.ru спортивной тренировки спортсменов - student2.ru П2

                   
  спортивной тренировки спортсменов - student2.ru   спортивной тренировки спортсменов - student2.ru
      спортивной тренировки спортсменов - student2.ru   спортивной тренировки спортсменов - student2.ru
        спортивной тренировки спортсменов - student2.ru
 

Этапный

Выбор альтернативного варианта

планирования и внесение

коррекций в тренировочный

процесс

Сравнение запланированных,

прогнозируемых и контролируемых

характеристик подготовленности

спортсмена


Текущий

Оперативный

Прогноз готовности спортсмена



                       
  спортивной тренировки спортсменов - student2.ru   спортивной тренировки спортсменов - student2.ru   спортивной тренировки спортсменов - student2.ru
 
  спортивной тренировки спортсменов - student2.ru   спортивной тренировки спортсменов - student2.ru
 
    спортивной тренировки спортсменов - student2.ru
  спортивной тренировки спортсменов - student2.ru   спортивной тренировки спортсменов - student2.ru
      спортивной тренировки спортсменов - student2.ru
        спортивной тренировки спортсменов - student2.ru
 
 
 
 

спортивной тренировки спортсменов - student2.ru

Программа подготовки
Оперативный контроль Текущий контроль

Этапный контроль

Реализация программы

Тренировочный эффект

Срочный
Отстав­ленный

Кумуля­тивный

Фактическое состояние спортсмена

Этапное
Текущее

Оператив­ное


Этапная

£

Текущая

Спортсмен

Оперативная

Сбор и оценка информации о состоянии спортсмена,

его подготовленности,

спортивных достижениях,

выполненной нагрузке

Рис. 26.1. Схема управления тренировочным процессом спортсменов

спортивной тренировки спортсменов - student2.ru спортивной тренировки спортсменов - student2.ru спортивной тренировки спортсменов - student2.ru спортивной тренировки спортсменов - student2.ru спортивной тренировки спортсменов - student2.ru спортивной тренировки спортсменов - student2.ru спортивной тренировки спортсменов - student2.ru спортивной тренировки спортсменов - student2.ru спортивной тренировки спортсменов - student2.ru спортивной тренировки спортсменов - student2.ru спортивной тренировки спортсменов - student2.ru спортивной тренировки спортсменов - student2.ru Изучение исходных предпосылок, необходимых для составления плана тренировки

~1

Формулировка цели и задач тренировки на планируемый период

Создание модели спортсмена, обеспечивающей достижение поставленной цели и задач тренировки

Выбор оптимального варианта структуры тренировочного процесса

Разработка программы тренировочных и соревновательных воздействий

Подбор комплекса восстановительных мероприятий и их распределение в тренировочном цикле

Определение сроков, программы и методики контроля подготовки спортсмена

Составление плана тренировки — текстового, графического или в форме таблицы графика

I

Реализация плана тренировки


спортивной тренировки спортсменов - student2.ru

Анализ проделанной работы и разработка нового плана

Рис. 26.2. Блок-схема основных стадий планирования подготовки спортсменов:

А - Предплановая стадия; Б - Стадия собственно разработки плана;

В - Стадия реализации плана и оценки его эффективности

для составления многолетнего плана являются: продолжительность подго­товки для достижения наилучших результатов и темпы их прироста от раз­ряда к разряду, оптимальный возраст для достижения высоких спортивных результатов, индивидуальные особенности спортсменов, материально-тех­ническое обеспечение мест занятий и другие факторы.

Вопрос о продолжительности подготовки, необходимой для достиже­ния высшего результата в том или ином виде спорта, имеет большое зна­чение для многолетнего планирования.

Средняя продолжительность достижения лучших результатов в различ­ных видах спорта у женщин составляет 4,3, а у мужчин — 4,8 года специ­альной тренировки. Эти сроки зависят от вида спорта. Так, в гимнастике для выполнения нормы мастера спорта требуется у женщин 6,1, а в волей­боле — 3,5 года.

Следовательно, при составлении многолетнего плана для каждого спорт­смена можно ориентировочно установить примерное количество лет, не­обходимое для достижения высоких результатов.

Однако в последние годы в результате совершенствования методики тренировки, врачебного контроля, улучшения социально-бытовых усло­вий жизни спортсмена, материально-технического обеспечения мест за­нятий и других факторов наблюдается тенденция к уменьшению сроков подготовки спортсменов.


спортивной тренировки спортсменов - student2.ru

<

о

II юн

■Гимнастика

■Легкая атлетика

■Тяжелая атлетика • Плавание

■Гребля на байдарках •Средние данные

III

II IКМС МС

Спортивная квалификация

Рис. 26.3. Темпы роста спортивных результатов (по В.М. Волкову и А.В. Ромашову)

МСМК

Важным показателем при разработке многолетних планов является также величина прироста спортивных результатов во времени — начиная от юно­шеских разрядов до мастера спорта международного класса.

В различных видах спорта темпы роста спортивных результатов от раз­ряда к разряду относительно стабильны (рис. 26.3). В среднем требуется 1—2 года занятий для перехода от одного разряда к другому независимо от времени начала специализации.

Несмотря на некоторую стабильность, темпы роста далеко не равно­мерны. Как видно из рис. 26.3, путь от II юношеского разряда до норма­тива Ш взрослого разряда спортсмены проходят за 2—2,5 года. Более про­должительные сроки характерны также для перехода от кандидата до мастера спорта и от мастера спорта до мастера спорта международного класса (2,5— 4,5 года).

Чтобы правильно строить многолетний план, нужно знать, какой возрастной период наиболее благоприятен для достижения высших ре­зультатов. Основным критерием в данном случае является возраст их до­стижения.

