Условия для спортивной тренировки

4.2.1. Спортивные сооружения.Бесспорно, материально-техническая база, то есть условия вешней среды для занятий спортом, — очень важная часть спортивной подготовки. Здесь описаны требуемые условия я занятий спортом на очень высоком уровне. Понимаю, что сейчас у вас может и не быть таких условий, но их надо знать. Природные условия. Занятия на природе вы можете использовать очень широко как летом, так и зимой.

Спортсмены любой специализации получат очень много для воспитания общих и специальных физических и психических качеств, тренируясь на тропинках разного профиля, преодоле­вая водные преграды, бегом по мелкому броду и вплавь с при­менением подручных средств, передвигаясь по бревну и в висе на канате через ров, перепрыгивая и перелезая через естествен­ные препятствия, поднимаясь на одно дерево и перебираясь с него на другое, проходя участки с расчисткой завалов и буре­ломов, двигаясь по глубокому снегу без лыж, метая гранаты на дальность и в цели неподвижные и движущиеся. Упражнения на местности можно проводить круглый год, даже в плохую погоду, уделяя им время в зависимости от вида спорта и задач подготовки.

Простейшие сооружения на местности позволяют более полно использовать природные условия. Это освещенные лыжные трассы и кроссовые тропинки, городки с перекла­динами, канатами, лестницами и другие устройства для фи­зических упражнений, круговые дорожки и площадки со снарядами для ОФП и СФП, тренажеры под навесами, пес­чаные насыпи для прыжков в высоту и длину, ровные травя­ные или с утоптанным снегом участки для прыжковых уп­ражнений, круги для метаний, помосты для штанги, простей­шие площадки в лесу для баскетбола, волейбола и других игр и т.д.

Закрытые спортивные сооружениясоздают все условия для круглогодичной подготовки во многих видах спорта, где требуются лимитированные правилами соревнований залы (гимнастика, спортивные игры, плавание, прыжки в воду, водное поло, хоккей и фигурное катание, конькобежный спорт; для видов спорта, чередующих тренировку на откры­том воздухе с подготовкой в манежах легкоатлетов, тенни­систов, футболистов, конников, стрелков и др.).

Учебно-тренировочные занятия по гимнастике обычно прово­дятся в специально оборудованных гимнастических залах или на открытых площадках (в гимнастических городках).

Строительными нормами и правилами предусмотрены залы для занятий гимнастикой, указанные в табл. 1.

ТАБЛИЦА 1

№п/п Название зала Размеры, м Пропускная способность
Длина Ширина Высота
1. Спортивно-гимнастический зал на один комплект снарядов           8 м2 на человека
2. Спортивно-гимнастический зал (расширенный)      
3. Зал на два комплекта снарядов при одном ковре для вольных упражнений      
4. Зал для художественной гимнастики (с 1 площадкой 12×12 м)       10 м2 на одного человека
5. Зал для школ сельской местности 24-30 12-15 35-55 человек в смену

При залах необходимы вспомогательные помещения для снаря­дов, комнаты для учителей, раздевальные (мужская и женская), а также душевые и уборные. Располагать их надо так, чтобы удоб­но было ими пользоваться — не выходя в общий коридор. Для хра­нения снарядов и гимнастического оборудования сооружается кла­довая (снарядная), соединяющаяся с залом дверью или открытым проемом шириной не менее 2 м, без порога. В ней должны быть специальные шкафы, пирамиды (приспособления) для хранения инвентаря.

Раздевальные оборудуются двухъярусными шкафчиками (0,3х 0,5х0,8 м) для хранения вещей занимающихся и скамейками, а также специальной мебелью, сушильными шкафами, электропо­лотенцами, мойками для ног, умывальниками универсального на­значения и др.

4.2.2. Гигиенические требования к эксплуатации залов.Зал и его под­собные помещения должны быть удобными для уборки и для учеб­ного процесса. Стены не должны иметь выступов, неровностей на высоте 1,75 м от пола. Окрашивают их масляной краской в свет­лые тона или обивают сплошной деревянной панелью без зазубрин, накладок или выступов.

Потолки также окрашивают масляной краской в светлые тона. Пол делают по типу палубного, ровным, без трещин, нескользким, обладающим упругими, тепло- и звукоизоляционными свойствами. Отопительные приборы закрывают решетками в уровень с плос­костью стен. Окна обычно размещаются по продольным стенам. Для равномерного освещения пола целесообразно двустороннее освещение (окна с двух сторон зала).

В зале для занятий различными видами гимнастики, как прави­ло, поддерживают постоянную температуру (18—20° по Цельсию). Влажность воздуха должна быть в пределах 50—60%.

Вентиляция удобна естественная и искусственная (приточно-вытяжная и обогреваемая), обеспечивающая трехкратный обмен воздуха в час (с притоком свежего воздуха из расчета 80 м3 в час на 1 человека).