В настоящее время в многолетней динамике спортивных результатов выделяют три возрастные зоны: 1) зону первых больших успехов; 2) зону оптимальных возможностей; 3) зону сохранения высоких результатов (З.Важ-ны, Д. Мишев и др.) (табл. 26.1).

Таблица 26.1 Возрастные зоны спортивных успехов в разных видах спорта

Вид спорта Зона первых успехов Зона оптимальных возможностей Зона сохранения высоких результатов
  Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен.
Плавание 14-17 12-15 18-22 16-20 23-25 21-23
Прыжки в воду 18-21 16-19 22-26 20-24 27-30 25-28
Гимнастика 19-21 15-18 22-27 19-24 28-32 25-30
Фехтование 18-21 17-19 22-28 20-26 29-32 27-30
Велоспорт 19-21 17-19 22-26 20-24 27-30 25-28
Борьба 20-23 24-28 29-32
Тяжелая атлетика 20-24 25-30 31-34
Бокс 18-20 21-25 26-28
Гребля академическая 17-20 16-18 21-25 19-24 26-28 25-28
"ребля на байдарках и каноэ 18-20 16-18 21-25 19-24 26-28 25-30
Современное пятиборье 21-23 __ 24-27 28-30  

I Леша £u. i шагтрииапие, кипфиль и yici а нрицсиос tiiufjmDnun фенириьси uuupiUMenuB

J

Продолжение таблицы 26.1

Баскетбол 20-22 16-18 23-26 19-25 27-30 26-28
Футбол 21-22 23-26 27-30
Стрельба 20-25 18-20 26-30 21-30 31-40 31-40
Конный спорт 23-25 20-22 26-30 23-25 31-40 26-30
Парусный спорт 23-25 26-35 36-40
Водное поло 20-21 22-25 27-30
Фигурное катание на коньках 15-16 14-15 17-25 16-24 26-30 25-28
Лыжные гонки 20-22 18-22 23-30 21-25 31-36 26-30
Прыжки на лыжах с трамплина 15-17 __ 18-25 __ 26-30 _____
Северное двоеборье 18-19 20-25 26-30
Слалом 17-18 16-17 19-25 18-24 26-30 26-30
Скоростной спуск 18-19 17-18 20-25 19-25 26-30 26-30
Скоростной бег на коньках 18-19 17-18 20-25 19-24 26-30 25-30
Хоккей 20-28 24-29 30-32
Легкая атлетика            
Бег 100 м 19-21 17-19 22-24 20-22 25-26 23-25
Бег 200 м 19-21 17-19 22-24 20-22 25-26 23-25
Бег 400 м 22-23 20-21 24-26 22-24 27-28 25-26
Бег 800 м 23-24 20-21 25-26 22-25 27-28 26-27
Бег 1500 м 23-24 25-27 28-29
Бег 5000 м 24-25 26-28 29-30
Бег 10 000 м 24-25 26-28 29-30
Марафон 25-26 27-30 31-35
Бег 100 м с барьерами 18-20 21-24 25-27
Бег ПО м с барьерами 22-23 __ 24-26 __ 27-28
Бег 400 м с барьерами 22-23   24-26   27-28
Бег 3000 м с препятствиями 24-25 __ 26-28 __ 29-30
Ходьба 20 км 25-26 27-29 30-32

гаедьл ш. 1еорин и мкшдика ипорта

Продолжение таблицы 26.1

Ходьба 50 км 26-27 28-30 31-35
рыжки в высоту 20-21 17-18 22-24 19-22 25-26 23-24
[рыжки в длину 21-22 17-19 23-25 20-22 26-27 23-25
ройной прыжок 22-23 24-27 28-29
рыжки с шестом 23-24 25-28 29-30
Толкание ядра 22-23 18-20 24-25 21-23 26-27 24-25
У1етание диска 23-24 18-21 25-26 22-24 27-28 25-26
Метание копья 24-25 20-22 26-27 23-24 28-29 25-26
Летание молота 24-25 26-30 31-32
Десятиборье 23-24 25-26 27-28
Пятиборье 21-22 23-25 26-28

В различных видах спорта возрастные границы зон спортивных ре-этатов у мужчин и женщин неодинаковы. Так, у мужчин в плавании, урном катании, прыжках на лыжах с трамплина первая зона находится эеделах 14—17 лет, а в беге на 10 000 м и десятиборье — 23—25 лет. Эти шчия связаны со специфическими особенностями данных видов спорта. [ многолетнего планирования достижений спортсменов наибольший ерес представляет первая из зон. От прироста результатов в этой зоне в ьшинстве случаев зависят и следующие достижения. Поэтому много-iee планирование должно быть направлено на то, чтобы спортсмены гигли результатов мастера спорта уже в пределах первой зоны.

Содержание перспективного плана, методические указания к его состав-ню.Перспективные планы составляются как для группы спортсменов, и для одного спортсмена. В первом случае разрабатывается общий, во эом — индивидуальный план. Общие перспективные планы должны гржать лишь отдельные отправные данные, ориентируясь на которые, <но было бы правильно осуществить годовое планирование.

Общий перспективный план тренировки обычно состоит из следую-< разделов:

1. Краткая характеристика группы спортсменов или команды.

2. Цель и главные задачи многолетней тренировка.

3. Этапы подготовки и их продолжительность.

4. Основные соревнования на каждом этапе.

5. Основная направленность тренировочного процесса по этапам.

6. Распределение занятий, состязаний и отдыха на каждом этапе.

7. Спортивно-технические показатели по этапам.

8. Контрольные нормативы, характеризующие различные стороны готовленности спортсменов.

9. Изменения в составе команды (в спортивных играх).

Наши рекомендации