Световая площадь окон должна быть не менее V5 площади пола. Окна должны располагаться не ниже 1,5 м от пола. Электрический свет необходим мягкий, достаточный (150 люксов на уровне пола).

Раздевальные размещают рядом с залом. Все помещения сле­дует регулярно убирать (влажная уборка ежедневно после каждо­го занятия и генеральная — раз в 1—2 недели). Рациональная эксплуатация и тщательный уход за залом обеспечивают его хоро­шее состояние, что способствует эффективности проводимых в зале занятий.

Необхо­димо иметь киноэкран для демонстрации слайдов, киноматериалов, видеофильмов, а также методическую литературу и учебные пособия, стенды. Для спортивной гимнастики, спортивной акробатики и художественной гимнастики оборудуют специализи­рованные залы с постоянным размещением в них необходимых гимнастических снарядов и оборудования.

4.2.3. Оборудование гимнастических залов.Для занятий основной, спортивной и другими видами гимнастики в залах должны быть специальные снаряды и инвентарь. Количество снарядов в том или ином зале определяется числом одновременно в нем занимающих­ся (табл. 1).

Расстановка гимнастических снарядов в зале производится с учетом характера учебного процесса. В центре зала рекомендуется расположить помост для вольных упражнений размером 14x14 м ковер для соревнований равен 12 х 12 м); вдоль одной из продольных стен обычно отводится место для опорных прыжков; перекла­дину принято ставить на заднем плане по отношению к входу в зал, а на переднем — брусья, гимнастическое бревно и коня с руч­ками. Шесты и канаты крепятся на монорельсе параллельно торцо­вой стене, а гимнастическая стенка — по торцовой или продольной стене зала. Гимнастические снаряды (особенно переносные) долж­ны быть установлены так, чтобы их удобно было убирать (с по­мощью специальных транспортных тележек).

4.2.4. Спортивные базы и центры — необходимое условие для подготовки спортсменов к мировым достижениям, к побе­дам на чемпионатах Европы, Мира и Олимпийских играх.

Опыт показывает, что тренеры и спортсмены, энтузиас­ты своего вида спорта могут начинать организацию спортив­ного центра своими силами буквально на пустом месте. С помощью спорткомитета, общественных и хозяйственных организаций удается достигнуть больших успехов в строительстве и оборудовании спортсооружений, в создании
спортивных баз и центров. I
Спортивные центры, в том числе и в горных условиях, обычно предназначены для совместного использования спортсменами различных специальностей. Здесь широко применяют закрытые и открытые спортивные сооружения, комплексы для разных видов подготовки. Спортсмены всех специализаций тренируются в зале, купаются в бассейне для активного отдыха, бегают по дорожкам манежа и стадиона, упражняются в тяжелоатлетическом зале. Естественно, что многие другие объекты спортивного центра (гостиница, аудитории, медицинская часть, средства восстановления,
научные лаборатории, столовая, библиотека и др.) нужны всем спортсменам.

Спортивной базе необходим крупный восстановительный центр, оборудованный и оснащенный по последнему слову медицинской науки в области физиотерапии, бальне­ологии, гидротерапии, фармакологии и других средств восстановления и реабилитации.

Для теоретической подготовки по спортивной специализации и продолжения образования по другим научным дисциплинам, а также для расширения литературного кругозора необходимы библиотека и учебно-методический кабинет. Последний ведет работу со спортсменами и тренерами, рекомендуя научно-методическую литературу, организует об­суждение новых книг и проблем подготовки, осуществляет другие мероприятия.

Идеально, если спортивная подготовка осуществляется в условиях единства места. В этом случае спортсмены живут, учатся, тренируются, питаются, восстанавливаются, в том числе в реабилитационном комплексе, подвергаются медико-биологическому контролю и исследованию, проводят культурный досуг и др. в стенах одного учебного заведения: школы-интерната, спортивного центра, ДЮСШ и др. Опыт показал огромное преимущество таких спортивных центров, по­зволяющих спортсменам не терять время на переезды в горо­де, выполнять большие объемы тренировки, быть бодрыми и жизнерадостными и, что очень важно, сохранять требуемую связь между нафузкой, восстановлением, медико-биологичес­ким обеспечением и другими частями ССП.

В ряде случаев целесообразно строить спортивные цент­ры более узкой направленности, например, только для греб­цов, только для пловцов, прыгунов в воду и игроков в вод­ное поло; для современных пятиборцев, для футболистов, для конькобежцев и фигуристов, для лыжников, горнолыж­ников и прыгунов на лыжах, для стрелков и др.

Условия для учебно-тренировочного сбора, в том числе и в горах, должны обеспечивать также все, что требуется для жизни спортсменов, их тренировки, восстановления, актив­ного отдыха и культурного досуга.

Лучше, когда спортивный центр, база расположены на берегу реки или озера, в лесопарке или на опушке леса. Жи­вописная природа, разнообразие внешних условий — важ­ный фактор в подготовке спортсменов.

Нужно стремиться к тому, чтобы в спортивном центре царила дружеская, спокойная обстановка, чтобы между спортсменами, администрацией базы и обслуживающим пер­соналом были внимательные и душевные отношения. Нельзя пренебрегать требованиями современного дизайна — все должно быть красиво и удобно.

Спортивные сооружения, используемые однодневно, с приездом из города или из основного спортивного центра (трамплины для прыжков на лыжах, горнолыжные трассы, склоны для дельтапланеризма, площадки в лесу для спортив­ных игр и др.) должны иметь условия для отдыха и восста­новления — до начала тренировки, между занятиями и пос­ле них. Это позволяет тренироваться более эффективно и несколько раз в день.

Тренеры, врачи, ученые должны иметь свое место для Жизни и работы в любом спортивном центре, что значительно увеличивает время их контактов со спортсменами и по­зволяет осуществлять в наиболее полной мере руководство, контроль и исследования.

Разнообразие внешних условий, в которых спортсмены живут, тренируются и отдыхают, проводят свой культурный досуг, улучшает психо-физиологическое состояние спортсмена, повышает его работоспособность, уменьшает утомление, ускоряет восстановление, помогает росту спортивного мастерства. Разнообразными должны быть в первую очередь места тренировки: кроссовые дорожки — с разным рельефом, грунтом; беговые дорожки — синтетические, опилочные, песчаные; конькобежные дорожки со льдом, отличным для скольжения, с более трудным и очень тяжелым. Гимнастические снаряды — менее и более упругие и эластичные перекладины и брусья; для прыгунов в воду — разная высота площадок и трамплинов; для спортивных игр — уменьшенные, нормальные и увеличенные размеры поля; для пловцов — разная длина бассейнов и др.

В каждом виде спорта можно широко использовать разнообразие мест занятий, что повышает не только эмоциональный фон, но и формирует более совершенную технику движений, основанную не на жестком стереотипе двигательного навыка, а на его подвижности. Спортсмен приобретает уме­ние более тонко и гибко координировать движения, выражая через них не заученную структуру, а управление высшего класса с соразмерным проявлением имеющегося уровня разных компонентов подготовленности. На этой основе спортсмен также повышает свою психическую устойчивость и способность более эффективно проявлять волевые качества.

Вносит разнообразие в подготовку спортсменов и снижает психологическую нагрузку изменение внешней обстановки: тренировка в лесу, на поляне, в парке и т.д.; на разных стадионах и полях, в различных бассейнах и пр.; с наличием зрителей и без них; с музыкой и без. Настройка на тренировку будет успешнее, если, идя по дорожке к месту тренировки, спортсмен видит зеленую стену деревьев, подстриженные газоны, цветоч­ные клумбы, фонтаны, увитую плющом беседку и т.д.

В закрытых помещениях те же требования к красоте и привлекательности обстановки: продуманная краска стен и пола, яркие цвета снарядов, тренажеров, скамеек, оборудо­вания. Светящиеся слайды на стенах, зелень и цветы, хвой­ный аромат и тихая мелодичная музыка. При этом каждый зал, манеж обычно имеет свое оформление, и потому спорт­смен, попадая в новую для него среду, испытывает чувство подъема, и тренировка проходит успешнее. Разумеется, это не значит, что спортсмен каждое занятие проводит в новом месте. Это не целесообразно по ряду причин, но главная из них — необходимость проведения определенных микроцик­лов и этапов тренировки в постоянных условиях, особенно при овладении новыми упражнениями, новыми нагрузками и упрочения техники. Но время от времени менять место занятий необходимо.

Надо также менять внешние условия на постоянном ме­сте тренировки путем перекраски всего, что можно, в яркие, красочные тона, гармоничным, радующим взор сочетанием. Особо впечатляющее значение имеют новые цвета стен и пола. Естественно, что любая перекраска не должна нару­шать требования правил состязаний. Меняется также раз­личное оформление, в том числе стенды и щиты с призыва­ми, бодрыми словами и советами.

Желательно, чтобы крупные изменения обстановки про­ходили 1—2 раза в год, а другие — чаще.

Если помечтать, то можно представить себе возможность быстрой трансформации обстановки в закрытом помещении. Словно на театральной стене автоматические механизмы по­воротом стенных покрытий или опусканием декораций изме­няют цвет и форму, создают цветущий сад или уходящий в даль простор: трибуны огромного стадиона или строгую об­становку спортивной лаборатории. Соответственно изменя­ется яркость света, его цвет и расположение светильников. влажность и сухость воздуха, возникают порывы ветра и пр. Звучит различная музыка, распространяется новый аромат. Я говорю вам об этом не только потому, что верю — так будет в будущем, — но и потому, что хочу усилить в вас твор­ческое желание разнообразить условия тренировки.

Наши рекомендации